08 янв 2023 · 09:56    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Весной 2021 года исполнилось 80 лет со дня рождения самой, пожалуй, известной в СССР женщины-клоуна - Ирины Асмус или, как все ее знали, Ириски. Да, той самой Ириске из «АБВГДейки» было бы в 2021 году 80. И хотя ее нет с нами уже много лет - судьба отмерила ей всего лишь 44 года - дети шестидесятых-семидесятых до сих пор ее вспоминают. Ведь многие именно от нее, а не из букварей, узнавали, как выглядят буквы, как из них составлять слова, как они произносятся."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Ирина Асмус - Ириска. Фото с сайта progomel.by", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_3.png", "filesize": 839188, "height": 713, "pic_id": 353647, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/08/Screenshot_3.jpeg", "width": 517}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Советские дети не были избалованы обилием телепередач. Да, собственно, и не дети тоже. В середине семидесятых в СССР благополучно вещали два телеканала, да и то не до каждого населенного пункта доходил телевизионный сигнал. Программа «АБВГДейка», впервые вышедшая в эфир в январе 1975 года, сразу же стала сверхпопулярной среди дошкольников. Да и младшие школьники с большим удовольствием смотрели, как учатся читать и писать ученики-клоуны. К слову, таковыми были уже известные актеры Семен Фарада (Сеня), Александр Филиппенко (Саня), Татьяна Непомнящая (Таня), а также Владимир Точилин, игравший роль клоуна Владимира Ивановича. Учительницей у этой компании, а по совместительству и ведущей программы, стала Татьяна Черняева - Татьяна Кирилловна. Название для передачи придумал Эдуард Успенский, он же писал сценарии первых десяти выпусков, а также был режиссером."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Первый состав \"АБВГДейки\" - Семен Фарада, Александр Филиппенко, Татьяна Непомнящая, Владимир Точилин. Фото с сайта kino-teatr.ru", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_4.png", "filesize": 508922, "height": 515, "pic_id": 353649, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/08/Screenshot_4.jpeg", "width": 503}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После первого же выпуска на телевидение мешками пошли письма. Всего после первой программы пришло сорок восемь тысяч писем и бандеролей. Чтобы их только рассортировать, на помощь позвали студентов. В письмах юные телезрители присылали свои рисунки, поделки, аппликации. Всего же за два года было создано двадцать выпусков программы, которые шли в эфире Центрального телевидения почти три года."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но в 1977 году съемки передачи были прекращены. Официальная версия - занятость актеров в своих театрах. У Филиппенко был плотный график в театре Вахтангова, Фарада работал в театре на Таганке, а ведь актеры еще и снимались в кино. Но есть и неофициальные версии. Например, что телевизионное руководство не очень устраивал независимый и свободолюбивый Успенский. Не все также были в восторге от явно семитской внешности Семена Фарады. А ко всему прочему, в ЦК КПСС поступило письмо, в котором бдительный зритель усмотрел антисоветские нотки в антипедагогичной программе, скопированной с американской «Улицы Сезам»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Заставка передачи \"АБВГДейка\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_5.png", "filesize": 312347, "height": 407, "pic_id": 353650, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/08/Screenshot_5.jpeg", "width": 608}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Впрочем, через некоторое время передача возобновилась, но уже с другими участниками. Прежней осталась лишь учительница и ведущая Татьяна Кирилловна, а вот клоуны все сменились. И почти десять лет в «АБВГДейке» играла Ириска. Именно эта роль и принесла наибольшую славу актрисе Ирине Асмус. Хотя у нее до участия в программе уже были съемки в кино. Она еще в 1958 году, будучи студенткой Государственного училища циркового и эстрадного искусства, сыграла сразу две роли - девочки Клавы и Черной пешки - в фильме-сказке Александра Роу «Новые похождения кота в сапогах». Еще Ирина сыграла роль Лизы Калачевой в телеспектакле «12 стульев», где ее партнерами были Николай Боярский, Алиса Фрейндлих, Гликерия Богданова-Чеснокова и другие популярные актеры. Была и небольшая роль в популярном советском телесериале «Старая крепость»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Ирина Асмус в фильме \"Новые похождения Кота в сапогах\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_6.png", "filesize": 730101, "height": 486, "pic_id": 353651, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/08/Screenshot_6.jpeg", "width": 749}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А еще карьера акробатки-эквилибристки в цирке, которая, правда, была не очень продолжительной - Ирина на одной из репетиций сорвалась с высоты и получила серьезное сотрясение мозга, после чего врачи запретили ей работать на першах. И из цирка она ушла в театр. Сначала в Ленинградский театр юного зрителя, где играла, в основном, травести - зайчиков, лисичек и маленьких мальчиков. А вскоре ее пригласили в драматический театр имени Комиссаржевской, откуда уходила Алиса Фрейндлих и практически все ее роли передали Асмус. И вскоре она стала одной из ведущих актрис театра - она играла Золушку, Джульетту, принцессу Елизавету в «Принце и нищем», Раймонду в «Романтике для взрослых». Впрочем, цирк продолжал ее манить. Порой она после спектакля в театре неслась в цирк на Фонтанке - благо, это не очень далеко - и участвовала в представлениях для детей, играя Незнайку, Шапокляк или Вольку ибн Алешу из «Старика Хоттабыча». В конце концов, цирк победил, и Ирина Асмус вернулась из театра на постоянную работу в цирк. С легкой руки известного канатоходца Владимира Волжанского она стала первой советской клоунессой - до нее клоунами были исключительно мужчины."