21 июл 2022 · 20:48    
{"document":[{"text":[{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"Однако, что-то не в порядке с нашими чёртовыми крейсерами."},{"type":"string","attributes":{},"string":"\n"},{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"Вице-адмирал Дэвид Битти"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["quote"]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Гибель линейного крейсера «Инвинсибл». Фото с просторов интернета.","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"1.jpg","filesize":149139,"height":774,"pic_id":103904,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/21/1_bnMS8cd.jpeg","width":1379}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"«Инвинсибл» ворвался в пекло битвы, стремясь вывести свой отряд на одну линию с эскадрой Битти и подключиться к обстрелу головной части германской колонны. Он видел, что у «Лютцова» сильно разворочен полубак и заметно упала скорость, и попытался добить неприятельского флагмана. На полном ходу он пересёк курс «Лютцова», стреляя всем бортом. Видимость на поле боя к тому времени составляла всего около пятидесяти кабельтовых, и англичане не заметили в облаке дыма позади «Лютцова» плоский хищный силуэт второго линейного крейсера."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"А это был никто иной, как «Дерфлингер», один из лучших кораблей в эскадре Хиппера по артиллерийской подготовке..."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"«Инвинсибл» был накрыт буквально с третьего залпа. Великолепный результат, если учесть, что немцы тоже с большим трудом могли разглядеть противника за дымом. Не случайно поначалу артиллеристы «Дерфлингера» полагали, будто ведут бой с линкором-сверхдредноутом из эскадры Эван-Томаса."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Английский линейный крейсер «Инвинсибл» - первый линейный крейсер мира, вступил в строй 20.03.1909 г — погиб 31.05.1916 г. Водоизмещение: 20420 т; размерения: 172,8 х 24 х 8 м; скорость — 25,5 уз; вооружение: 8 — 305 мм, 16 — 102 мм орудий, 5 — 457 мм ТА; бронирование: пояс — 102 - 152 мм, траверзы — 152 - 178 мм, палуба — 20 - 65 мм, башни — 178 мм, боевая рубка — 254 мм. Фото с просторов интернета.","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"2.jpg","filesize":192155,"height":790,"pic_id":103905,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/21/2_q9oFgYb.jpeg","width":1200}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Как бы то ни было, а первый же попавший снаряд перебил «Инвинсиблу» приводы управления рулём, отчего британский линейный крейсер сразу завилял на курсе, пытаясь удержаться от резкой циркуляции. А следующий бронебойный снаряд вскрыл броню в центре корпуса, совсем рядом с асимметрично расположенными башнями главного калибра…"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Броневая крыша башни №3 сорвалась с крепления, и из-под неё чудовищной силой детонации выбило столб огня высотой более ста метров. В ослепительном зареве, вставшем в полнеба, было видно, как в воздухе вращаются обломок шлюпбалки, мачтовая стеньга, ствол малокалиберной пушки. На миг дымовое облако, вспухшее над волнами, скрыло «Инвинсибл» из виду. А когда дым рассеялся…"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Тот, кто видел это, запомнил уже навсегда. Длинный, изящный корпус огромного линейного крейсера был перекручен в центре и фактически, разорван надвое. Дымящийся прямой нос торчал из воды примерно до середины полубака, устремившись узким профилем в низкое небо. А рядом, почти под прямым углом, высовывалась из воды корма — с четырьмя крупными винтами, ещё исступлённо лупящими дымный воздух. Конечно, винты вращались только в силу инерции…"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Взрыв линейного крейсера «Инвинсибл», фото с просторов интернета.","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"3.jpg","filesize":67390,"height":462,"pic_id":103906,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/21/3_CkuzPzI.jpeg","width":736}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"А среди хаоса обломков, сплошь покрывших море на несколько сотен квадратных метров, мотался на зыби облепленный жирной плёнкой нефти и масел спасательный плотик. С этого плотика позже удастся поднять шестерых уцелевших моряков. И очевидец сражения напишет в своих мемуарах: «Странно, что никто из спасённых не сошёл с ума»."