17 апр 2025 · 18:38    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Анна Долгарева занимает значительное место в современном литературном процессе России. Её творчество отмечено рядом престижных наград, включая Всероссийскую литературную премию имени Левитова и Григорьевскую премию. В 2023 году увидел свет итоговый сборник её стихотворений «Красная ягода. Чёрная земля», в который вошли произведения, написанные в период с 2011 по 2022 годы. Основной особенностью её лирики является способность соединять в одном поэтическом поле противоположные образы и символы, что и становится предметом исследования данной работы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Оппозиция – один из основных литературных приёмов, заключающийся в формально-смысловом противопоставлении двух противоположных понятий, идей или образов. В художественных произведениях она широко используется для создания контрастных характеров и образов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Долгарева же использует приём оппозиции и в концептуальном индивидуально авторском значении."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В рамках данной статьи цель заключается в выявлении смыслообразующей роли оппозиций в поэтике А. Долгаревой. Для достижения этой цели были поставлены и решены несколько задач: выявление образных и стилистических оппозиций, создание их классификации и анализ отношений между оппозициями и тематикой сборника."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так, в название сборника автором вынесены оппозиционные образы: красная ягода и чёрная земля. Первый отсылает нас к символу женской ягоды – оберега дома, плодородия. Этот символ воплощён в образе рябины"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это дерево издавна ассоциируется с образом женщины: с одной стороны, рябина символизирует женскую красоту и скромность, с другой, - горький вкус ягод ассоциируется с нелёгкой женской долей, разлукой, тоской по любимому и одиночеством. При этом рябина символизирует крепкую и верную женскую любовь, которая до самого конца, единственная на всю жизнь. (рябина славянская ягода, исторически сложившийся образ). Долгарева включает образ красной ягоды в бинарную индивидуально авторскую оппозицию образу чёрной земли, который метафорически уподобляется символу смерти, идущей войны в Донбассе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если посмотреть на семантику этого сочетания, то можно проследить следующее: чёрная земля – это земля, вспаханная осенью (в средней полосе России – в ноябре), в колдовских обрядах - это могильная земля, связанная со смертью, и чёрной называют выжженную землю, на которой уничтожено всё живое, уничтожена сама жизнь. Таким образом, видно, что контекстное значение словосочетания «чёрная земля» связано со смертью."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Стоит отметить, что сами образы в названии разделены не противительным союзом, а знаком конца предложения – точкой. Она позволяет извлечь фразу из контекста перечисления и включить её в контекст номинации, что даёт возможность более ярко выразить смысловое противоречие и одновременно единство образов в различных оттенках смысла. Сама же цветовая гамма, созданная из противостояния красного и чёрного, содержит в себе антагонистическое противоречие: красный ассоциируется с любовью, страстью, жизнью, а чёрный – со смертью, гарью, трауром, отсутствием возможности дать жизнь. В стихотворениях сборника эти оппозиции вступают в диалог, раскрывая и углубляя связи, одновременно объединяющие и разъединяющие их."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Любовь помогала автору выживать, помогала преодолевать нечеловеческие трудности, а участие в военных действиях – приглушить боль утраты."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Рассмотрим, как поэт создаёт оппозиционные образы и включает их в композицию сборника. Основная оппозиция, на которой строится сборник – любовь и война. Тема любви - тема воспоминания, утраты. Связано это с двумя событиями в жизни поэта: потеря возлюбленных на войне в Донбассе. Поэтому всё, что относится к этой теме, - личное, интимное, повествуемое от первого лица. Семантическое поле слова любовь автор раскрывает с одной стороны как категорию вневременную, совершенную. Для такой любви нет преград, нет условностей, есть лишь самоотречение, самопожертвование. С другой стороны, как любовь земную, погружённую в бытовые проблемы и окружённую внутренними комплексами. У Долгаревой она всегда несчастливая, приносящая страдания, связанная с разлукой и потерями, но желанная и желаемая. Точкой соприкосновения этих значений любви является война. Именно она не даёт возможности любви идеальной, высокой найти свою реализацию на земле, разъединяет, отделяет. Поэтому в стихотворениях Долгаревой рядом с любовью появляется образ водной преграды, символизирующей границу между миром живых и миром мёртвых. Именно туда, в самую глубину, влечёт земное чувство."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Оппозиция любви вечной и любви земной отражает двойственность человеческого сознания: стремление к любви, осознание её необходимости и понимание невозможности достижения этого в реальном мире, где идёт война. Поэтому воплощением этого противоречия становится красная ягода рябины, как символ любви, запечатлённой в памяти вечности."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Теме любви противопоставлена тема Войны. В стихотворениях этого цикла изменяется всё: от манеры рассказывания до стиля повествования. Стоит отметить, что ни один текст этой группы не написан от первого лица. Повествование ведётся от третьего лица, отстранённо, максимально объективно, по-мужски безэмоционально. Анна Долгарева осталась на месте боевых действий в качестве военного корреспондента. И именно здесь, в описании войны, она использует этот опыт. Главная её задача: зафиксировать событие и донести информацию о нём до читателя или зрителя. Оппозицией этой документальности становится живое человеческое чувство, зафиксированная человеческая реакция. Она выражается через использование реплик-фраз, цитирующих православные молитвы или обращённых к Христу. Это внутреннее стилистическое соединение разговорного и церковнославянского языка помогает подчеркнуть ужас войны, её противоестественность, дисгармоничность. С этой же функцией связана и интонационная оппозиция, соединяющая бытовое и библейское, литературное и разговорное."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Также Долгарева пользуется ещё одним стилистическим приёмом – графоном, задача которого зрительное выделение психологически акцентированного слова или части текста в стилистически организованном контексте."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кроме стилистических, интонационных и графических оппозиций, образ войны создаётся на ключевом противопоставлении жизни и смерти. Они существуют параллельно друг другу, сосуществуют, ярче подчёркивая противоестественность и ужас войны. Но даже в войне, жестокой, сжигающей, есть место любви."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким образом, оппозиции в поэтике Анны Долгаревой представляют собой важный инструмент для создания смысловой глубины и многослойности её произведений. Соединение противоположных образов и символов формирует уникальный поэтический мир, который позволяет читателю открывать новые горизонты понимания. Лирика Долгаревой, насыщенная фольклорными и христианскими мотивами, становится не только отражением личного опыта, но и универсальным высказыванием, актуальным для современности."}], "attributes": []}], "selectedRange": [902, 1010]}
Комментарии 0