28 июл 2022 · 15:32    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Сражение незаметно перешагнуло границу перемены дат, и, огрызаясь выстрелами, вползло в завтра."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "\n"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Альс ле Гран"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Флагман Гранд-Флита, линейный корабль «Айрон Дюк», вступил в строй 12.03.1914 г — разобран в 1948 г. Водоизмещение: 31400 т; размерения: 190,1 х 27,5 х 9,98 м; скорость — 22 уз; вооружение: 10 — 343 мм, 12 — 152 мм, 2 — 76 мм орудий, 4 — 533 мм ТА; бронирование: пояс — 203 - 305 мм, палуба — 32 - 51 мм, башни — 279 мм, боевая рубка — 279 мм. Фото с просторов интернета.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1.jpg", "filesize": 1690533, "height": 1262, "pic_id": 109897, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/28/1_Gkad38d.jpeg", "width": 2388}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ночью английские главный силы перестроились в походный порядок. Снова по-дивизионно, по четыре линкора в колонне. Это было сделано с целью обеспечить в тёмное время суток надёжную связь между всеми многочисленными соединениями Гранд-Флита. Адмирал Джеллико не скрывал от экипажей, что попыток дать врагу артиллерийский бой ночью не будет: слишком велико преимущество немцев при борьбе на коротких дистанциях."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вдобавок уже во время перестроения британский главнокомандующий убедился, что Гранд-Флит — слишком громоздкая структура для ночного сигналопроизводства. Англичане подчас не могли в темноте отличить своих от чужих, а в прожекторных сигналах безбожно путались…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А вот слаженности действий в ночных условиях отдельных германских отрядов адмирал Джеллико даже позавидовал, о чём не скрывая и написал в своих мемуарах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Удивительный факт: вместо того, чтобы использовать многочисленные миноносцы Гранд-Флита в качестве ночных охотников, преследующих во мраке повреждённые корабли неприятеля, Джеллико возложил на торпедные силы исключительно оборонительную функцию — прикрывать отход британского линейного флота. Там, где англичане провели ночью торпедные атаки, они сделали это без санкции, а зачастую — и без ведома своего главнокомандующего."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Отдельными очагами бой ещё вспыхивал в течение всей ночи. Уже когда опустилась темнота, британский лёгкий крейсер «Кастор» и 11-я минная флотилия числом 15 вымпелов нос к носу встретились с 4-й разведгруппой Флота открытого моря в составе четырёх лёгких крейсеров. Короткая стремительная перестрелка привела к нескольким попаданиям в немецкий крейсер «Гамбург», но и «Кастор» имел большие потери в личном составе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но самая страшная из ночных схваток разразилась в час перед полуночью. Лидер эскадренных миноносцев «Типперери» со своей 4-й минной флотилией около половины двенадцатого обнаружил подходящие сзади крупные тени на горизонте. И даже будто бы мелькнул над тёмным горизонтом жёлтой вспышкой сигнальный фонарь. В ответ «Типперери» показал лучом света свой позывной, предполагая, что замеченные им корабли — британские линкоры."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но тут вспыхнули разом десятки прожекторов, выхватив из мрака огромный квадрат водной поверхности. И буквально посыпались на ослеплённых англичан снаряды всех калибров. Замеченное «Типперери» соединение оказалось немецким…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Германский линейный корабль «Нассау», вступил в строй 01.10.1909 г — передан Японии по репарациям, разобран в 1921 г. Водоизмещение: 20535 т; размерения: 146,15 х 26,88 х 8,76 м; скорость — 19,5 уз; вооружение: 10 — 280 мм, 12 — 150 мм, 16 — 88 мм орудий, 6 — 450 мм ТА; бронирование: пояс — 290 мм, каземат — 160 мм, палуба — 40 - 60 мм, башни — 280 мм, боевая рубка — 400 мм. Фото с просторов интернета.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "2.jpg", "filesize": 741104, "height": 717, "pic_id": 109901, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/28/2_jatC005.jpeg", "width": 1535}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Оно состояло из линкоров типа «Нассау» и четырёх лёгких крейсеров. Немцы без труда прикончили неосторожного лидера, а затем занялись уничтожением миноносцев его флотилии. От неожиданности англичане потеряли ориентировку, и миноносец «Броук» с повреждённым снарядом рулём протаранил своего соседа по строю — миноносец «Спарроухок». Затем с ними столкнулся ещё и метавшийся под огнём «Контест» … Удивительно, но в этой страшной суете нашлись командиры, способные мгновенно разобраться в ситуации и постаравшиеся нанести противнику максимальный урон."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Британский эскадренный миноносец «Спитфайр», типа «Акаста»; вступил в строй 23.12.1912 — продан на слом 09.05.1921 г; водоизмещение: 1300 т; размерения: 81,5 х 8,2 х 2,9; скорость — 29 уз; вооружение: 3 — 102 мм орудия, 2 — 533 мм ТА. Фото с просторов интернета.