20 июл 2023 · 12:02    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Джотто ди Бондоне - величайший итальянский художник Проторенессанса, знаменитый живописец, фрескист, ваятель и архитектор конца XIII - начала XIV веков – самый ранний среди титанов великой эпохи итальянского Возрождения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С именем Джотто связан переворот в развитии итальянской живописи: преодолев итало-византийские традиции готического средневековья, Джотто создал облик мира, приближенный к реальному по материальности и пространственной протяженности. Слава Джотто была велика еще при его жизни, а в следующем столетии его единодушно признали величайшим преобразователем искусства. Петрарка писал, что перед образами Джотто «испытываешь восторг, доходящий до оцепенения». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Портрет Джотто. Деталь картины «Пять основателей флорентийского искусства», конец XV - начало XVI вв. Неизвестный автор.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 312442, "height": 386, "pic_id": 644866, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_gKhWH4A.jpeg", "width": 309}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Родился Джотто в 1267 году, в округе Флоренции, в деревне Веспиньяно. Достоверных сведений о жизни Джотто сохранилось мало."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Его отец, по имени Бондоне - был кузнецом и воспитал сына достойно, соответственно его положению. Джотто уже с раннего детства обнаруживал необычайную живость ума и природную склонность к живописи. Когда ему исполнилось десять лет, отец поручил ему присматривать за овцами и Джотто проводил целые дни, рисуя на песке и земле с натуры все то, что он видел вокруг."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Согласно легенде, однажды флорентийский живописец Чимабуэ, направляясь по своим делам из Флоренции в Ареццо, у моста встретил Джотто, пасшего стадо и увидел, как мальчик заостренным камнем увлеченно рисовал с натуры на гладкой плите овец. Чимабуэ, изумленный способностью ребенка, предложил его отцу взять мальчика к себе на воспитание и обучение живописи во Флоренцию. До сих пор сохранившийся древний мост вблизи Веспиньяно носит имя «Мост Чимабуэ». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Портрет Чимабуэ», (Джованни Ченни ди Пепо). Неизвестный автор. Средневековая гравюра XV век", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 523025, "height": 512, "pic_id": 644868, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_uwqDKlC.jpeg", "width": 377}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Юный художник, в скором времени, благодаря урокам Чимабуэ и своим природным дарованиям, не только изучил приемы учителя, но и ввел обычай рисовать с натуры, чего не делалось уже более двухсот лет. Еще работая с Чимабуэ в его мастерской, Джотто однажды изобразил муху на носу одной из фигур, написанных Чимабуэ, так натурально, что, вернувшись к работе, Чимабуэ несколько раз пытался согнать рукой муху, принимая ее за настоящую, прежде чем заметил свою ошибку."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В годы учебы у Чимабуэ, Джотто работал во многих городах Италии, в которых учитель получал заказы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первый серьезный самостоятельный заказ Джотто получил в 1288 году. Молодому живописцу, которому в то время едва исполнилось 20 лет, поручили выполнение ответственной задачи по созданию цикла фресок для внутреннего убранства Верхней церкви Сан Франческо в Ассизи. Эти фрески по праву считают первым значительным произведением Джотто - всего 25 фресок, живописующих сцены из Ветхого Завета (ок. 1290), сцены из Нового Завета (ок. 1290), сцены из жизни Святого Франциска Ассизского (1297-1300), а также свод Отцов церкви (ок. 1290-1300). В этой работе, по оценке Вазари, ученик превзошёл своего учителя."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Строительство церкви Сан-Франческо в Ассизи, сердце Умбрии, началось в 1228 году, сразу после канонизации святого Франциска, умершего в 1226 году. Францисканская базилика, хранящая останки Святого Франциска Ассизского, стала одной из важнейших церквей христианского мира и главной святыней Францисканского ордена."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Исав перед Исааком». Джотто. Фреска. Ок. 1295. Ассизи, церковь Сан Франческо, Верхняя церковь", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 575261, "height": 442, "pic_id": 644869, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_odD9ssd.jpeg", "width": 423}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Над фресками Джотто работал вместе с многочисленными помощниками и руководил всеми работами: ему целиком принадлежит план росписи, но степень участия в исполнении отдельных фресок различна. Композиционное построение, живость персонажей, тонкая моделировка с помощью светотени, - всё позволяло говорить о появлении принципиально нового направления в живописи того времени. Исследователи отмечают необычный, очень светлый колорит фресок, который достигается тончайшей градацией жёлтого, розового и зелёного цветов. Эта светлая, жизнерадостная гамма росписей Джотто преодолела темный колорит средневековья."