21 дек 2023 · 06:49    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Третьего января 1890 года (по новому стилю 22 декабря 1889-го) в Виннице в семье бедного еврейского торговца Исайи Альтмана и его жены, работавшей кастеляншей в больнице, родился сын, которого назвали Натаном. Отец мальчика умер от чахотки, когда Натану едва исполнилось четыре года, а его мать после смерти своего супруга оставила ребёнка на попечение бабушки и уехала жить за границу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "2083d18521b4507fcd3ddb8fe2fd419a (1).jpeg", "filesize": 722888, "height": 4000, "pic_id": 783016, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/21/2083d18521b4507fcd3ddb8fe2fd419a_1.jpeg", "width": 2918}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Натан Альтман"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К двенадцати годам Натан окончил хедер - начальную еврейскую школу и вскоре уехал в Одессу. Здесь он поступил в художественное училище, в котором проучился пять лет. Но обучение в этом училище он не завершил - академическое искусство его перестало прельщать после того, как художник увидел работы импрессионистов. Альтман направился в Париж, где продолжил учиться живописи в частной студии, посещая одновременно «Свободную русскую академию Марии Васильевой». Здесь же, в Париже, он показал свои работы в «Салоне национального общества изящных искусств»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вернувшись в Россию, Альтман стал жить в Петербурге. Он снимал квартиру на Васильевском острове, в которой написал в 1914 году, пожалуй, самую известную свою работу - «Портрет Анны Ахматовой»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Nathan-Altman-Portrait-of-Anna-Akhmatova-1915.jpg", "filesize": 436430, "height": 1600, "pic_id": 783017, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/21/Nathan-Altman-Portrait-of-Anna-Akhmatova-1915.jpeg", "width": 1322}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Натан Альтман. Портрет А. А. Ахматовой. 1914 г. Государственный Русский музей"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Анна Андреевна позже написала стихотворение, посвящённое и этому портрету, и художнику, его создавшему:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Покинув рощи родины священной\nИ дом, где Муза Плача изнывала, \nЯ, тихая, весёлая, жила\nНа низком острове, который, словно плот, \nОстановился в пышной невской дельте. \nО, зимние таинственные дни, \nИ милый труд, и лёгкая усталость, \nИ розы в умывальном кувшине! \nБыл переулок снежным и недлинным. \nИ против двери к нам стеной алтарной\nВоздвигнут храм святой Екатерины. \nКак рано я из дома выходила, \nИ часто по нетронутому снегу\nСвои следы вчерашние напрасно\nНа бледной, чистой пелене ища, \nИ вдоль реки, где шхуны, как голубки, \nДруг к другу нежно, нежно прижимаясь, \nО сером взморье до весны тоскуют, —\nЯ подходила к старому мосту. \nТам комната, похожая на клетку, \nПод самой крышей в грязном, шумном доме, \nГде он, как чиж, свистал перед мольбертом, \nИ жаловался весело, и грустно\nО радости небывшей говорил. \nКак в зеркало, глядела я тревожно\nНа серый холст, и с каждою неделей\nВсё горше и страннее было сходство\nМоё с моим изображеньем новым. \nТеперь не знаю, где художник милый, \nС которым я из голубой мансарды\nЧерез окно на крышу выходила\nИ по карнизу шла над смертной бездной, \nЧтоб видеть снег, Неву и облака, —\nНо чувствую, что Музы наши дружны\nБеспечной и пленительною дружбой, \nКак девушки, не знавшие любви."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Став петербуржцем, Альтман принимал участие во множестве выставок, организовал Еврейское общество поощрения художеств, работал в театрах. А после революции Альтмана даже стали называть за глаза «придворным художником» - его допустили к самому Ленину, с которого художник, пробующий себя и как скульптор, изваял бюст вождя, получивший золотую медаль на выставке в Париже. В кабинете Ленина художник практически жил шесть недель, так как глава Советского правительства не выделил в своём графике отдельного времени для позирования, и Альтману приходилось всё время проводить с Лениным, чтобы уловить все нюансы его внешности. Но результат того стоил."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "portrait-of-v-i-lenin-1920.jpgLarge.jpg", "filesize": 36446, "height": 600, "pic_id": 783018, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/21/portrait-of-v-i-lenin-1920.jpgLarge.jpeg", "width": 445}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Натан Альтман. Портрет В. И. Ленина. 1920 г. Фото art-torgi. ru"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кроме того, Альтман написал множество графических портретов Владимира Ильича, которые были изданы отдельным альбомом, пользовавшимся невероятным спросом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "161085377_1921_Lenin_Risunki_Natana_Altmana_1e_izdanie_Litografiya_225_x_185_sm.jpg", "filesize": 115814, "height": 699, "pic_id": 783019, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/21/161085377_1921_Lenin_Risunki_Natana_Altmana_1e_izdanie_Litogra_xRFlaJ4.jpeg", "width": 574}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Обложка альбома с портретами Ленина"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кстати, сейчас этот альбом можно приобрести антикварном интернет-магазине за сто двадцать пять тысяч рублей. Он состоит из девяти портретов, изображающих Ленина с разных ракурсов во время телефонных разговоров, бесед с германскими рабочими или представителями английских профсоюзов. Последний рисунок представляет собой вид из окна ленинского кабинета на Кремль. На каждом из рисунков есть подпись художника и дата: май 1920 г."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "lenin2.jpg", "filesize": 131885, "height": 773, "pic_id": 783020, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/21/lenin2.jpeg", "width": 614}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Натан Альтман. Портрет В. И. Ленина. Фото rusbibliophile. ru"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Альтман 4.jpg", "filesize": 192938, "height": 765, "pic_id": 783021, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/21/%D0%90%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%BC%D0%B0%D0%BD_4.jpeg", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Натан Альтман. Вид из окна рабочего кабинета Ленина"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Создавал Альтман и декорации к спектаклям и даже оформлял революционные празднества в Петрограде и Москве. Так, именно он спроектировал праздничное оформление площади Урицкого (так называлась нынешняя Дворцовая) к первой годовщине Октябрьской революции. По его задумке, на Колеснице Славы, что на арке Главного штаба, развевались красные стяги."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_2400 (1).jpeg", "filesize": 373485, "height": 1280, "pic_id": 783022, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/21/scale_2400_1.jpeg", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Колесница Славы на арке Главного штаба"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С начала двадцатых годов Альман успешно работал в качестве художника-декоратора в Московском государственном еврейском театре. С этим театром он в 1928 году выехал на гастроли в Европу и остался в Париже. А когда вернулся в 1935-м в Советский Союз, то уже практически отошёл от станковой живописи и занимался иллюстрированием книг и созданием декораций в театрах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Подробнее о Натане Альтмане вы можете прочитать в материале «Он художник старой школы, Целый свой трудился век...» на канале «Вдоль по Питерской»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Натан Исаевич Альтман скончался 12 декабря 1970 года в возрасте восьмидесяти лет. Он похоронен на кладбище посёлка Комарово. Надгробие, установленное на его могиле, было создано самим художником незадолго до смерти."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSC_0291.JPG", "filesize": 3724459, "height": 3216, "pic_id": 783023, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/12/21/DSC_0291.jpeg", "width": 2136}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Памятник на могиле Натана Альтмана "}], "attributes": []}], "selectedRange": [5091, 5092]}
Комментарии 0