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "3.jpg", "filesize": 89747, "height": 539, "pic_id": 109905, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/28/3_ZtTEFxw.jpeg", "width": 960}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эсминец «Спитфайр» заметил неподалёку от себя, как ему показалось, германский крейсер и выпустил по нему две торпеды. Не услышав взрывов, неизбежных при хорошем попадании, «Спитфайр» кинулся на противника в новую атаку, и шёл на сближение до тех пор, покуда не столкнулся с неприятельским кораблём… И вот тут-то, когда узкий нос миноносца вклинился в борт бронированной громадины, англичане поняли, что перед ними не крейсер, а дредноут!… Имя его было «Нассау»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Выстрелом «Спитфайра» на «Нассау» был убит командир и несколько членов экипажа. Линкор продолжал вести по противнику яростный огонь даже тогда, когда миноносец уже вонзился в борт. Дульными газами из ствола главного калибра «Спитфайру» оторвало трубу, покорёжило мостик, сорвало лёгкую надстройку. Раненый командир миноносца ещё успел скомандовать «полный назад!», и «Спитфайр», выдернув свой помятый форштевень из пробоины в борту линкора, мгновенно растворился в ночной темноте…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Казалось, при столкновении с таким массивным противником маленький корабль должен получить смертельные повреждения. Но этот удивительный миноносец поутру 1 июня доберётся до Розайта. И ремонтная бригада извлечёт из его развороченной носовой части несколько полос линкоровской обшивки — длиной по шесть метров."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Британский эсминец «Спитфайр» после боя, 2 июня 1916 года. Фото с просторов интернета.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "4.jpg", "filesize": 830423, "height": 2344, "pic_id": 109907, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/28/4_NyEHL7W.jpeg", "width": 4163}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В этот же безумном эпизоде боя получил два торпедных попадания германский лёгкий крейсер «Росток». А уже знакомый нам по завязке битвы «Эльбинг» был случайно покалечен тупым форштевнем своего же линкора «Позен». Повреждения получились из разряда тяжелейших: нос «Позена» вошёл в борт крейсера почти под прямым углом на уровне турбинных отделений, механизмы были буквально смяты, вся энергетика вышла из строя моментально…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Эльбинг» затонул далеко не сразу. Миноносцы 5-й полуфлотилии Хохзеефлотте сняли с него часть экипажа — тех, кто не был занят борьбой за живучесть. И до рассвета парализованный крейсер дрейфовал по течению в сторону датского берега. Возможно, у «Эльбинга» были ещё шансы спастись, если бы он добрался до береговых отмелей, он мог по крайней мере интернироваться в Дании — формально нейтральной, а фактически сочувствующей немцам в этой войне… Но на рассвете его обнаружили эсминцы и крейсера-скауты из состава британских сил прикрытия. Не намеренный сдаваться в плен и не имеющий возможности сражаться, «Эльбинг» открыл кингстоны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как только исчезли в ночи немногочисленные уцелевшие миноносцы из флотилии «Типперери», из-за горизонта навстречу навстречу германским линкорам вынесло чёрный призрак одинокого корабля. Это был броненосный крейсер из эскадры адмирала Арбентнота. Дредноуты «Фридрих дер Гроссе», «Нассау» и два корабля типа «Остфрисланд» обрушили на него свои залпы с дистанции всего коло пяти кабельтовых, и за несколько минут крупный черытехтрубный корабль был превращён в пылающий обломок искорёженного металла. Очевидец вспоминал потом, что когда остов крейсера проносило по течению мимо линкора «Тюринген», немцев поразил золотисто-красный цвет надстроек неприятеля, раскалённых от внутреннего пожара."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Уже по возвращении домой экипажи германских дредноутов узнали, что расстрелянный ими крейсер носил имя «Блэк Принс». Спасённых с него не было."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Английский броненосный крейсер «Блэк Принс», вступил в строй 17.03.1906 г — погиб 01.06.1916 г. Водоизмещение: 13965 т; размерения: 154,1 х 22,4 х 8,2 м; скорость — 23 уз; вооружение: 6 — 234 мм, 10 — 152 мм, 25 — 47 мм орудий, 3 — 457 мм ТА; бронирование: пояс — 76 - 152 мм, траверзы — 51 - 152 мм, палуба — 19 - 38 мм, башни — 114 - 190 мм, боевая рубка — 254 мм. Фото с просторов интернета.