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Удивительно, но факт: с перебитым килем и почти полным разрывом корпусных конструкций на уровне второго котельного отделения «Инвинсибл» ещё минут десять держался на воде. Внутренние отсеки в оконечностях у таких крейсеров довольно объёмны, и пузыри воздуха в герметичных помещениях надолго продлили жуткую агонию корабля. Этого времени вполне хватило, чтобы штурманы британского флота определили точные координаты его гибели. И на самых точных английских картах боя позиции сражающихся эскадр даны по отношению к вздымающемуся из воды форштевню «Инвинсибла»."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"Наш командор всегда рисковал в бою ровно настолько, чтобы не уронить свою честь. Но до риска, необходимого для достижения цели он не поднялся ни разу."},{"type":"string","attributes":{},"string":"\n"},{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"Альс ле Гран"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["quote"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" Итак Гранд-Флит произвёл на поле сражения манёвр боевого развёртывания влево. В результате получился длинный «хвост» из идущих в кильватер дредноутов. Примерно посередине, на уровне места в строю линкора «Бенбоу», этот «хвост» был надломлен, и вогнутой частью строя обращен к неприятелю. Достаточная часть эскадры, таким образом, могла сосредоточить огонь на головных кораблях германской колонны, и сохранись это положение противников более-менее надолго, немцы могли потерять практически весь авангард своего флота. Линейные крейсера Хиппера и так уже сражались из последних сил, а теперь ещё начало крепко доставаться некоторым «Кёнигам»…"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Германский линейный корабль «Кёниг», вступил в строй 10.08.1914 г — затоплен в Скапа-Флоу 21.06.1919 г. Водоизмещение: 29200 т; размерения: 175,4 х 29,5 х 8,3 м; скорость — 21 уз; вооружение: 10 — 305 мм, 14 — 150 мм, 10 — 88 мм орудий, 5 — 500 мм ТА; бронирование: пояс — 80 - 350 мм, траверзы — 130 - 300 мм, палуба — 20 — 30 + 60 - 100 мм, башни — 300 мм, боевая рубка — 350 мм. Фото с просторов интернета.","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"4.jpg","filesize":2353672,"height":1488,"pic_id":103907,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/21/4_rmbUcrD.jpeg","width":3012}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"На это и рассчитывал Джеллико, отдавая приказ развернуть колонну влево, а не вправо. В последнем случае у англичан было больше шансов попробовать не выпустить германский флот из «клещей» и нанести врагу поражение. Но с другой стороны, прорывающиеся к своим водам немцы начали бы диктовать противнику дистанцию ведения артогня. А это значит, что не один огненный фонтан из взорванного британского корабля мог ещё окрасить вечернее небо. Лишние потери не нужны были Джеллико…"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"При перестроении английских линкоров из по-дивизионных колонн в общий кильватер адмирал Эван-Томас получил распоряжение главнокомандующего: встать со своей эскадрой в конец колонны, позади линкора «Эджинкорт». На этом довольно простом манёвре сверхдредноуты Эван-Томаса едва не потеряли своего сотоварища. Линкор «Уорспайт» неожиданно потерял управление — очевидно, в результате аварии рулевых механизмов — и внезапно вышел из строя на стремительную циркуляцию в сторону неприятеля. Сосед «Уорспайта» по строю — «Вэлиент» — вынужден был прекратить стрельбу по врагу и уворачиваться от тяжёлого форштевня неуправляемого матеолота. Немцы заметили, что «Уорспайт» пошёл на сближение, приняли его манёвр за вполне осознанную демонстративную атаку и сосредоточили на нём огонь шести дредноутов."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"За считанные мгновения «Кёниги» сделали из английского линкора небоеспособную мишень. «Уорспайт» считался одним из лучших в Гранд-Флите, но немцы лишили его способности к сопротивлению четырьмя попаданиями крупных снарядов. Броня не сдержала удар и корабль получил несколько весьма опасных внутренних повреждений, затронувших энергетику, электроснабжение и системы борьбы за живучесть. С разрешения Джеллико адмирал Эван-Томас вынужден был отправить покалеченного «Уорспайта» ремонтироваться в Розайт. И линкор на глазах у обоих сражающихся флотов покинул поле боя, что не могло не оказать отрицательного морального эффекта на англичан."