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фрески отличаются наглядностью, наличием бытовых деталей, придающих жизненность и естественность изображаемым сценам. Джотто изображает своих персонажей похожими на реальных людей, с правильными пропорциями лиц и тел. В своём творчестве Джотто сумел преодолеть стиль иконописи, общий для Италии и Византии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кроме того, работая над фресками в церкви Сан Франческо, Джотто впервые изменил саму концепцию фрески: на стене, покрытой толстым слоем грубой штукатурки, красной краской наносился рисунок для всех композиций (рисунки эти Джотто делал сам). Затем стена снова покрывалась тонким слоем тщательно выглаженной штукатурки; легкими штрихами светлой охры восстанавливался скрытый под ней рисунок, после чего роспись выполнялась по мокрому грунту. Когда основная работа была выполнена, некоторые детали (орнаменты, архитектура и пейзаж и т. д.), прописывались по сухому. Этот метод росписи широко применялся художниками в последующих веках."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но самым замечательным достижением Джотто, явленным миру во фресках в церкви Сан Франческо стала новая концепция пространства (уже существовавшая у древних мастеров, но забытая в эпоху Средневековья). Для средневековых мастеров стена, предназначавшаяся для росписи, была поверхностью, а изображение, которое ее заполняло - втискивалось в двухмерное пространство. Украшения, располагавшиеся по краям, напоминали орнаментальное обрамление ковра, гобелена или книжной миниатюры, с крупными растительными мотивами, лентами или другими декоративными элементами, переданными яркими, звучными красками чисто графически. Напротив, фрески Джотто в Верхней церкви задуманы так, как будто бы они оправлены в архитектуру самой церкви, а изображенные в них предметы даны в трех измерениях, каковыми они являются нам в действительности. Плоское, двухмерное пространство иконы Джотто превратил в трёхмерное, создав использованием светотени, иллюзию глубины. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Проповедь перед папой Гонорием». 1297-1300. Джотто ди Бондоне. Фреска Верхней церкви Сан-Франческо, Ассизи.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 612589, "height": 438, "pic_id": 644870, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_aDVTsju.jpeg", "width": 436}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Еще одной замечательной фреской Джотто в данной церкви, является «Утверждение устава францисканского ордена». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Утверждение устава францисканского ордена». 1297-1299. Джотто ди Бондоне. Фреск Верхней церкви Сан-Франческо, Ассизи.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 715182, "height": 498, "pic_id": 644871, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_UHCrnUT.jpeg", "width": 453}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кардиналы, сидящие вокруг папы, смотрят на Святого Франциска в ошеломлении. Никогда не слышали они, чтобы столь и простыми и дерзкими словами говорили о Боге и о душе… Главное, что предлагал устав: послушание папе и Церкви; бедность (никто не мог стать членом Ордена, не отказавшись прежде от собственного имущества, не продав его и не раздав вырученные деньги бедным), чистота (жизнь должна быть свободна от порочных желаний и наполнена вечным стремлением к совершенству), молитва и труд (необходимо работать в соответствии со своим призванием), проповедь. Существовало еще одно предписание - это радость. Ей святой Франциск придавал самое большое значение. Уныние - от дьявола, в радости же выражены благодарение и верность Богу, сердечная чистота, отречение от себя ради других. «Если дело, каким бы благородным оно ни было, ты делаешь с недовольным видом - оно приведет лишь к тоске, а не к добру». Устав был одобрен."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Не мешало бы и нам почаще вспоминать об этом…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Многие из произведений Джотто были утрачены, забелены, многие церкви с его росписями были разрушены или сгорели, авторство многих творений сейчас приписывается другим художникам или ученикам его школы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Около 1290 года Джотто ди Бондоне женился на Рисевуте ди Лапо дель Пела, которая подарила ему 8 детей - четырех дочерей и четырех сыновей. В 1301 году Джотто возвращается во Флоренцию, покупает дом близ церкви Санта Мария Новелла и имение в Муджело, около Флоренции."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1303 году Джотто получил заказ, который принес грандиозную славу художнику. Гражданин Падуи, богатый торговец и банкир, член рыцарского ордена Гауденти Энрико Скровеньи поручил талантливому мастеру фресковую роспись стен капеллы дель Арена в Падуе. В Падую Джотто приехал уже зрелым художником с собственной уникальной живописной манерой, в период расцвета его таланта. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Джотто ди Бондоне. 1303-1306. Капелла дель Арена. Падуя.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1247034, "height": 466, "pic_id": 644874, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_ioEb2VV.jpeg", "width": 876}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Цикл из 36 отдельных фрагментов и сегодня поражает реалистичностью объемных художественных композиций. На длинных стенах капеллы расположены в три ряда небольшие самостоятельные композиции, посвященные жизни Богоматери и Христа, связанные друг с другом как сцены одного рассказа. В пределах этих сцен зарождается у Джотто тип монументального стенного панно, которое затем становится главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи Ренессанса. Герои Джотто теряют традиционный византийский иконописный облик: они коренасты, широколицы, все имеют схожий тип лица - продолговатый, с тяжелым подбородком и близко поставленными глазами. Джотто первым начал реалистически писать одежды, используя складки, как бы намечающие скрытую под тканью объемную форму. