17 апр 2023 · 11:51    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Оплакивание Христа», или «Рietа» - одна из ранних и самых знаменитых работ выдающегося художника эпохи Возрождения, скульптора Микеланджело Буонарроти, созданная в 1499 году."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Рietа» Микеланджело – скорбный образ Марии, оплакивающей снятого с креста распятого Христа. В переводе с итальянского, Pietà – «сострадание, скорбь, жалость, сочувствие». Сюжет этой иконографической скульптуры не упоминается в 4-х текстах Евангелия, нет его и в апокрифах. Но в католицизме «Рietа» великого мастера – один из самых сильных образов по воздействию на умы и сердца верующих. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Микеланджело Буонарроти. «Рietа». 1499г. Ватикан", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2519446, "height": 1000, "pic_id": 527558, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/17/image_02fmtdr.jpeg", "width": 934}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Интерес художников к библейским сюжетам всегда был велик. Начиная с Раннего Возрождения мастера европейских стран в своих творениях отражали скорбящую Мадонну, оплакивающую распятого сына, снятого с креста. Одним из таких творений тех времен было полотно Пьетро Перуджино (1446-1524) - «Оплакивание Христа» (1494г.), на котором изображена трагическая сцена скорби и страдания Богородицы. В наши дни картина хранится в галерее Уффици во Флоренции. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Пьетро Перуджино. «Оплакивание Христа». 1494г. Флоренция, Уффици", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1974633, "height": 672, "pic_id": 527560, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/17/image_MVzzpVP.jpeg", "width": 974}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Заказчиком «Рietа» был французский кардинал Жан Билэр де Лагрол, служивший послом Франции в Риме при дворе папы Александра VI. Мраморная композиция предназначалась для капеллы Святой Петрониллы, принадлежавшей французской общине. В договоре сохранились слова поручителя - влиятельного патриция, покровителя таланта Микеланджело, римского банкира Якопо Галли: «Я, Якопо Галли, заявляю, что работа будет самой прекрасной из всех работ по мрамору, какие только есть сегодня в Риме. Она будет такого качества, что ни один мастер нашего времени не сумеет создать лучше». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Благодаря поручительству банкира эта дорогостоящая работа была заказана неизвестному и очень молодому скульптору. Гонорар за эту работу составил четыреста пятьдесят золотых дукатов. В 1498 году скульптор отправился в каменоломни Каррары за глыбой мрамора чистейшей породы, почти без вкраплений и трещин, которую выбирал лично. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Богоматерь кажется совсем молодой девушкой, несмотря на то что на момент распятия ей должно было исполниться около пятидесяти лет. Такой подход был типичным для религиозных сюжетов эпохи Возрождения. Сам автор объяснял свое решение чистотой и непорочностью Девы Марии, благодаря которым ее лик не претерпел изменений от влияния страстей и пороков. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Цельный образ скульптурной композиции Микеланджело Буонарроти передает всю глубину трагедии скорбящей над телом Христа Богоматери. Близость матери и сына в этот момент выражается в нежности, глубокой скорби и смирении, с которыми Дева Мария смотрит на распростертое тело своего убитого сына, на его пронзенные рёбра и кисть руки, пытаясь запечатлеть малейшие детали перед тем, как отдать Его тело на погребение. Накидка на голове небрежно заломлена, небольшие складки ткани максимально открывают чело и последний взор Богоматери. Правая рука удерживает тело сына, а левая рука как бы выражает недоумение о бесцельной смерти безгрешного Христа. Скульптор уделил особое внимание складкам одеяния Марии, придав твердому мрамору легкость и изящную пластику. Голова и тело Мадонны покрыты грубой тканью с большим количеством изломов и складок. Некоторые эксперты говорят о том, что таким образом мастер пытался передать надломленность, изможденность материнской души, невосполнимость утраты сына. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Микеланджело Буонарроти. «Рietа». Фрагмент", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1970485, "height": 938, "pic_id": 527562, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/17/image_JqA3YK5.jpeg", "width": 938}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Особенно удалось мастеру подчеркнуть безжизненность Христа. На ребрах и кистях рук Иисуса – следы от ран после Голгофы. Откинутая голова, безвольно свисающие руки - все выполнено предельно достоверно и натуралистично. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Микеланджело Буонарроти. «Рietа». Фрагмент", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2012630, "height": 905, "pic_id": 527564, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/17/image_i3xvL9d.jpeg", "width": 938}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И все же Микеланджело стремился в своем произведении воспеть не смерть, а единение Бога и человека. Вот почему, несмотря на тщательную проработку малейших деталей, следы полученных Иисусом ран едва заметны, а печальное лицо Мадонны окрашено светлым чувством христианского смирения. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Рietа» была первой работой, принёсшей молодому скульптору заслуженную известность и мировую славу. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фигуры персонажей библейского сюжета выполнены в полный рост. Размеры многотонной скульптуры 174×195×69см. Основание для «Рietа» изготовлено в 1626 г. Франческо Борромини. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это единственная работа Микеланджело, где стоит его подпись. «Рietа» - одна из самых любимых работ мастера. Завершив ее, скульптор отбыл во Флоренцию, но очевидцы свидетельствовали, что при каждом удобном случае он посещал своё величайшее творение в Риме. Никто не знал, влекла ли его эстетика собственного шедевра или глубина образа с восхитительным контрастом живого и мёртвого тела… "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Микеланджело, как утверждали его современники, жил как аскет, был немногословен, никогда не вступал в споры, не отстаивал своё авторство, которое нередко ставили под сомнение. Однажды Микеланджело решил на ночь остаться в базилике, где стояла его скульптурная композиция, и выбить на мраморе свое имя. Однако он допустил ошибку в начертании своего имени «МИКИЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ ФЛОРЕНТИЕЦ ИСПОЛНИЛ»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Микеланджело Буонарроти. «Рietа». Фрагмент", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1312961, "height": 481, "pic_id": 527566, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/17/image_U6658tM.jpeg", "width": 914}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Позже Микеланджело сожалел о проявленном корыстном стремлении к славе и принял решение больше никогда не подписывать свои работы. Он осознал, что через него действует Высший Творец, а сам Микеланджело - только его инструмент. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1499 году законченную статую поместили в капелле Св. Петрониллы на невысоком постаменте. В 1517 году её перенесли в Старую сакристию Собора святого Петра, в 1626 году - на старый хор базилики в Ватикане. С 1749 года шедевр Микеланджело находится в первой капелле справа от входа в главный неф Собора Святого Петра, получившей после этого новое название (Cappella della Pietà). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эта скульптурная композиция за пять столетий пострадала несколько раз от небрежности и вандализма, что показал спектральный анализ. Несколько веков назад часть левой руки Богородицы была отбита, однако реставраторы ее превосходно восстановили. А в конце XVIII века при транспортировке обломали четыре пальца Марии, что также было безупречно отреставрировано. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "21 мая 1972 года скульптурная композиция подверглась акту вандализма. Через несколько минут после окончания праздничной литургии по случаю дня Святой Троицы, австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот набросился на скульптуру и с криком «Я - Иисус Христос, Христос восстал из мёртвых!» нанёс скульптуре пятнадцать ударов принесённым с собой скальным молотком. Он расколол левую руку Мадонны и нанёс многочисленные повреждения лицу. Часть кусков было утрачено, но многие были тут же возвращены служителям храма очевидцами. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На суде Тот повторял, что он - Иисус Христос, а также сам Микеланджело, и Бог велел ему уничтожить статую Мадонны - «олицетворение ложных добродетелей Церкви», - поскольку Иисус вечен и не может иметь матери. По его собственному признанию, он приехал в Рим, чтобы публично заявить о своём рождении как о втором пришествии Иисуса Христа. Обвинив своих судей в смертном грехе гордыни, Тот пообещал проклясть их в день Страшного суда. 29 января 1973 года его поместили в психиатрическую клинику, а 9 февраля 1975 года депортировали в Австралию. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Профессиональный подход реставраторов позволил полностью восстановить скульптуру, сделать максимально незаметными мраморные включения. Утраченные фрагменты были вырезаны из маловажных участков скульптуры на заднем плане. Реставрационные работы продолжались более 9 месяцев и только в конце 1973 года зрители вновь смогли наслаждаться мировым шедевром. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Скульптура «Рietа» Микеланджело Буонарроти - произведение, сочетающее в себе идеалы классической красоты эпохи Возрождения и удивительный натурализм. Несмотря на религиозную тематику, она вызывает глубокий эмоциональный отклик у ценителей искусства вне зависимости от их вероисповедания. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В мире почти нет равных мастеру, оставившему после себя столь богатое наследие. Современник гения - художник и писатель Джорджо Вазари (1511-1574) считал Микеланджело недосягаемой вершиной мирового искусства, и в своей рукописи «Жизнеописаний» так написал о мастере: «Искусства достигли в нем такого совершенства, какого не найдешь ни у древних, ни у новых людей за многие и многие годы. Воображением он обладал таким и столь совершенным и вещи, представлявшиеся ему в идее, были таковы, что руками осуществить замыслы столь великие и потрясающие было невозможно...». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Спасибо за прочтение. Если Вам понравился материал - подписывайтесь на канал и ставьте лайк... "}], "attributes": []}], "selectedRange": [13, 13]}
Комментарии 0