28 ноя 2022 · 15:31    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Як-9.jpg", "filesize": 134687, "height": 494, "pic_id": 274646, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/28/%D0%AF%D0%BA-9.jpeg", "width": 700}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этот самолет внешне мало отличался от своих предшественников - Як-1 и Як-7. Можно даже сказать, что внешних отличий не было вовсе. Однако же на самом деле Як-9 по сравнению с ними был гораздо более совершенным, надежным и самое главное - был гораздо более эффективен в борьбе против немецких самолетов, в том числе «мессершмиттов» - основных истребителей люфтваффе. Як-9 начали выпускать в 1942 году, а закончили аж в 1948м. За это время авиазаводы Советского Союза выпустили 16 769 экземпляров Як-9 (что сделало его самым массовым советским истребителем Второй Мировой войны) двадцати двух модификаций. Серийных среди этих модификаций было, правда, только пятнадцать. Однако и это разнообразие модификаций было больше, чем у любого другого советского да и не только самолета."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Собственно, возможность создавать самые разные модификации и была главной особенностью и преимуществом этого самолета. Поскольку на одной и той же базе Як-9 при необходимости делали и фронтовой истребитель; и истребитель дальнего радиуса действия; и истребитель-бомбардировщик, способный не только сражаться с самолетами врага, но и поражать наземные цели; и истребитель-фоторазведчик, за счет своей скорости гораздо менее уязвимый для вражеских истребителей, чем По-2, обычно используемый в ВВС РККА в качестве разведчика; и высотный истребитель-перехватчик; и двухместный невооружённый пассажирский самолёт специального назначения; и двухместный учебно-тренировочный и вывозной истребитель, и много еще чего. Иногда модификации приобретали свое назначение, как говорится, сами по себе. Например, Як-9Т, вооруженный 37мм авиапушкой, создавался конструкторами как борец с тяжелыми немецкими бомбардировщиками. Однако таковых у немцев было не очень много - зато Як-9Т совершенно незапланированно оказался хорошим истребителем немецких танков, поскольку его 37-мм пушка с легкостью пробивала тридцатимиллиметровую броню, между тем как даже у тяжелых танков крыша была обычно не толще тридцати миллиметров."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Як-9 прошел почти всю Великую Отечественную войну - с 1942 по 1945 год. Он стал настоящим самолетом-солдатом, с честью боровшимся с вражескими истребителями и бомбардировщиками. Повоевал он не только против немцев, но и против американцев. Поскольку в 1950 году некоторое количество этих самолетов (пусть и морально устаревших на фоне реактивных истребителей, но вполне боеспособных) применялись в Корейской войне."}], "attributes": []}], "selectedRange": [368, 426]}