Американские исследователи показали, что 20% будущего интеллекта приобретается к концу 1-го года жизни, 50% — к 4-м годам, 80% — к 8 годам, 92% — до 13 лет. Очевидно, что уже в этом возрасте может быть достигнута высокая предсказуемость “потолка” будущих достижений.
После 6 лет у ребенка активно развивается логическое мышление. Ребенок уже способен анализировать, обобщать, делать заключения, выносить что-то основное из увиденного, услышанного или прочитанного.
В более взрослом возрасте у ребенка появляется то, что Жан Пиаже назвал “барьерным пониманием”: в игре дети способны без всякого обучения усвоить понятия о форме предмета, величине, количестве, но им трудно перейти через барьер понятия отношений. Например, они не могут сообразить, где больше по величине, а где больше по количеству.
Одна из распространенных ошибок встречается в задачах подобного типа: на двух листах нарисованы груши. На одной семь, но они очень маленькие и занимают половину листа. На другом – три груши, но они большие и занимают весь лист. На вопрос, где груш больше, большинство детей дает неправильный ответ, указывая на лист с тремя грушами.
Во время обучения в школе формируется словесно-логическое мышление, которое позволяет обращаться со словами, обозначающими явления или предметы. Оно вырастает из образного мышления и помогает анализировать и синтезировать, рассуждать, делать выводы, классифицировать, сравнивать, выделять главное и второстепенное.
Логическое мышление проходит несколько этапов становления:
Овладение умением сравнивать, обобщать, разбивать на группы, классифицировать. Очень полезны для развития логического мышления детей математические задания, обучающие выделению общих признаков и классификации.
Моделирование.
Умение работать по алгоритму и составлять алгоритмы.
Комбинаторика.
Решение задач на сообразительность и зачатки использования научной информации.
Уточнение смысла, заложенного в сказках, пословицах, загадках.
Решение ребусов.
Психологи дают следующие рекомендации к развитию логического мышления:
Используйте упражнения, в которых нужно восстановить пропущенную часть рассказа. Отсутствовать могут как начало, так и конец или даже середина повествования. Додумывая, предполагая, фантазируя, ребенок развивает не только логику, но и речь, воображение, пополняет словарный запас, то есть развивает мышление комплексно.
Не торопите ребенка, не спешите исправить его ошибки, дайте ему время подумать еще и попробовать найти ее самостоятельно. Все дети разные, и то, что одному дается легко и быстро, для другого представляет сложности. И некоторым детям нужно больше времени на анализ и поиски решения. На результатах могут сказаться: особенности темперамента ребенка, обстановка, настроение, восприятие, внимательность, память, мотивированность, настрой.
Не торопитесь подсказывать правильный ответ. Если решение ребенка неверно – похвалите его за старание найти правильное решение, подбодрите за то, что искал или нашел оригинальный, необычный способ решения, и покажите, что решить такую задачу поначалу непросто, и что в следующий раз у него обязательно получится лучше.
Старайтесь заниматься в одно и то же время. Пусть ребенок ждет его с нетерпением.
Постепенно наращивайте уровень сложности заданий, но именно постепенно: нагрузка не должна быть непосильной, и в то же время она должна чуть усложняться, а задания – становиться разнообразнее. Только при условии регулярной и систематической работы можно вырастить эрудированного и интеллектуально развитого ребенка.
