02 мар 2023 · 07:08    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Петрус Кристус - художник ранней нидерландской живописи XV века о жизни которого, к сожалению, известно немного. Он родился около 1420 года в Барле, в герцогстве Брабант, которое в наши дни находится на голландско-бельгийской границе, севернее Антверпена. На стиль Кристуса оказали влияние художники Рогир ван дер Вейден и Робер Кампен."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После смерти Яна ван Эйка, Кристус унаследовал его мастерскую и даже дописывал некоторые его работы, оставшиеся незаконченными после смерти мастера."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Художник работал в жанрах религиозного и светского портрета, весьма успешно экспериментировал с цветом, придавая ему самостоятельное художественное значение."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Петрус Кристус был первым фламандским живописцем, серьёзно посвятившим себя портретной живописи. Одним из его шедевров считается «Портрет девушки», написанный в 1470 году."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Петрус Кристус. «Портрет девушки». Ок. 1470 г. Дерево, масло. 28х21. Картинная галерея, Берлин", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2402091, "height": 1190, "pic_id": 453287, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/02/image_S7WJIpx.jpeg", "width": 913}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это небольшая панель, тонкая и загадочная работа, признанная значительной вехой в истории фламандской портретной живописи. Восхитительный взгляд модели – одновременно манящий и чопорный – очаровывает. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Авторство портрета было установлено в 1825 году по оригинальной раме, ныне утерянной. Считается, что на панели изображена родственница «знаменитого Толбота» - Энн или Маргарет – одна из дочерей Джона Толбота, второго графа Шрусбери. В 1456 -1458 годах Джон Толбот был лордом-казначеем Англии, в 1457 году он стал рыцарем Ордена Подвязки, участвовал в войне Алой и Белой роз и погиб в битве при Нортгемптоне 10 июля 1460 года."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Восхитительным произведением искусства картину делают свет и почти детская миловидность героини. Она отвечает готическим представлениям о женской красоте: бледная кожа, узость плеч и длина шеи подчёркнуты изящным ожерельем, удлинённый овал лица – чёрной лентой, а практически полностью выщипанные по моде того времени брови и туго стянутые на затылке волосы делают лоб максимально высоким. Лёгкое косоглазие миндалевидных глаз девушки, со слегка восточным разрезом, придаёт взгляду мистическую пронзительность и некоторую тревожность. Девушка, изображённая в воздушной, реалистичной, почти трёхмерной атмосфере, смотрит на зрителя с неоднозначным выражением лица, в котором проглядывается как холодность, так и настороженность. Она слегка повернута в сторону левого края картины, но скосив взгляд, пристально и с интересом смотрит на зрителя, удачно скрывая свои эмоции под маской равнодушия."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нежный рассеянный свет подчёркивает изящество головы и одновременно сглаживает черты лица, сохранившие следы детства. Кристус предпочёл изобразить девушку не на однородном тёмном фоне, традиционном для портретов того времени, а в домашней обстановке. Художник помещает свою модель в достаточно узкое пространство с аскетичным интерьером, состоящим из темно-коричневой оштукатуренной стены, нижняя часть которой облицована дубовыми панелями без декора, оформленными простым профилем. Он стремился к тому, чтобы ничто не отвлекало зрителя от взгляда и лица девушки, а также самой атмосферы, которая её окружает. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Девушка одета как взрослая дама: платье, плотно облегающее корпус, сшитое из темно-синего бархата, глубокий треугольный вырез которого отделан узкими полосками белого меха. На открытой шее – изящное ожерелье, в котором три тонкие золотые цепочки соединены небольшими жемчужинами. Ее голову украшает высокий черного бархата головной убор в форме усеченного конуса - эннен. Это любимый женский головной убор знати на каркасе из китового уса, металла, накрахмаленного полотна или твёрдой бумаги. По его нижнему краю идет вышитый золотом и украшенный мелким жемчугом растительный орнамент, с его верха спускается черная бархатная лента, проходящая под подбородком девушки, а спереди на лбу, из-под нижнего края, видна петля из того же бархата. Художник филигранно прописывает не только ювелирные украшения, волосы и бархатистость кожи девушки, но и прозрачную, невесомую накидку на шее и почти невидимую нить, заколотую булавкой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фрагмент картины", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1037467, "height": 414, "pic_id": 453289, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/02/image_XuuoaIF.jpeg", "width": 884}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Искусствовед Джоэл Аптон уподобляет модель «отполированному жемчугу, почти перламутру, лежащему на чёрной бархатной подушке»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Панель упоминается в реестре имущества главы Флорентийской республики Лоренцо де Медичи в 1492 году. Тогда не слишком компетентный стряпчий описал произведение как «Портрет французской дамы». Уже в то время картина стоила необычайно дорого – 40 флоринов – и выставлялась для публики. В начале XIX века её приобрели вместе с другими работами старых мастеров для короля Пруссии Фридриха Вильгельма III. Монарх надеялся составить коллекцию, которая превзойдёт Лувр. Впоследствии это собрание стало основой Берлинской картинной галереи. Там «Портрет девушки» Петруса Кристуса хранится и поныне."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "https: //pabliko. ru/@hfljcnm/portret_kartuziantsa_petrusa_kristusa-140206/ «Портрет картузианца» Петруса Кристуса "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "https: //pabliko. ru/@hfljcnm/sv_eligij_petrusa_kristusa-140208/ «Св. Элигий» Петруса Кристуса "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Благодарю за прочтение. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации"}], "attributes": []}], "selectedRange": [4805, 4805]}
Комментарии 0