В 1545 году Козимо I, основатель династии Медичи, решил увековечить свое имя, заказав фрески для капеллы собора Сан Лоренцо во Флоренции. Он остановился на Якопо да Понтормо. Преуспевающий в течение долгих лет художник, Якопо Понтормо хотел, чтобы фрески стали венцом его творчества.
Первым его желанием было закрыть капеллу, чтобы никто не увидел рождение шедевра или не украл идеи живописца. Когда в капеллу случайно вторглись любопытные юнцы, Якопо еще более усилил внешннее кольцо охраны.
Якопо Понтормо расписал потолок капеллы сценами из Библии: “Сотворение мира”, “Адам и Ева”, “Ноев ковчег” и т. д. В верхней части центральной стены он написал “Христа во славе”, поднимающего мертвых из гробов в день Страшного Суда.
Художник работал одиннадцать лет, почти не покидая капеллу, так что у него развилась боязнь человеческого общения и страх, что его обкрадут плагиаторы. Понтормо умер, так и не успев завершить работу. И ни одна из его фресок не сохранилась до наших дней.
Известный писатель эпохи Возрождения и друг Понтормо, Вазари, видевший фрески вскоре после смерти художника, оставил их гнетущее описание. Общий вывод: полное отсутствие чувства меры. Сцены громоздились одна на другую, множество фигур на одном уровне накладывались на фигуры другого. Якопо Понтормо увлекся отделкой деталей, но совершенно потерял ощущение общей композиции. В какой-то момент Вазари прерывает описание, говоря, что если бы ему пришлось его продолжить, “то, думаю, я сошел бы с ума и увяз бы в этой живописи, как, по-моему, случилось с Понтормо, проведшим одиннадцать лет среди своих творений, и как случится с каждым, кто увидит их”.
Вместо того чтобы увенчать творчество Понтормо, эта работа стала для него крахом и гибелью. Его фрески можно назвать наглядной иллюстрацией влияния изоляции на человеческий разум: потеря чувства соразмерности, погружение в детали в сочетании с неспособностью увидеть общую картину как некое странное уродство, которое выражается в потере контакта с другими людьми.
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Из Яндекс.Фото", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "e6d526a0c85e4a12fddefb84af7288e6.jpg", "filesize": 150943, "height": 853, "pic_id": 267847, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/25/e6d526a0c85e4a12fddefb84af7288e6.jpeg", "width": 735}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1545 году Козимо I, основатель династии Медичи, решил увековечить свое имя, заказав фрески для капеллы собора Сан Лоренцо во Флоренции. Он остановился на Якопо да Понтормо. Преуспевающий в течение долгих лет художник, Якопо Понтормо хотел, чтобы фрески стали венцом его творчества. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первым его желанием было закрыть капеллу, чтобы никто не увидел рождение шедевра или не украл идеи живописца. Когда в капеллу случайно вторглись любопытные юнцы, Якопо еще более усилил внешннее кольцо охраны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Якопо Понтормо расписал потолок капеллы сценами из Библии: “Сотворение мира”, “Адам и Ева”, “Ноев ковчег” и т. д. В верхней части центральной стены он написал “Христа во славе”, поднимающего мертвых из гробов в день Страшного Суда. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Художник работал одиннадцать лет, почти не покидая капеллу, так что у него развилась боязнь человеческого общения и страх, что его обкрадут плагиаторы. Понтормо умер, так и не успев завершить работу. И ни одна из его фресок не сохранилась до наших дней. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Известный писатель эпохи Возрождения и друг Понтормо, Вазари, видевший фрески вскоре после смерти художника, оставил их гнетущее описание. Общий вывод: полное отсутствие чувства меры. Сцены громоздились одна на другую, множество фигур на одном уровне накладывались на фигуры другого. Якопо Понтормо увлекся отделкой деталей, но совершенно потерял ощущение общей композиции. В какой-то момент Вазари прерывает описание, говоря, что если бы ему пришлось его продолжить, “то, думаю, я сошел бы с ума и увяз бы в этой живописи, как, по-моему, случилось с Понтормо, проведшим одиннадцать лет среди своих творений, и как случится с каждым, кто увидит их”. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вместо того чтобы увенчать творчество Понтормо, эта работа стала для него крахом и гибелью. Его фрески можно назвать наглядной иллюстрацией влияния изоляции на человеческий разум: потеря чувства соразмерности, погружение в детали в сочетании с неспособностью увидеть общую картину как некое странное уродство, которое выражается в потере контакта с другими людьми."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "***"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Еще на тему «интересная история»:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@labfinance/originalnyj_proekt-80143/"}, "string": "Оригинальный проект"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@labfinance/istoricheskij_anekdot_ssha_i_vengrija-80131/"}, "string": "Исторический анекдот: США и Венгрия"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@labfinance/neizvestnye_stranitsy_istorii_kremnievoj_doliny-79843/"}, "string": "Неизвестные страницы истории Кремниевой долины"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@labfinance/geroj_i_ego_nagrada-80951/"}, "string": "Герой и его награда"}], "attributes": []}], "selectedRange": [1930, 1930]}
Комментарии 0