04 янв 2023 · 08:51    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В июле 1996 года не стало Сергея Курехина. Четверть века его нет с нами, но до сих пор очень сложно осмыслить и понять, что он смог привнести в современную музыку. Впрочем, почему в современную? - просто в музыку. Да и не только в музыку. Композитор, киносценарист, актер, музыкант - в любой из своих ипостасей он поднимался на какую-то запредельную высоту."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Сергей Курехин. Фото с сайта svoboda.org", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_6.png", "filesize": 290959, "height": 410, "pic_id": 345796, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/04/Screenshot_6_3HwTJfS.jpeg", "width": 748}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как музыкант он, разумеется, для большинства из нас ассоциируется почти исключительно с «Поп-механикой». Но в семидесятые у него были еще выступления с каверами западных рок-звезд с группой «Пост», некоторое время играл в группах «Большой Железный Колокол» и «Гольфстрим». А также подрабатывал дирижёром милицейского хора, концертмейстером в студенческом театре Ленинградского госуниверситета и даже играл на органе в католической церкви. Сергей рано женился - уже в восемнадцать лет на Татьяне Паршиной, родившей ему потом дочь Юлию - и чтобы обеспечивать семью, нужна была постоянная работа. Впрочем, пара вскоре рассталась. Курёхин устроился сначала в Архангельскую филармонию, а позже в филармонию Республики Коми и около года гастролировал по стране в составе эстрадных ансамблей. А в конце семидесятых он познакомился с преподавателем Ленинградской консерватории саксофонистом Анатолием Вапировым. И его увлек джаз и какое-то время он выступал в составе «Трио Современного Джаза», гастролируя по стране. Правда, Вапиров не одобрял стремление Курехина вносить в выступления элементы фарса и через два года Курехин из ансамбля ушел."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Сергей Курехин. Фото с сайта rockcult.ru", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_7.png", "filesize": 446445, "height": 541, "pic_id": 345797, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/04/Screenshot_7_LtISQRe.jpeg", "width": 750}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Примерно в то же время Сергей смог передать на Запад магнитные пленки с записью своей музыки. Сам он этот магнитоальбом назвал «Ways of Freedom» («Пути свободы»), а композициям, его составляющим, дал названия, отсылающие к солженицинскому «Архипелагу ГУЛАГ»: «Архипелаг», «Стена», «Нет выхода», «Внутренний страх», «Другой путь». Этот альбом в виде виниловой пластинки был издан в Великобритании в конце 1981 года студией Leo Records, причем на пластинке разместили надпись, что издана она без ведома Сергея Курехина. Сделана это было для того, чтобы обезопасить музыканта от вполне возможных реальных проблем на Родине - напомню, еще был жив Брежнев, а всесилие КГБ не подвергалось никакому сомнению. Пластинка получила замечательную прессу в Европе и полное молчание в Советском Союзе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В восьмидесятые годы Курехин начал активно сотрудничать с БГ и «Аквариумом». Он принял участие в записи альбомов «Треугольник», «Табу», «Радио Африка», «Электричество», «Дети декабря», привлек к концертным выступлениям «Аквариума» саксофониста Владимира Чекасина и джазовую певицу Валентину Пономареву. При этом сам Курехин участвовал в деятельности организованного в ДК имени Ленсовета «Клуба старинной и непопулярной музыки», где еженедельно проходили концерты самых интересных джаз-авангардных ансамблей страны. Вместе с Гребенщиковым он записал джазовую пластинку, которая также была издана все той же студией Leo Records и в конце девяностых переиздана в России под названием «Безумные соловьи русского леса». Помимо «Аквариума» Курехин в это время сотрудничал и с другими группами Рок-клуба, в частности, записывался с группами «Кино» и «Алиса»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Сергей Курехин и Борис Гребенщиков. Фото с сайта joannastingray.com", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_8.png", "filesize": 723036, "height": 589, "pic_id": 345798, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/04/Screenshot_8_bsBZlSW.jpeg", "width": 747}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К середине восьмидесятых ему стало тесно даже в свободных рамках Рок-клуба. И он создал свою «Популярную механику». Кстати, название предложил