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "5.jpg", "filesize": 547525, "height": 877, "pic_id": 109909, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/28/5_JsooEJO.jpeg", "width": 1491}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Когда германские линкоры расстреливали «Блэк Принса», за ними в отдалении наблюдала «Малайя» — сверхдредноут из эскадры Эван-Томаса. «Малайя» видела гибель крейсера, и более того: в отсветах догорающего пожара она опознала в одном из ближайших к себе кораблей немецкий дредноут «Вестфален». Остаётся только догадываться, почему командир британского линкора даже не сообщил Джеллико о происходящей на его глазах трагедии…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Израненный «Лютцов» в сопровождении нескольких эскадренных миноносцев полз с сильным дифферентом на нос по направлению к устью реки Яде. До полуночи 31 мая у него ещё были шансы достичь родных вод и спастись, но вскоре под давлением воды переборки начали сдавать под натиском непомерных затоплений. Когда дифферент увеличился настолько, что из воды на поверхность показались винты, «Лютцов» утратил способность передвигаться. А буксировка была невозможна вследствие крайне низкой остойчивости корабля. Тогда миноносцы сняли уцелевшую команду бывшего флагмана авангарда, и в чёрной воде скользнула в ореоле газовых пузырей последняя торпеда… Она была пущена эсминцем «G-38». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В ночь на первое июня от торпед британских эсминцев погибли додредноут «Поммерн» и лёгкий крейсер «Фрауенлоб». Уже фактически в створе родного порта подорвался на минах «Остфрисланд», но отделался незначительными повреждениями и сам добрался до дока. О последнем визуальном контакте с немецкими кораблями Джеллико сообщил лёгкий крейсер «Дублин», который на рассвете имел возможность наблюдать гибель «Ростока». Германский крейсер был сильно накренён, а два эсминца снимали с него экипаж… Приближаться и атаковать «Дублин» не решился, да в том уже и не было необходимости."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Германский линейный корабль «Остфрисланд», вступил в строй 15.09.1911 г — передан США по репарациям, потоплен авиацией как мишень 21.07.1921 г. Водоизмещение: 25200 т; размерения: 167,2 х 28,5 х 8,2 м; скорость — 20,5 уз; вооружение: 10 — 305 мм, 14 — 150 мм, 14 — 88 мм орудий, 6 — 500 мм ТА; бронирование: пояс — 300 мм, каземат — 170 мм, палуба — 40 - 60 мм, башни — 300 мм, боевая рубка — 300 мм. Фото с просторов интернета.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "6.jpg", "filesize": 149025, "height": 659, "pic_id": 109911, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/28/6_uCt5wUw.jpeg", "width": 1031}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Самым долгим оказался путь домой для «Зейдлица», который принял около пяти тысяч тонн воды в носовые отсеки. В ночь на первое июня из-за глубоко сидящего носа крейсер не смог преодолеть отмели Хорнс-Рифа и остался ожидать прилива. Его «дивизион живучести» откачивал воду из залитых помещений едва ли не вручную, а кочегары и механики тем временем пытались привести в порядок засолившиеся от слишком интенсивной работы котлы. И все же, несмотря на работу на полную мощность всех водоотливных средств, затопления продолжали медленно нарастать. К рассвету опустился в воду на треть даже дворянский герб — личная эмблема «Зейдлица», прикреплённая возле форштевня у самого среза полубака. В нормальном состоянии этот герб находился на высоте примерно шести метров над водой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Зейдлиц» вернулся в Вильгельмсхафен только вечером второго июня. Вошёл в порт задним ходом, чтобы уменьшить давление воды на переборки. Следом за ним шёл лёгкий крейсер «Пиллау», присланный командованием на содействие повреждённому кораблю."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Германский линейный крейсер «Зейдлиц», в Вильгельмсхафене после боя. Фото с просторов интернета.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "7.jpg", "filesize": 547837, "height": 823, "pic_id": 109913, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/28/7_2UY5TUA.jpeg", "width": 1215}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Каждый из нас пишет свою Мировую историю…"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "\n"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Д. Лихачёв"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По возвращении «Зейдлица» в Вильгельмсхафен его офицеры попросили связи со ставкой самого Императора. И отправили Его Величеству телеграмму — поздравление с победой в сражении при Скагерраке…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Английский король тоже счёл эту битву своей победой. В Скапа-Флоу и Розайте даже были по этому поводу торжества…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким образом обе стороны заявили о своей победе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для современного исследователя истина не столь бесспорна, как для офицера, только что вернувшегося из боя. Много лет спустя историки и военные аналитики пришли к выводу, что величайшая морская битва первой Мировой войны завершилась… "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "фактически вничью."