20 ноя 2022 · 10:15    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Могилу Льва Мациевича - первого россиянина, погибшего в авиакатастрофе - найти очень просто. Она находится сразу у входа на Никольское кладбище Александро-Невской лавры с Обводного канала. Однако, если вы не знаете, что это памятник Мациевичу, если никогда не видели фотографии, то догадаться будет очень сложно, а на самом памятнике нет никаких опознавательных надписей. Есть портрет, но он плохо виден и, опять же, вряд ли все знают, как выглядел при жизни Лев Макарович. Еще есть небольшая табличка у постамента памятника, но что на ней написано, может прочитать только очень опытный криминалист. Не совсем понятно, в чем здесь причина, но, надеюсь, эта публикация поможет тем, кто захочет вспомнить на Никольском кладбище одного из первых российских авиаторов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В начале осени 1910 года в Петербурге с аншлагом проходила авиационная неделя, перешедшая в Первый праздник воздухоплавания. Даже эпидемия холеры, буйствовавшая в ту осень в Петербурге, не испугала горожан - билеты на трибуны, построенные на Комендантском поле, разлетались, как горячие пирожки зимой. Хотя цены были весьма высокие - в ложу 25 рублей, на простые места - от 20 копеек до 5 рублей. Часть Комендантского поля, напротив Коломяжского ипподрома, огородив его забором, превратили в аэродром. Петербург в эту осень жил исключительно авиацией. Даже дамы говорили о «моторах», «лошадиных силах» и «пропеллерах»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для участия в празднике записались одиннадцать авиаторов, среди них — уже известные Михаил Ефимов, Сергей Уточкин, Лев Мациевич. Обаятельный Мациевич привлекал всеобщее внимание. С ним в воздух поднимались многие известные горожане: профессор Политехнического института Константин Боклевский, знаменитый борец и артист цирка Иван Заикин, председатель Государственной Думы Александр Гучков, участник обороны Порт-Артура адмирал Николай Яковлев. И даже бывший бывший узник Шлиссельбургской крепости народоволец Николай Морозов захотел подняться в воздух с Мациевичем. 23 сентября Лев Мациевич предложил совершить воздушное путешествие Петру Аркадьевичу Столыпину. Премьер согласился, правда, не без колебаний - он страдал стенокардией. Но полет прошел без осложнений, о чем был составлен специальный протокол. Сам же Столыпин после приземления произнес: «Теоретически я давно верил в то, что за воздухоплаванием огромное будущее. Сейчас я практически убедился в этом». А Мациевич, завершая полет с пассажиром, радостно улыбаясь поздравил выбравшегося из аэроплана гостя с «воздушным крещением»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Лев Мациевич на \"Фармане\" с известным спортсменом Иваном Заикиным. Фото с сайта авиару.рф", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_1.png", "filesize": 434248, "height": 733, "pic_id": 254057, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/20/Screenshot_1_yJ0A8xr.jpeg", "width": 535}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В последний день состязаний стало очевидно - успех соревнований огромен, было установлено множество авиационных рекордов. Так, поручик Руднев, продержавшись в воздухе почти два с половиной часа, установил рекорд «полета без спуска». При этом он еще и описал на глазах у изумленных горожан два круга над Исаакием, а затем долетел до Гатчины. Штабс-капитан Матыевич установил рекорд высоты, поднявшись на 1250 метров. Лейтенант Пиотровский совершил «первое воздушное путешествие над морем», перелетев из Санкт-Петербурга в Кронштадт. Впервые в России пилоты Ефимов и Мациевич провели ночные полеты."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "24 сентября Мациевич планировал совершить пробный полет на аэроплане Соммера. Но подняться на нем в воздух не удалось - забарахлил мотор и Мациевич решает взлететь на проверенном «Фармане» - удивительном сооружении, состоящим из двух перкалевых плоскостей, скрепленных между собой тонкими вертикальными стойками. Между стойками были натянуты проволочные растяжки. На нижнюю плоскость у самого ее переднего края было наложено плоское сиденье. Вот на таком аппарате Мациевич решил улучшить рекорд высоты соревнований. Повесив на грудь барограф - прибор, записывающий высоту - он забрался в аэроплан и запустил двигатель. На часах было 17. 33."