советский журналист и историк джаза Ефим Барбан, эмигрировавший в 1984 году в Великобританию и выступавший там на Ви-Би-Си под псевдонимом Джеральд Вуд, позаимствовав его из научно-популярных книг писателя-геолога Александра Ферсмана. В первоначальный состав «Популярной механики» вошли участники групп «Аквариум», «Кино», «Странные Игры», «Аукцыон», «Джунгли», «Три-О» и фольклорного ансамбля А. Федько... Кроме того, для участия в представлениях приглашались эстрадные и оперные певцы, художники, танцоры, декламаторы, актеры кукольных театров, мимы... В его представлениях-концертах участвовали Борис Штоколов, Эдуард Хиль, Марина Капуро, вокальный квартет «Юность» (где самому младшему члену было за шестьдесят)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тимур Новиков и Сергей Бугаев представляли «традиционную русскую забаву - битву динозавра со змеей» на фоне зажигательного танца Олега Гаркуши под духовой оркестр военно-морского флота. А по сцене пробегали стадо ослов и пони и ехали на велосипедиках мартышки... Главным тезисом стала мысль Курехина, что при столкновении в обычных условиях непересекающихся художественных форм, культур и традиций должно возникнуть новое искусство."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Эдуарду Хилю нравилось работать с Сергеем Курехиным. Фото с сайта sobesednik.ru", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_9.png", "filesize": 575935, "height": 562, "pic_id": 345799, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/04/Screenshot_9_c92RpXH.jpeg", "width": 748}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Иногда число участников переваливало за три сотни, причем многие до выхода на сцену даже не представляли, в чем именно они будут участвовать. Даже названия концертов выходили за рамки привычного: «Индейско-цыганские медитации», «Пять дней из жизни барона Врангеля», «Как волка ни корми, а Капитаном он не станет», «Переход Суворова через Кутузова» и дополнительно привлекали зрителей. Концерты практически всегда проходили с аншлагом. Да и то сказать, посмотреть на выступление ансамбля песни и пляски КГБ под алябьевского «Соловья» или послушать «Увезу тебя я в тундру» в исполнении Кола Бельды под аккомпанемент группы «Кино» - дорогого стоит."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Концерт \"Популярной механики\" на рок-фестивале в Алуште в августе 1988 года. Фото с сайта doroshenko-us.livejournal.com", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_10.png", "filesize": 445265, "height": 467, "pic_id": 345800, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/04/Screenshot_10_tIjVPI1.jpeg", "width": 750}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А ведь помимо «Популярной механики», у Курехина были сольные концерты - он выступал с фортепианными импровизациями. А еще он писал музыку к фильмам и спектаклям, среди которых были «Господин оформитель» и «Ангел истребления» Олега Тепцова, «Счастливо оставаться!» Сергея Белошникова, «Трагедия в стиле рок» Саввы Кулиша, «Переход товарища Чкалова через Северный полюс» Максима Пежемского, «Замок» Алексея Балабанова и множество других - всего он написал музыку к более чем двум десяткам кинокартин. Кстати, композицию «Донна Анна» для «Господина оформителя» Курёхин сочинил для сопрано, и ему удалось уговорить исполнить сложную вокальную партию известную оперную певицу Ольгу Кондину. «Донна Анна» вошла сразу в несколько прижизненных альбомов Курёхина и стала одной из его «визитных карточек»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Постер фильма \"Господин оформитель\", музыку к которому написал Сергей Курехин.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_11.png", "filesize": 652337, "height": 427, "pic_id": 345802, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/04/Screenshot_11_HOJpx1Y.jpeg", "width": 753}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Да еще и сам снимался - в его фильмографии в качестве актера с десяток фильмов. А за несколько лет до смерти он организовал компанию звукозаписи «Курицца-рекордс», издавшую «Русский альбом» и «Песни Александра Вертинского» в исполнении Бориса Гребенщикова."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тогда же он познакомился со своей второй женой Анастасией. Они поженились в 1983 году. В 1984-м у них родилась дочь Елизавета, а через десять лет - сын Федор."