06 фев 2023 · 01:49    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Выдающийся художник XVII века и великий фламандский живописец Питер Пауль Рубенс написал картину «Союз Земли и Воды» в 1618 году после возвращения на родину из Италии. Ее первоначальное название – «Шельда и Антверпен»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Питер Пауль Рубенс. «Союз Земли и Воды». Ок. 1618г. Холст, масло. 222,5 × 180,5 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 3278601, "height": 1214, "pic_id": 410498, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/06/image_H92evwW.jpeg", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это полотно представляет собой крупномасштабное аллегорическое изображение сцены единения двух природных стихий - Земли и Воды, женского и мужского начала. Пышнотелая богиня плодородия Кибела удерживает в правой руке дивный рог изобилия и безучастно смотрит на грозного бога морей Нептуна. Ее каштановые локоны уложены в виде короны, украшенной жемчугом. Она стоит лицом к зрителю в свободной позе, опираясь левой рукой на большой керамический кувшин, из которого непрерывным потоком течёт вода (символ реки, впадающей в море). Венчает голову Кибелы Ника – богиня победы. Это образ цветущей женщины, в пышном, прекрасном теле которой прославляется торжество жизни и радость бытия. Нептун – воплощение телесной мощи, неиссякаемой энергии и мужской силы: все его природные качества проявляются с максимальной яркостью и полнотой. Напряженный профиль и устрашающий трезубец Нептуна демонстрируют силу и власть. Внизу трубит в раковину поднявшийся из морских глубин Тритон, а в струях низвергающейся воды плещутся дети, символизирующие процветание и благополучие. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это – одно из аллегорических произведений, раскрывающих гражданские и творческие убеждения художника. Первая половина XVII столетия в Нидерландах – это период освободительной борьбы народа против власти испанского короля и католической церкви. В результате тяжелой борьбы страна оказалась разделенной на две части: Голландию и Фландрию. Южные районы Нидерландов не смогли отстоять свою независимость в многолетней борьбе с Испанией: здесь сохранились испанский протекторат, господство католицизма и феодальные порядки. Бывший некогда богатым торговым городом, Антверпен (родной город художника), обнищал после его осады и взятия испанскими властями в 1585 году. Католичество было провозглашено ведущей религией, протестанты и кальвинисты подвергались жестким преследованиям герцога Альбы, а голландцы блокировали устье реки Шельды, на которой стоит Антверпен. В результате чего морская торговля прекратилась, а биржа опустела. Оставшиеся без работы жители голодали, население сокращалось. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Композиция картины представляет собой аллегорию реки Шельды и расположенного на ней города Антверпен. В теме союза двух стихий воплотилась мечта фламандцев о снятии голландской блокады с устья судоходной реки Шельды и торгового порта Антверпен, о выходе к морю, а также связанные с этим событием надежды на возрождение страны, поскольку союз торговли и морских дорог был залогом и символом процветания Фландрии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эта тема была очень популярна среди современников Рубенса. Так, в 1609 году еще один фламандский художник - Абрахам Янссенс написал полотно «Шельда и Антверпен» для украшения зала антверпенской ратуши."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Абрахам Янссенс. «Шельда и Антверпен». 1609г. Музей изящных искусств, Антверпен", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1301326, "height": 605, "pic_id": 410499, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/06/image_IccQsAK.jpeg", "width": 936}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Картину Рубенса отличает пирамидальная композиция, симметрия и равновесие форм. История и аллегория, жизнь и легенда, человек и природа предстают в картине в нерасторжимом единстве."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как и во многих других своих картинах, художник решил аллегорическую композицию необычным композиционным построением, совершенством пластики и цвета. Картина Рубенс скомпоновал по принципу декоративной фонтанной скульптуры, используя принцип симметрии «леонардовского треугольника», где голова богини победы Ники – это вершина треугольника, а наклонные стороны – тела Кибелы и Нептуна, расположенные симметрично. Центром композиции является сплетение рук героев вместе с сосудом, который образует опору. Это усиливает ощущение равновесия и единства в картине."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фрагмент картины", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2087629, "height": 948, "pic_id": 410500, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/06/image_GhNMDdG.jpeg", "width": 802}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Также художник мастерски использовал инверсию - поворот фигур вокруг оси (Кибела предстает перед нами в фас, Нептун – со спины). В результате возникает эффект поворотной симметрии. Фигуры словно совершают поворот вокруг своей оси. Этот мотив вращения усиливает идею связи, объединения и союза, подчеркивает его убедительность и прочность. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Рубенс создает в картине изумительно тонкую богатую цветовую палитру, краски светлые и чистые, контуры мягкие, переходы едва заметные."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Все эти приемы усиливают впечатление движения и подчеркивают динамику жизни, в которой человек и природа находятся в нераздельном единстве."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Творчество Рубенса утверждало веру в человека, прославляло красоту и ценность жизни, воодушевляло своим оптимизмом. Это именно то, что необходимо было Фландрии в трудный для нее период."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пережитый перелом в судьбе южных Нидерландов, сознание необходимости отстаивать свою самобытность, национальное своеобразие определили высокий расцвет фламандской культуры всего XVII века. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Спасибо за прочтение. Если Вам понравился материал - подписывайтесь на канал и ставьте лайк..."}], "attributes": []}], "selectedRange": [32, 81]}
Комментарии 0