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С трибуны за ним наблюдало множество зрителей. Среди них и жена авиатора Александра Анатольевна. Публика не расходилась, хотя уже прозвучал выстрел пушки, извещавшей, что летный день закончился. Все с восхищением следили за тем, как самолет, управляемый Мациевичем кругами набирает высоту. Все ждали момента, когда машина спустится и побежит по земле. И вдруг, через восемь минут после выстрела, когда аппарат был на высоте примерно 400 метров и пролетал над центром поля, внезапно замолчал двигатель и зрители услышали в воздухе непонятный треск, аэроплан странно качнулся, передняя часть наклонилась, он будто переломился пополам. Потом на мгновение выровнялся и тут же, к ужасу собравшихся, стал разламываться на части. Фигурка пилота отделилась от машины и камнем полетела вниз. Тысячи людей застыли в оцепенении. Летчик что-то кричал, переворачиваясь в воздухе. Следом, разломанный на две части, рухнул аэроплан. На трибуне, прижав к себе семилетнюю дочь, билась в истерике жена офицера."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Это продолжалось менее полуминуты, но казалось вечностью, - вспоминал бывший народоволец Николай Морозов. - Всем сознанием чувствовалось и понималось, что Мациевич летит в объятие смерти, ждущей его внизу, и что ничем уже нельзя его спасти… Многочисленная толпа замерла на месте. Только потом, когда все летевшее в воздухе уже лежало вдали на поле, раздался крик ужаса толпы, которого никогда не забудет тот, кто его слышал…» Аэроплан превратился в груду обломков, обрывков полотна, разорванных проволок; в двадцати шагах от исковерканного «Фармана» лежал, врывшись в землю, прикрыв рукой лицо, капитан Лев Мациевич. По заключению врачей, смерть наступила уже на земле. Тело сохранило обычную форму, но почти все кости раздробило страшным ударом. Когда труп подняли, в твердой почве осталась впадина, точно повторявшая форму тела. Уложили на носилки и с обнаженными головами двинулись на выход с аэродрома. Так погиб Лев Макарович - первая жертва авиационной катастрофы в России."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Версий катастрофы обсуждалось множество. Говорили даже, что летчик покончил жизнь самоубийством из-за несчастной любви или супружеской неверности. Была даже совершенно конспирологическая версия - якобы Мациевич по заданию партии эсеров должен был убить Столыпина, с которым летал накануне, но после того, как в воздухе он зачитал премьеру приговор, Столыпин не потерял мужества и аргументировано защитил свою политическую линию. Мациевич, усомнившийся в правоте своих товарищей, молча посадил самолет, так и не осуществив задуманное. А Столыпин в свою очередь пообещал забыть об инциденте. Но, приземлившись, Лев Макарович увидел беспощадные глаза своих соратников, вынесших теперь уже ему самому смертный приговор за невыполненное задание. Зная, что «товарищи» по партии жалости не ведают, отважный летчик решил сам провести его исполнение..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Петр Столыпин - премьер-министр России. Фото с сайта moscow.naydemvam.ru", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_2.png", "filesize": 400687, "height": 498, "pic_id": 254058, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/20/Screenshot_2_4TD1ZYH.jpeg", "width": 750}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но расследование специальной комиссии состоящей из авторитетных авиаторов, пришло к однозначным выводам - в полете на высоте 385 метров (это удалось определить по уцелевшей барограмме) лопнула проволочная диагональная растяжка перед мотором, она попала в винт, одна из его лопастей разлетелась на куски, проволока накрутилась на вал мотора, на остатки винта, натянулась — лопнули и другие растяжки. Аэроплан потерял жесткость, клюнул носом, авиатор, отклонив тело назад, чтобы выровнять машину, сорвался с сиденья и выпал из аэроплана. Да если бы и не выпал, все равно ничто не спасло бы его."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Гибель Мациевича глубоко потрясла общество. Хоронили его как национального героя, проводить его в последний путь пришли тысячи людей. Заупокойный молебен отслужили в Адмиралтейском соборе Святого Спиридония, где были выстроены матросы гвардейских частей, присутствовали матросы субмарины «Акула», которой командовал покойный. Столыпин прислал венок с надписью на ленте: «Жертве долга и отваги». Гроб, накрытый Андреевским флагом, вынесли военный министр Сухомлинов, исполняющий должность морского министра адмирал Григорович, генерал от кавалерии Каульбарс, депутаты Государственной Думы Гучков и фон Лерхе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Похороны Льва Мациевича 28 сентября 1910 года. Фото с сайта