08 июл 2023 · 13:59    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Великий Леонардо да Винчи почти всю жизнь регулярно записывал свои наблюдения и мысли, составлял перечни дел, делал зарисовки на листах бумаги, которые всегда носил с собой. Некоторые манускрипты представляют собой отдельные листы, другие - небольшие альбомы в переплетах из кожи или пергамента, величиной с маленькую книжку. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Кодекс Леонардо", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1563842, "height": 649, "pic_id": 634195, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/08/image_RowG1zZ.jpeg", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эти заметки уникальны, так как они – настоящие свидетели его увлечений, идей и мыслей, которые органично соседствовали друг с другом. Как инженер, Леонардо оттачивал технические навыки, вычерчивая увиденные или придуманные механизмы. Как художник, он набрасывал идеи и делал предварительные рисунки. Как устроитель придворных увеселений, он рисовал эскизы костюмов, приспособления для сцены и для перемещения декораций, записывал басни и остроты, которые могли пригодиться для театральных постановок."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Оказавшиеся рядом на листе бумаги предметы удивляют тем, что, на первый взгляд, не имеют между собой ничего общего: ум и перо Леонардо перескакивают с какого-нибудь принципа механики на завитки волос и завихрения водяных потоков, а затем он принимается рисовать чье-то лицо или некое замысловатое устройство, потом переключается на анатомический этюд - и все это сопровождается его пояснениями или размышлениями."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Леонардо часто рисовал лица и фигуры людей, поразивших его воображение. Вот что писал об этом итальянский писатель и поэт Джованни Баттиста Джиральди, чей отец был знаком с Леонардо: «Когда Леонардо собирался изобразить фигуру, он вначале задумывался о том, какое общественное положение и какое чувство он желает показать: благородный ли это человек или худородный, веселый или суровый, встревоженный или спокойный, старый или молодой, разгневанный или смирный, добрый или злой. И, уразумев, что ему нужно, он отправлялся в такие места, где обычно собирались нужные ему люди, и наблюдал за их лицами, повадками, примечал их наряды и жесты». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Рисунок Леонардо", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1005654, "height": 582, "pic_id": 634196, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/08/image_iHvD08m.jpeg", "width": 915}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Очевидно, что рукописи Леонардо предназначались исключительно для личного пользования, так как носили весьма хаотичный характер. Он редко ставил даты на листках с записями, буквы были написаны быстро, неаккуратно, отсутствовали правила пунктуации. Жажда накапливать знания заставляла его отодвигать «на потом» работу по систематизации материала."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Хорошая бумага стоила дорого, и Леонардо старался использовать все пространство листа, помещая как можно больше текста и рисунков на каждую страницу. Иногда он возвращался к какому-нибудь листу спустя несколько месяцев или даже лет и приписывал свежую мысль, чтобы уточнить или исправить какую-нибудь деталь. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Рисунок Леонардо", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1066220, "height": 705, "pic_id": 634197, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/08/image_eZs9UR5.jpeg", "width": 658}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Такие рукописные книжки с разнородными заметками и зарисовками назывались zibaldone («смесь, мешанина») и были широко распространены в Италии эпохи Возрождения, но вряд ли они могли сравниться по богатству содержания с заметками да Винчи, которые справедливо называют «самым поразительным свидетельством мощи человеческой наблюдательности и человеческого воображения, когда-либо письменно изложенным на бумаге». Вот, например, список повседневных дел, который намечал для себя Леонардо:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1. Показать, как образуются и распадаются облака, и почему одна волна кажется более синей чем другая, описать причины снега и града, и как в воздухе образуются новые очертания и новые листья на деревьях, и сосульки на камнях в холодных местах;"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "2. Связаться с монахом Брера (в Монастыре Св. Бенедикта), чтобы посмотреть De ponderibus (средневековый текст трактата «О тяжестях»);"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "3. Связаться с бомбардиром Джианнино, чтобы выяснить, каким образом была построена башня Феррары, стены которой не имеют бойниц;"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "4. Спросить об величине солнца, которую обещал мне открыть маэстро Джованни Франчезе;"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "5. Спросить Бенедикта Портинари (флорентийский торговец), как он катается на льду во Фландрии;"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "6. Спросить у маэстро Антонио, как устанавливать мортиры на бастионы: днем или ночью;"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "7. Найти специалиста по гидравлике и попросить его рассказать, как починить шлюз в Ломбардии и т. д."