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Из Яндекс.Фото", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "9.jpg", "filesize": 192854, "height": 1500, "pic_id": 229768, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/09/9.jpeg", "width": 1500}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Американские исследователи показали, что 20% будущего интеллекта приобретается к концу 1-го года жизни, 50% — к 4-м годам, 80% — к 8 годам, 92% — до 13 лет. Очевидно, что уже в этом возрасте может быть достигнута высокая предсказуемость “потолка” будущих достижений."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После 6 лет у ребенка активно развивается логическое мышление. Ребенок уже способен анализировать, обобщать, делать заключения, выносить что-то основное из увиденного, услышанного или прочитанного. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В более взрослом возрасте у ребенка появляется то, что Жан Пиаже назвал “"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "барьерным пониманием"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "”: в игре дети способны без всякого обучения усвоить понятия о форме предмета, величине, количестве, но им трудно перейти через барьер понятия отношений. Например, они не могут сообразить, где больше по величине, а где больше по количеству. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Одна из распространенных ошибок встречается в задачах подобного типа: на двух листах нарисованы груши. На одной семь, но они очень маленькие и занимают половину листа. На другом – три груши, но они большие и занимают весь лист. На вопрос, где груш больше, большинство детей дает неправильный ответ, указывая на лист с тремя грушами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во время обучения в школе формируется "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "словесно-логическое мышление,"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " которое позволяет обращаться со словами, обозначающими явления или предметы. Оно вырастает из "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "образного мышления"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " и помогает анализировать и синтезировать, рассуждать, делать выводы, классифицировать, сравнивать, выделять главное и второстепенное. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Логическое мышление проходит несколько "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "этапов становления"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ":"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Овладение умением "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "сравнивать, обобщать, разбивать на группы, классифицировать."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Очень полезны для развития логического мышления детей "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/razvitie_matematicheskih_sposobnostej_u_rebenka-68389/"}, "string": "математические задания"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", обучающие выделению общих признаков и классификации. "}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Моделирование"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Умение работать по алгоритму и составлять "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "алгоритмы"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Комбинаторика"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Решение задач на "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "сообразительность"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " и зачатки использования научной информации."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Уточнение "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "смысла"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", заложенного в сказках, пословицах, загадках."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Решение "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "ребусов"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Психологи дают следующие"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": " рекомендации"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " к развитию логического мышления:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Используйте упражнения, в которых нужно "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "восстановить пропущенную часть рассказа"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Отсутствовать могут как начало, так и конец или даже середина повествования. Додумывая, предполагая, фантазируя, ребенок развивает не только логику, но и речь, воображение, пополняет словарный запас, то есть развивает мышление комплексно."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/pooschrenie_rebenka-66983/"}, "string": "Поощряйте "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@laboratory/pooschrenie_rebenka-66983/"}, "string": "даже "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/pooschrenie_rebenka-66983/"}, "string": "маленький успех"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": " ребенка"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ": это станет мотивировать его и приблизит его к новым достижениям."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Не торопите ребенка"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", не спешите исправить его ошибки, дайте ему время подумать еще и попробовать найти ее самостоятельно. Все дети разные, и то, что одному дается легко и быстро, для другого представляет сложности. И некоторым детям нужно "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/osobennosti_medlitelnyh_detej-68012/"}, "string": "больше времени на анализ "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "и поиски решения. На результатах могут сказаться: особенности темперамента ребенка, обстановка, настроение, восприятие, внимательность, память, мотивированность, настрой."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Не торопитесь подсказывать"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " правильный ответ. Если решение ребенка неверно – похвалите его за старание найти правильное решение, подбодрите за то, что искал или нашел оригинальный, необычный способ решения, и покажите, что решить такую задачу поначалу непросто, и что в следующий раз у него обязательно получится лучше."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Старайтесь заниматься в одно и то же время"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Пусть ребенок ждет его с нетерпением."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Постепенно наращивайте уровень сложности"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " заданий, но именно постепенно: нагрузка не должна быть "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/utomlenie_u_rebenka-67682/"}, "string": "непосильной"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", и в то же время она должна чуть усложняться, а задания – становиться разнообразнее. Только при условии регулярной и систематической работы можно вырастить "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/operezhajuschee_razvitie_rebenka-66576/"}, "string": "эрудированного и интеллектуально развитого"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " ребенка."}], "attributes": ["numberList", "number"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "***"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Еще на тему “развитие мышление у ребенка”:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/razvitie_tvorcheskogo_myshlenija_u_rebenka-69035/"}, "string": "Развитие творческого мышления у ребенка"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@laboratory/logicheskoe_myshlenie_u_rebenka-65748/"}, "string": "Логическое мышление у ребенка"}], "attributes": []}], "selectedRange": [2589, 2589]}
Есть прекраснейшая платформа LogicLike (сайт). Как раз на все типы заданий по логике. Старший сын 2 года занимался, участвовал в олимпиадах, в школе сейчас один из лучших по математике. Теперь младший добавился. Выстроено в игре, очень занимательно и интересно. Рекомендую. Подписалась, давайте дружить каналами)
Комментарии 3