pastvu.com", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_3.png", "filesize": 508671, "height": 566, "pic_id": 254059, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/20/Screenshot_3_aKxAj6c.jpeg", "width": 749}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Улицы столицы были заполнены народом, над траурной процессией летел дирижабль. В последний путь, на Никольское кладбище Александро-Невской лавры, музыканты вместо обычного, хорошо всем знакомого шопеновского марша, играли могучие, гордые и бесконечно трагическое вступление к Бетховенской сонате № 12 - «Траурного марша на смерть героя». Под трагические аккорды Бетховена провожал покойного весь Санкт-Петербург. Столица восприняла смерть отважного летчика как уход одного из первых героев нового века."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На могиле установили скромный белый крест. Позже его заменили памятником по проекту академика архитектуры Ивана Фомина, сооруженным на народные пожертвования: высокая колонна из темно-розового полированного гранита. Николай II назначил пенсии — вдове погибшего авиатора 1800 рублей в год и его дочери 600 рублей в год."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На месте гибели героя сначала поставили деревянный крест, освящённый в мае 1911 года, который затем был заменён 24 сентября (7 октября) 1912 года на памятный знак в виде саркофага, став первым в России авиационным памятником. Средства на него собрали друзья Мациевича. Во время жилищной застройки Комендантского аэродрома он был перенесен на площадь, названную в честь авиатора. После постройки на ней четырех высотных домов был перенесен в сквер, который сейчас носит его имя, между домами 11/1 и 13 по Аэродромной улице. Это воссозданный в 1984 памятник - архитектор Валентин Константинов. Надпись на плите:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "\"На сем месте пал жертвою долга"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "24 сентября 1910 года,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "совершая полет на аэроплане Фарман, корпуса"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "корабельных инженеров Флота капитан"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Лев Макарович"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мациевич."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Памятник сей сооружен Высочайше"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "утвержденным Особым Комитетом"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "по усилению военнаго Флота"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "на добровольныя пожертвования,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "членом котораго состоял погибший\"."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Памятный знак на месте гибели Льва Мациевича", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_5.png", "filesize": 1318969, "height": 769, "pic_id": 254061, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/20/Screenshot_5_i5YD2Cb.jpeg", "width": 747}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Было у первой в России авиакатастрофы и одно позитивное последствие. Гибель Мациевича заставила широкую общественность задуматься о безопасности полетов авиаторов. После нее авиаторов обязали привязываться специальными ремнями. Отставной артиллерийский поручик Котельников, свидетель происшедшего, занялся созданием приспособления, которое могло бы спасти летчикам жизнь. Через год он получил патент на первый в мире ранцевый парашют. Будь такой парашют или что-нибудь подобное у Мациевича — скорее всего смелый авиатор остался бы живым."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мациевич был не просто пилотом, а новатором летного дела. Однако в историю авиации он вошел как первая — нелепая и трагическая — жертва авиакатастрофы, произошедшей на глазах у российской публики."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Памятник на могиле Льва Мациевича на Никольском кладбище Александро-Невской лавры", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_6.png", "filesize": 799012, "height": 816, "pic_id": 254062, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/20/Screenshot_6_xV2rxDU.jpeg", "width": 595}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, «лайк»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "А лучше всего - подписывайтесь на канал «Вдоль по Питерской». Буду всем благодарен"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "."}], "attributes": []}], "selectedRange": [10370, 10370]}
Комментарии 2