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С годами научные занятия Леонардо становились серьезнее, и он исписывал целые страницы краткими тезисами и заготовками для будущих трактатов, посвященных полету, воде, искусству, лошадям, механике, геологии, анатомии и всему тому, что занимало его гениальный ум. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Рисунок Леонардо", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 797339, "height": 545, "pic_id": 634198, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/08/image_jd2LIZ8.jpeg", "width": 873}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В своих записях Леонардо использовал уникальную манеру письма, которую он сам же и изобрёл. Обычно да Винчи использовал так называемый зеркальный метод, начиная писать с нижнего правого угла страницы справа налево. До сих пор исследователи не пришли к единому мнению относительно этого феномена, полагая, что таким образом да Винчи либо пытался зашифровать свои записи, либо считал этот способ письма белее быстрым и удобным для себя, так как был амбидекстром, умевшим хорошо писать как правой, так и левой рукой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После смерти да Винчи его рукописи перешли к ученику мастера, Франческо Мельци, который распоряжался его наследством последующие пятьдесят лет. А когда тот умер, дневники растерялись, так как родственники Мельци не подозревали об их ценности. В 1630 году рукописи попали в руки Помпео Леони, скульптора при дворе короля Испании, который попытался отсортировать их по темам. К сожалению, это привело лишь к тому, что хронология была полностью нарушена. Таким образом, большая часть разработок Леонардо была утеряна. Спустя время, большая часть манускриптов разошлась по разным музеям, архивам и библиотекам по всему миру. В настоящее время самым внушительным собранием кодексов да Винчи обладает Британская библиотека, которая опубликовала 570 оцифрованных страниц из дневников Леонардо да Винчи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сегодня сохранившаяся часть рукописного наследия Леонардо существует в виде так называемых «кодексов». Объем сохранившихся рукописей огромен, это несколько тысяч листов. Существует 23 кодекса разного объема, которые хранятся в разных библиотеках мира. Самым крупным является «Атлантический кодекс» из Амброзианской библиотеки в Милане, который насчитывает более тысячи страниц. Следом за ним идут «Кодекс Арундела» из Британской библиотеки и так называемое «Виндзорское королевское собрание». В них около 300 листов, точнее, 283 в «Кодексе Арундела» и 234 в «Виндзорском собрании»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Мадридский кодекс» находится в Национальной библиотеке Испании, три «Кодекса Форстера» из Музея Виктории и Альберта - в Лондоне, в миланском Кастелло Сфорцеско хранится «Кодекс Тривульцио», и в Парижском институте Франции хранятся 12 манускриптов, которые названы буквами латинского алфавита от A до M. В Турине в Королевской библиотеке хранится «Кодекс о полете птиц»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Один кодекс находится в частной коллекции. Сейчас это коллекция Билла Гейтса, но назван этот кодекс по имени владельца XVIII века, графа Лестера, он называется «Лестерским кодексом»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Леонардо работал на отдельных несшитых листах. Каждый лист (так называемый фолио) он покрывал записями на одну и ту же тему, с обеих сторон. Это значит, что, когда эти листы сшивали в тетради, эти фолио складывали пополам, на них накладывали другие листы, те части, которые тематически должны были следовать друг за другом, переставали быть таковыми, и логика изложения и логика мысли Леонардо неизбежно перебивалась. Причем некоторые листы были сшиты, как показывают исследования, еще при жизни Леонардо, а некоторые - уже после его смерти."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Кодекс Эшбернхэма» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Кодекс Эшбернхэма» - собрание заметок, набросков и рисунков Леонардо да Винчи периода 1487 - 1490 годов. Работа состоит из 44 листов в двух томах. Первый кодекс состоит из 34 листов размером примерно 15 см × 22 см, второй из десяти листов размером 16 см × 23 см. Рукописи содержат работы по архитектуре, искусству и живописи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1795 году двенадцать рукописей Леонардо и «Атлантический кодекс» были переданы в библиотеку Института Франции в Париже в качестве военных трофеев Наполеона. Только «Атлантический кодекс» вернулся в Милан в 1815 году после падения Наполеона."