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Английский линейный корабль «Уорспайт» относится к типу «Куин Элизабет», ступил в строй 19.03.1915 г — разобран в июле 1950 г; водоизмещение 33000 т; размерения: 196 х 31,7 х 10 м; скорость — 24,6 уз; вооружение: 8 — 381 мм, 16 — 152 мм, 2 — 76 мм орудий, 4 — 533 мм ТА; бронирование: пояс — 152 - 330 мм, траверзы — 102 - 152 мм, палуба — 25 - 76 мм, башни — 330 мм, боевая рубка — 279 мм. Фото с просторов интернета.","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"5.jpg","filesize":184931,"height":721,"pic_id":103908,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/21/5_Ob20N7d.jpeg","width":1103}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Впрочем, от спонтанного выхода «Уорспайта» на врага была и кое-какая польза. Когда немцы приняли его манёвр за начало атаки, они перестали обстреливать подбитый броненосный крейсер «Уорриор», который смог получить передышку под огнём и немного справиться с повреждениями. Если бы линкор не отвлёк на себя внимание едва ли не половины присутствующих на поле боя немецких сил, «Уорриору», вероятно пришёл бы мгновенный конец. А так «Энгадин» ещё смог взять его на буксир, и впоследствии снять с погибающего крейсера почти всю команду."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Около половины седьмого вечера избитый «Лютцов» с сильным дифферентом на нос вышел из боевой линии. Он ещё мог держать пятнадцатиузловый ход, но исполнять обязанности флагмана авангардного соединения был уже не в состоянии. На его шкафуте полыхал пожар. Длинный узкий полубак был почти полностью залит водой, и волны ходили уже на уровне якорного клюза. Большинство артиллерии вышло из строя, не действовали системы управления огнём, начала сдавать часть энергетики. Адмирал Хиппер вынужден был перейти на борт миноносца и отправиться вдоль строя линейных крейсеров — искать наименее искалеченного, чтобы вручить ему флаг и доверить жизни своих штабных."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Британский обстрел долго не давал миноносцу приблизиться к «Мольтке» — самому счастливому из линейных крейсеров Германии. Даже в этом генеральном бою, действуя в составе наиболее активного соединения, вынесшего на себе основную тяжесть схватки, «Мольтке» пострадал меньше всех. На момент выхода из строя «Лютцова» он был единственным, кто ещё мог заменить флагмана."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Германский линейный крейсер «Дерфлингер», вступил в строй в октябре 1914 г — затоплен в Скапа-Флоу 21.06.1919 г. Водоизмещение: 31200 т; размерения: 210 х 29 х 9,2 м; скорость — 26,5 уз; вооружение: 8 — 305 мм, 12 — 150 мм, 4 — 88 мм орудий, 4 — 500 мм ТА; бронирование: пояс — 300 мм, каземат — 150 мм, палуба — 30 - 50 мм, башни — 270 мм, боевая рубка — 300 мм. Фото с просторов интернета.","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"6.jpg","filesize":552811,"height":1073,"pic_id":103909,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/21/6_5OvZTqd.jpeg","width":1496}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"«Дерфлингер» получил два десятка попаданий разными калибрами, причем, около пятнадцати пробоин было нанесено 343-миллиметровыми снарядами британских «кошек». Системы оперативной связи германского корабля были уже уничтожены. Из восьми орудий главного калибра в строю осталось два. А в носовой части левого борта, возле аккуратного круглого клюза, взрывом выворотило плиту главного броневого пояса. При каждом взлёте узкого крейсерского носа на усиливавшуюся волну было видно, как целые водопады устремляются через эту пробоину…"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Повреждение носовой части линейного крейсера «Дерфлингер». Фото с просторов интернета.","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"7.jpg","filesize":45096,"height":540,"pic_id":103910,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/21/7_sIYjmRe.jpeg","width":780}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"«Зейдлиц» выглядел немногим лучше «Лютцова»: больше двух десятков тяжёлых снарядов и британская торпеда сделали своё дело. Фактически, он держался только благодаря исключительной воле своего экипажа, бросившего все силы на борьбу за живучесть."