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Ирина Асмус. Фото с сайта kak2z.ru", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_7.png", "filesize": 755283, "height": 566, "pic_id": 353652, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/08/Screenshot_7.jpeg", "width": 751}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Разумеется, традиционно-мужские клоунские номера в ее исполнении вряд ли были бы интересны зрителю, поэтому она попросила известного конферансье и артиста, выпускника режиссерского факультета ГИТИСа Сергея Дитятева помочь ей с программой. Тот просьбу выполнил и поставил ей такую программу, в которой номера были не только смешными, но очень трогательными и жизнеутверждающими. Например, он придумал ей номер «Да будет свет!». Этот номер не был смешным, а, скорее, драматическим. Клоунесса, как расшалившийся ребенок, бегала по манежу и «задувала» прожекторы. Лампы одна за другой гасли, зал погружался в темноту и, наконец, оставалась одна горевшая свеча, в свете которой едва виднелась маленькая съежившаяся фигурка Ириски. Начинал завывать ветер, огонек свечи постепенно уменьшался и казалось, что сейчас случится что-то непоправимое. И она начинала согревать огонек своим дыханием, и от ее дыхания потихоньку оживали огни цирка. А Ириска уходила за кулисы, бережно держа в руках символ света - горящую свечу... Этот номер прочно вошел в ее репертуар. И, главное, ее участие всегда обеспечивало аншлаг, где бы ни находился на гастролях цирк - поклонники ее просто боготворили."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И именно из цирка ее пригласили в «АБВГДейку», где решили, что клоунов должны играть не актеры, а самые настоящие клоуны. Таким образом и появился самый звездный и популярный состав учеников у Татьяны Кирилловны - Ириска, Клепа, Юра и Левушкин."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Ириска и Клепа. \"АБВГДейка\" образца 1977 года. Фото с сайта newsland.com", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_8.png", "filesize": 674488, "height": 498, "pic_id": 353653, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/08/Screenshot_8.jpeg", "width": 754}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этот состав просуществовал до 1985 года. А потом Ириску заменили на более молодую артистку. Возможно, что дело все-таки было не в возрасте, а в банальной зависти. Ириска стала очень популярной, при этом она вела себя очень независимо, а образ своей героини она буквально продавливала, несмотря ни на какие-либо возражения со стороны режиссеров. Дети при этом ее просто обожали. Было несколько случаев, когда она в шутку говорила, что общаться будет только с теми, кто хорошо учится, так те ей сразу же протягивали открытые дневники с оценками."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После того, как ее вычеркнули из «АБВГДейки», она продолжила работать в цирке. Ей совсем немного не хватало стажа работы для получения цирковой пенсии, как артистке, выполняющей опасные трюки. И она решила возобновить свой старый номер «Старушка на абажуре». Этот номер предполагал вращение Ириски с помощью специального устройства практически под куполом цирка. Перед вращением Асмус всегда отстегивала страховку, так как та ей мешала. Так она сделала и на гастролях в Гомеле в тот роковой день 15 марта 1986 года. И почти сразу же упала на арену. Врачи «Скорой помощи» оказались бессильны. Было расследование, состоялся суд. Циркового инженера и инспектора манежа осудили на два и полтора года условно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В Гомельском цирке была устроена гражданская панихида для артистов и работников цирка, гроб с телом Ириски установили на манеже. Обычных зрителей, которые хотели проститься с клоунессой, не пустили. Гомельский цирк выделил машину, и на ней сын, приехавший из авиагородка в деревне Зябровка, где он служил, увез тело матери в Ленинград."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Таким был памятник на могиле Ирины Асмус несколько лет назад. Фото с сайта padolski.livejournal.com", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_9.png", "filesize": 621435, "height": 814, "pic_id": 353654, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/08/Screenshot_9.jpeg", "width": 378}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ирину Павловну Асмус похоронили на Большеохтинском кладбище. К сожалению, несколько лет назад скульптура на памятнике на могиле Ирины Асмус была уничтожена. И сейчас памятник имеет незавершенный вид."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "А так памятник на могиле Ирины Асмус выглядит сейчас", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_10.png", "filesize": 1493868, "height": 816, "pic_id": 353655, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/08/Screenshot_10_OFNEL5C.jpeg", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но если все зовут меня Ириской,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Не значит, что мечтаю сладко жить."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Моя мечта — войти в манеж артисткой"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И людям радость жизни подарить!.."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, «лайк». Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "А лучше всего - подписывайтесь на канал "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://zen.yandex.ru/vdolpopiterskoy"}, "string": "«Вдоль по Питерской» "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": ". "}], "attributes": []}], "selectedRange": [7549, 7550]}
Комментарии 0