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Гранд-Флит не выполнил поставленных задач в полном объёме, не принудил неприятеля к решительной схватке и не разбил в артиллерийском бою, как планировалось. Более того, англичане понесли слишком большие потери. По тоннажу потопленных кораблей англичане потеряли почти вдвое, а по числу погибших моряков — почти втрое больше чем немцы. Первый Лорд Адмиралтейства, «отец» Дредноута и линейных крейсеров — адмирал Дж. Фишер — высказался по этому поводу весьма конкретно: "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«В сложившейся ситуации Хохзеефлотте оказался нам не по зубам!» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". А известный британский историк Х. Вильсон назвал результат Ютландского боя "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«победой немцев по очкам» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В свою очередь немцы так же не выполнили свои задачи, не смогли подловить и разбить британский флот по частям. Более того, как только Шеер понял, что перед ним Гранд-Флит в полном составе, все его действия (в том числе знаменитые повороты «все вдруг» ) были направлены на то, чтобы избежать разгрома и оторваться от противника. 1 июня Флот открытого моря был не в состоянии продолжать дневной бой. Если британские линкоры практически не пострадали, то среди германских линейных крейсеров в относительно боеготовом состоянии находился только «Мольтке», а три линкора типа «Кёниг» имели значительные повреждения и не могли поддерживать высокую скорость. Англичане же, несмотря на потери, не потеряли способности сражаться."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Теперь, собственно, потери сторон."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Германия потеряла: 1 линейный крейсер («Лютцов» ), 1 броненосец («Поммерн» ), 4 лёгких крейсера («Висбаден», «Эльбинг», «Росток» и «Фрауэнлоб» ) и 5 миноносцев (V-48, S-35, V-29, V-27 и V-4). Всего 11 кораблей общим водоизмещением 62 233 тонн, погибло 2551, ранено 507 человек."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Британия потеряла: 3 линейных крейсера («Куин Мэри», «Индефатигейбл» и «Инвинсибл» ), 3 броненосных крейсера («Диффенс», «Уорриор» и «Блэк Принс» ), 1 лидер («Типперери» ) и 7 миноносцев («Нестор», «Номад», «Турбулент», «Ардент», «Форчун», «Шарк» и «Спарроухок» ). Всего 14 боевых кораблей общим водоизмещением 111 980 тонн. Погибло 6094 человек, основные потери были на взорвавшихся линейных — 3307 чел. и броненосных — 1831 чел. крейсерах, ранено 674 человека."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Гибель линейного крейсера «Индефатигейбл». Фото википедия.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "8.jpg", "filesize": 278646, "height": 561, "pic_id": 109921, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/28/8_41kiB0M.jpeg", "width": 923}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Британские капитальные корабли получили в бою меньшие повреждения, ремонт требовался семи против девяти немецких. У англичан тяжело повреждены линкоры «Уорспайт» и «Мальборо» и линейный крейсер «Лайон». Повреждения средней тяжести имели линкоры: «Бархем» и «Малайя», и линейные крейсера «Принцесс Ройал» и «Тайгер». Все они, за исключением «Лайона», вернулись в строй в июле — начале августа 1916 года. Флагман Битти ремонтировался до 13 сентября."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У немцев крайне тяжёлые повреждения получили линейные крейсера «Дерфлингер» (в ремонте до 15 октября) и «Зейдлиц» (ремонт до 16 сентября). Так же серьёзно повреждены: линкоры «Остфрисланд» (ремонт до 26 июля), «Кёниг» (21 июля), «Маркграф» (20 июля), «Гроссер Курфюст» (16 июля) и линейные крейсера «Мольтке» (30 июля) и «Фон дер Танн» (ремонт до 2 августа). Относительно легко отделались линкоры «Кайзер» и «Гельголанд» — в ремонте 2 недели."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Английскому флоту удалось сохранить господство на море. Хоть потери англичан были и выше немецких, они могли себе это позволить, количественное превосходство по-прежнему было на стороне Гранд-Флита. Активность же германских сил после сражения резко снизилась, что оказало значительное воздействие на ход войны в целом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Германский флот до конца войны находился на базах, и по условиям Версальского мира был интернирован в Великобританию. Не рискуя использовать надводный флот, Германия перешла к неограниченной подводной войне, что привело к вступлению в войну США на стороне Антанты."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Несмотря на то, что бои на суше шли с переменным успехом, морская блокада Германии принесла свои плоды. Немецкая промышленность не смогла обеспечить армию всем необходимым, в стране возникла острая нехватка продовольствия в городах, что и вынудило германское правительство капитулировать..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В Германии 31 мая и по сей день считается одной из самых важных победных дат. В Англии в этот день поминают моряков, погибших в Первую Мировую..."}], "attributes": []}], "selectedRange": [11581, 11581]}
Комментарии 0