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1840-х годах итальянский математик Гульельмо Либри вырезал часть страниц Парижского манускрипта и продал британскому коллекционеру и библиотекарю Бертраму Эшбернхэму, 4-му графу Эшбернхэма. Через его сына они были возвращены Институту Франции в 1890 году. Эти рукописи переплетены отдельно и образуют «Кодексы Эшбернхэма»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Страница из «Кодекса Эшбернхэма»", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 957459, "height": 792, "pic_id": 634170, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/08/image_xi1o3nz.jpeg", "width": 619}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Страница из «Кодекса Эшбернхэма»", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1008423, "height": 841, "pic_id": 634171, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/08/image_rcPC5Ie.jpeg", "width": 619}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Страница из «Кодекса Эшбернхэма»", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1093583, "height": 799, "pic_id": 634174, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/08/image_4Chs0B9.jpeg", "width": 619}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Страница из «Кодекса Эшбернхэма»", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1196263, "height": 878, "pic_id": 634179, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/08/image_EoHmInk.jpeg", "width": 614}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Страница из «Кодекса Эшбернхэма»", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1246804, "height": 883, "pic_id": 634180, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/08/image_v3IH0kC.jpeg", "width": 617}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Страница из «Кодекса Эшбернхэма»", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1662600, "height": 1019, "pic_id": 634181, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/08/image_yuI3nsa.jpeg", "width": 769}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Страница из «Кодекса Эшбернхэма»", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1153142, "height": 831, "pic_id": 634184, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/08/image_1ohJCJA.jpeg", "width": 619}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Страница из «Кодекса Эшбернхэма»", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1197073, "height": 844, "pic_id": 634185, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/08/image_cGNOP5N.jpeg", "width": 616}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Страница из «Кодекса Эшбернхэма»", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1139147, "height": 827, "pic_id": 634187, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/08/image_s7ogaWL.jpeg", "width": 616}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Страница из «Кодекса Эшбернхэма»", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1262547, "height": 916, "pic_id": 634188, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/08/image_Bs2RIf2.jpeg", "width": 619}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Страница из «Кодекса Эшбернхэма»", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1195412, "height": 852, "pic_id": 634189, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/08/image_MbIIAwh.jpeg", "width": 620}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Страница из «Кодекса Эшбернхэма»", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1178589, "height": 845, "pic_id": 634190, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/08/image_uxgPCGS.jpeg", "width": 617}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Страница из «Кодекса Эшбернхэма»", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1224157, "height": 852, "pic_id": 634191, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/08/image_j5qkBui.jpeg", "width": 617}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Страница из «Кодекса Эшбернхэма»", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1185133, "height": 853, "pic_id": 634192, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/08/image_ZNFNSxw.jpeg", "width": 617}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Страница из «Кодекса Эшбернхэма»", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1195265, "height": 808, "pic_id": 634193, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/08/image_XdNm9VL.jpeg", "width": 619}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Феномен гениального художника, учёного, писателя до сих пор волнует умы исследователей. Личность Леонардо да Винчи не входит ни в один человеческий размер, размах его деятельности огромен, а влияние, оказанное на всю мировую культуру удивительно. Леонардо неисчерпаем, современность рассматривает всё новые и новые аспекты его жизни и творчества, стремясь постичь тайны «универсального человека». "}], "attributes": []}], "selectedRange": [8064, 8085]}
Комментарии 0