14 июн 2022 · 07:03    
{"document":[{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Предыдущую публикацию по данной теме можно прочитать по "},{"type":"string","attributes":{"href":"https://pabliko.ru/@lah/puteshestvie_v_kitaj_nachalo_prikljuchenija-18097/"},"string":"этой ссылке"},{"type":"string","attributes":{},"string":"."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Здесь под китайскими крышами понимаются многоярусные черепичные крыши с прогнутыми вниз скатами и загнутыми вверх нижними частями ребер. Я не встречал в опубликованной литературе удовлетворительного объяснения функционального смысла последней особенности крыш. Одно из неудовлетворительных – загнутые вверх ребра крыш отпугивают от жилищ и храмов злых духов."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"imgpreview.jpeg","filesize":220688,"height":1200,"pic_id":77803,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/06/13/imgpreview_OtVB7Ee.jpeg","width":960}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Черепица на китайских крышах представляет собой половинку цилиндра и не имеет каких-либо пазов или выступов. Она свободно лежит выпуклой стороной вниз на рейках. При этом края соседних рядов смыкаются. Место их смыкания перекрыто такой же черепицей, лежащей выпуклой стороной вверх. Вся черепица держится на крыше только под действием собственного веса. Самым устойчивым участком ската крыши является его центральная часть. Здесь каждая лежащая на рейках черепица “держится” несколькими рядами соседних черепиц. При плоском скате самой неустойчивой частью будут его острые углы, примыкающие к нижним частям ребер крыши. На них черепица надежно держится другими рядами черепицы только со стороны центрального участка ската. При прочих равных условиях сползание черепицы под действием микро- и макросейсмических воздействий и собственного веса произойдет, в первую очередь, на острых углах ската. Это слабое место крыши укрепляется путем загибания ее ребер в их нижних частях вверх. При этом, та рейка, которая ближе к краю ската, оказывается выше соседний рейки, и черепица лежит своим боком на нижней рейке и фиксируется верхней. Это придает острым углам ската крыши дополнительную устойчивость."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Таким образом, загнутые вверх ребра китайских крыш являются их конструктивной характеристикой, которая обусловлена определенными функциональными требованиями, связанными с особенностью черепицы."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"Горные дороги"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Дороги в горах можно строить, в основном, двумя способами: срезанием части склона (строительство тоннелей и ниш – частный случай срезания части склона) или возведением на нем инженерных сооружений. Исключение составляют речные террасы и сырты (верхние, почти плоские части гор). На них дороги строятся практически такими же способами, как и на равнинах. Но построить горную дорогу – полдела. Ее эксплуатация (поддержание в рабочем состоянии) требует больших трудозатрат. Дороги постоянно разрушаются, в основном факторами, связанными с водой: водными потоками, оползнями, обвалами и др. Есть общая закономерность – чем выше по склону проложена дорога, тем меньше негативное влияние на ее состояние этих факторов."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Сегодня при наличии мощной техники и взрывчатых веществ преобладает способ строительства горных дорог, основанный на срезании части склона. Но так было не всегда. В исторические времена строительство горных дорог за счет инженерных сооружений могло быть в некоторых конкретных условиях наименее трудозатратным. Влияние же негативных факторов, связанных с водой, делало более предпочтительным для строительства дорог верхнюю часть склонов гор и сырты. То есть, две характеристики горных дорог, затраты на их строительство и поддержание в рабочем состоянии, вполне могли обеспечить в прошлом их строительство, в основном, за счет возведения инженерных сооружений на сыртах и верхних частях склонов гор."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Горные дороги в прошлом имели еще две характеристики: они должны были обеспечивать возможность контроля со стороны государства за передвижением по ним людей и грузов, а также безопасность путников от нападения мелких шаек грабителей. При совокупном рассмотрении всех характеристик горных дорог строительство Великой Китайской Стены/Дороги (инженерного сооружения), в основном, на верхних частях склонов гор вполне могло являться оптимальной инженерно-экономической реализацией политического решения правителей древнего Китая – иметь на севере страны хорошую магистральную дорогу."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Особый вопрос о трудозатратах на строительство Стены/Дороги. Насколько я знаю, тот объект, который называется “Великая Китайская Стена” и который туристы осматривают под Пекином, – новострой, соотносящийся непонятным образом с реальным историческим объектом. О нем и говорить незачем. Реальная же Стена/Дорога могла быть построена теми способами, которыми ведется традиционное строительство инженерных сооружений в горной местности. Самый малозатратный из них – возведение двух параллельных каменных стен без применения связующего материала с последующей бутовкой грунтом и щебнем пространства между ними. Зубцы с обеих сторон этой дороги могли играть роль бордюров. О прочности этого типа сооружений свидетельствуют реальные объекты, которые я видел в Тибете. Один из них – стена, защищающая первую (самую нижнюю) речную террасу от разрушения горной рекой. Стена построена из камней без применения связующего материала. Ее основание находится непосредственно в реке (под водой). Возможно, речная терраса “досыпана” в сторону реки. Высота стены над водой – около 6 метров. Ширина террасы – от 4 до 12 метров. Общая протяженность укрепленной стеной террасы – несколько километров. На террасе выращивается кукуруза. (А. Тюрин)"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"Продолжение следует..."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Изображение взято с сайта: https://media.baamboozle.com/uploads/images/41367/1608738255_608914","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/png","filename":"Снимок экрана 2022-06-13 в 21.49.22.png","filesize":637025,"height":418,"pic_id":77802,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/06/13/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA_%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0_2022-06-13_%D0%B2_21.49.22.jpeg","width":628}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[1987,2033]}
Комментарии 2