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В верхнем ряду изображены сцены из жизни Девы Марии и ее родителей, святых Иоакима и Анны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В одной их фресок запечатлен момент встречи у Золотых Ворот Иоакима и его жены Анны. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Встреча у Золотых ворот». 1304-1306. Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена, Падуя.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 765222, "height": 475, "pic_id": 644876, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_kx2Xg6Q.jpeg", "width": 521}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Протоевангелие от Иакова (История Иакова о рождении Марии) свидетельствует: «И вот Иоаким подошел со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: «Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну! И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме». По одной из легенд, именно в этот момент от поцелуя супругов была зачата Мария. В образе загадочной женщины в черном, стоящей немного поодаль от других женщин, вышедших навстречу Иоакиму - предостережение Джотто о том, что безоблачных радостей нет и что за каждую минуту счастья будущее отплачивает горестями. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Обручение Марии с Иосифом». 1304-1306. Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена, Падуя.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 836928, "height": 492, "pic_id": 644877, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_85gqyGl.jpeg", "width": 549}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Лица персонажей фрески, озаренные небесным светом лица Марии и ее подруг, прекрасны каждое по-своему. Жесты разочарованных женихов очень красноречивы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На жезле Иосифа изображен цветок лилии - символ чистоты и голубь - небесный вестник, в качестве двойного подтверждения воли Божьей. «Помолившись, жрец взял посохи, вышел, раздал каждому его посох, но знамения не было на них. Последним посох взял Иосиф, и тут голубка вылетела из посоха и взлетела Иосифу во славу. И сказал жрец Иосифу: Ты избран, чтобы принять к себе и блюсти деву Господа. Но Иосиф возражал, говоря: у меня уже есть сыновья, и я стар, а она молода, не хочу быть посмешищем у сынов Израиля. И сказал жрец Иосифу: Побойся Бога, вспомни, как наказал Бог Датана, Абирона и Корея, как земля разверзлась и они были поглощены за ослушание. И, испугавшись, Иосиф взял Марию, чтобы блюсти ее. И сказал Иосиф Марии: Я взял тебя из храма Господня, и теперь ты остаешься в моем доме, я же ухожу для плотничьих работ, а потом вернусь к тебе (когда Господу будет угодно): Бог да сохранит тебя!»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Средний ряд занимают фрески, посвященные жизни Христа. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Поклонение волхвов». 1304-1306. Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена, Падуя.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 791563, "height": 506, "pic_id": 644879, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_TXy5TSz.jpeg", "width": 508}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Особенно примечательна эта фреска тем, что на ней присутствует изображение кометы Галлея (которая проходила над Землей в 1301 г.) в качестве Вифлеемской звезды (в наши дни европейская космическая комиссия назвала «Джотто» два космических зонда, предназначенные для встречи с кометами). Волхвы, закутанные в длинные плащи, приносят свои дары Новорожденному Мессии. Самый старший из них склонил колени пред Младенцем. Свидетелями этой сцены стали ангелы, которые присутствуют на ней, словно царская свита за спиной правителя. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился …и, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними… и остановилась над местом, где был Младенец. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Одна из самых знаменитых сцен капеллы дель Арена – фреска «Бегство в Египет»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Бегство в Египет». 1304-1306. Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена, Падуя.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 647577, "height": 452, "pic_id": 644880, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_2Y7rmdR.jpeg", "width": 468}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего» - Евангелие от Матфея 2: 13-15. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Идиллическая сцена Бегства в Египет сменяется полной драматизма сценой «Избиения младенцев». Рыдающие матери напрасно с мольбой простирает руки к царю, взирающего с резного балкона на расправу - в его сердце нет места милосердию, его имя стало нарицательным для жестоких людей. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Избиение младенцев». 1304-1306. Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена, Падуя.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 715674, "height": 467, "pic_id": 644882, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_tjiB6lh.jpeg", "width": 484}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет». Евангелие от Матфея 2: 16-18."