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Сергей Курехин с женой Анастасией и дочерью Елизаветой. Фото с сайта bagira.guru", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_12.png", "filesize": 624314, "height": 571, "pic_id": 345803, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/04/Screenshot_12_93XHjdf.jpeg", "width": 751}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сергей Курехин был чрезвычайно эрудированным человеком. Он знал и любил философию, культурологию, скупал в букинистических магазинах редкую литературу, мог цитировать Шпенглера, Кьеркегора и Густава Шпета. Часто приглашаемый на телевидение, Сергей мог озвучивать в эфире совершенно абсурдные теории, которые благодаря его невероятному обаянию и эрудиции, воспринимались зрителями воспринимались как истинные. Особенно, конечно, памятно его выступление в мае 1991 года в программе Ленинградского телевидения «Пятое колесо», где Курехин сделал следующее заявление: «Ленин - это типичный представитель царства грибов. Вот броневик, на котором выступал Владимир Ильич. Если его перевернуть, то по форме все это безошибочно напоминает шляпку гриба, а тело Ленина - это его грибница. Личность гриба более сильна, чем личность человека, и грибная личность замещает личность человека, если человек начинает употреблять галлюциногенные грибы». Все это произносилось с серьезным лицом, серьезны были и ведущие. Всерьез это восприняли и тогдашние коммунисты. На телевидение стали приходить мешки писем, протестующих против этой теории. «Нет, - писали они, - Ленин не может быть грибом, потому что он - человек. У человека и гриба разная морфологическая структура. Ленин умел ходить, говорить, даже петь. А может все это сделать гриб?» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Сергей Курехин в программе Сергея Шолохова доказывает, что Ленин - гриб.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_13.png", "filesize": 624950, "height": 562, "pic_id": 345804, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/04/Screenshot_13_R6rntSA.jpeg", "width": 746}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В начале девяностых Сергей заинтересовался политикой. «Поп-механика» даже дала представление в пользу кандидата от национал-большевистской партии Александра Дугина, на котором Курехин в дуэте с «Эдичкой» Лимоновым спели в унисон песню Окуджавы «А значит нам нужна одна победа». Сам Курехин стал доверенным лицом Дугина. Впрочем, даже поддержка Курехиным Дугину не помогла и тот на выборах занял предпоследнее место из семнадцати кандидатов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Эдуард Лимонов - лидер НБП. Фото с сайта vestikavkaza.ru", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_14.png", "filesize": 667385, "height": 502, "pic_id": 345805, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/04/Screenshot_14_LXu7onE.jpeg", "width": 754}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В апреле 1996 года у Курехина обнаружилось редчайшее заболевание - саркома сердца. В июне он еще отметил свой день рождения - ему исполнилось сорок два года, и это был чуть ли не первый день рождения, который он отмечал. В худшее он не верил, но спустя две недели, девятого июля Сергея Курехина не стало."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сергея Курехина похоронили на кладбище в Комарово под Петербургом. Рядом с ним упокоилась его дочь Елизавета, скончавшаяся в октябре 1998-го."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Могила Сергея Курехина на Комаровском кладбище.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Screenshot_17.png", "filesize": 1404865, "height": 819, "pic_id": 345807, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/04/Screenshot_17_XeISAxC.jpeg", "width": 561}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Памяти Сергея Курёхина посвящён Международный музыкальный фестиваль SKIF (Sergey Kuriokhin International Festival), который ежегодно проводится в Петербурге."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кроме того, курёхинские фестивали ежегодно проходят в Берлине, Амстердаме и Нью-Йорке."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 2009 году Фонд и Центр имени Сергея Курёхина создали ежегодную премию в области современного искусства."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, «лайк». Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "А лучше всего - подписывайтесь на канал "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://zen.yandex.ru/vdolpopiterskoy"}, "string": "«Вдоль по Питерской» "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "."}], "attributes": []}], "selectedRange": [8516, 8517]}
Комментарии 0