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"«Фон дер Танн» остался вообще без главного калибра. Но на запрос адмирала о состоянии вооружения ответил, что расчёты заняты ремонтом заклиненной кормовой башни, а значит, через несколько минут снова можно будет сражаться."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Прошло почти полтора часа прежде чем Хиппер смог поднять флаг на «Мольтке». За это время его линейные крейсера под предводительством «Дерфлингера» совершили самоубийственную по самой идее своей, но очень необходимую в тот момент германскому флоту контратаку. Линейные крейсера резко сократили дистанцию и бросились на британские линкоры, а тем временем дредноуты Хохзеефлотте произвели свой знаменитый манёвр «все вдруг» — синхронный поворот линейной колонны на обратный курс. Пусть на долю эскадры Хиппера достались новые тяжёлые повреждения и потери. Пусть во главе германских линкоров оказались теперь устаревшие броненосцы додредноутских времен, не способные больше чем на 17 — 18 узлов полного хода. Но Хохзеефлотте без потерь вывернулся из британских «клещей»…"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Германский линейный крейсер «Мольтке», вступил в строй 31.03.1914 г — затоплен в Скапа-Флоу 21.06.1919 г. Водоизмещение: 25400 т; размерения: 186,6 х 29,4 х 9,19 м; скорость — 28,4 уз; вооружение: 10 — 280 мм, 12 — 150 мм, 12 — 88 мм орудий, 4 — 500 мм ТА; бронирование: пояс — 270 мм, каземат — 150 мм, палуба — 30 - 50 мм, башни — 230 мм, боевая рубка — 300 мм. Фото с просторов интернета.","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"8.jpg","filesize":610865,"height":1200,"pic_id":103912,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/07/21/8_AM3fivs.jpeg","width":1920}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Незадолго до войны никто иной, как Джон Джеллико, утверждал, будто синхронные повороты в виду неприятеля не могут быть широко применимы в бою. Прежде всего — потому что выводят на роль предводителя эскадры корабль, шедший ранее концевым. А флагман оказывается в самом хвосте и лишается возможности командовать личным примером."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Теперь, в самом большом бою его жизни, немцы трижды продемонстрировали британскому адмиралу, на что способна «неэффективная» или даже «бесперспективная» тактика в умелых руках."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Флот открытого моря отходил под дымовую завесу, поставленную линкором «Кёниг». Визуальный и огневой контакт друг с другом сохраняли лишь линейные крейсера Битти и Хиппера. «Кошек» поддерживали оставшиеся без предводителя «Инфлексибл» и «Индомитейбл», немцам оказывали содействие два линкора-дредноута — «Маркграф» и «Кайзер». А главные силы обоих флотов больше не сходились в открытой схватке."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Перед закатом британские линейные крейсера проявили последнюю вспышку активности, попытавшись напасть на концевые корабли отступающего германского флота. Этими кораблями оказались израненные «Дерфлингер» и «Зейдлиц», а также несколько броненосцев из Второй эскадры Хохзеефлотте. Поворот «все вдруг» вывел поначалу Вторую эскадру во главу линейной колонны, но позже более быстроходные линкоры обогнали представителей додредноутского класса, и старые корабли присоединились к прикрывающим отход крейсерам Хиппера."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Несмотря на то, что броненосцы типа «Дойчланд» весьма медлительны по сравнению с линейными крейсерами, немцы сравнительно быстро оторвались от преследования. Возможно, Битти не решился на долгую погоню за «стариками», учитывая состояние своих линейных крейсеров, которые после кровопролитного дневного боя вряд ли могли выдержать серьёзную схватку. Или же британский адмирал опасался, что «Дойчланды» заведут его «кошек» под дула дредноутов, которые ещё не успели далеко уйти."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Солнце стекло в воду — раскалённой каплей на стеклянном дымном небосводе. День закончился, и казалось, короткая северная ночь должна была положить конец затяжной баталии. Но стратегические планы сторон ещё не были исчерпаны до конца…"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"Продолжение следует…"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[9071,9071]}
Комментарии 0