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фреска «Поцелуй Иуды» - одна из самых известных и впечатляющих росписей капеллы дель Арена в Падуе - рассказывает о поединке добра и зла, благородства и низости. На фоне синего неба среди плотно сомкнутой толпы, взметнувшихся копий и факелов, Христос и обнимающий его Иуда изображены в профиль. Они отделены от массы второстепенных героев светлым широким плащом, накинутым на плечи Иуды. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Поцелуй Иуды». 1304-1306. Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена, Падуя.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 682755, "height": 461, "pic_id": 644884, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_Ecj4HYi.jpeg", "width": 472}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его.». Евангелие от Матфея 26: 47-56."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Третий, нижний ряд фресок рассказывает о Страстях Господних и Его воскресении."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В фреске «Распятие Христа» Джотто достиг интенсивной концентрации выразительности. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Распятие Христа». 1304-1306. Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена, Падуя.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 644867, "height": 447, "pic_id": 644886, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_yKF1bHA.jpeg", "width": 461}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Христа и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают… И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский». Евангелие от Луки 23: 33-38."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ниже этих основных сцен изображены 14 аллегорических образа Добродетелей и Пороков. На западной стене над входной дверью - композиция Страшного суда. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Страшный суд». 1304-1306. Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена, Падуя.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 651387, "height": 486, "pic_id": 644888, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_C1q4qmW.jpeg", "width": 417}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У основания этой фрески Джотто изобразил Энрико Скровеньи, протягивающего уменьшенную в масштабе капеллу Деве Марии. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Росписи капеллы дель Арена кисти Джотто являет собой величайший шедевр итальянского искусства по технике выполнения, замыслу и творческому гению и являются уникальным для того времени живописным ансамблем. Эта работа стала вершиной зрелого этапа творчества мастера и окончательно закрепила за ним славу лучшего художника Италии. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В Падуе Джотто работал также и для правящей городом семьи Каррара. Здесь же он познакомился с Данте, который оказал большее влияние на Джотто. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С 1310 года Джотто работает во Флоренции. К этому времени относится созданная им «Мадонна Оньиссанти». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Мадонна Оньисанти». Деревянная доска, темпера. Ок. 1310. Джотто ди Бондоне. Галерея Уффици, Флоренция.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 496551, "height": 513, "pic_id": 644893, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_Ledp9xi.jpeg", "width": 344}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Мадонна Оньисанти» является самой известной алтарной картиной Джотто. Этот большой алтарный образ он написал для Умилиатского братства церкви Оньисанти во Флоренции. Возвышенные образы иного мира, воплощённые в канонических Мадоннах, уступили место человечной матери семейства со светлым и открытым лицом и даже с чуть заметной улыбкой в складке губ. Группы ангелов и святых здесь наполняют реально существующее пространство и похожи на торжественных и любезных персонажей королевского двора."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Среди работ, приписываемых Джотто, числятся три больших Распятия, они представляют собой вырезанные в форме креста деревянные панели с образом распятого Христа. Одно из этих Распятий находится в церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, датируемое приблизительно 1290-1291 годами. Второе - Распятие, выполненное для капеллы Скровеньи (хранится сейчас в городском музее в Падуе). Третье распятие можно увидеть в храме Малатестиано в Римини. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Деревянная доска, темпера. Ок. 1310. Джотто ди Бондоне. Городской музей, Падуя.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 410611, "height": 482, "pic_id": 644896, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_VB0s26q.jpeg", "width": 357}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1310 году Джотто был приглашен епископом Ассизи Теобальдо Понтано для расписывания капеллы Марии Магдалины Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи. Живопись Джотто в этот период творчества стала еще более сочной и мягкой, более теплой, почти пастозной. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Нижняя церковь Сан-Франческо в Ассизи", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1187061, "height": 530, "pic_id": 644898, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_VwwsxcO.jpeg", "width": 708}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На парусах свода над главным алтарем, на самом видном месте изображен «Святой Франциск во славе». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Святой Франциск во славе». 1310. Джотто ди Бондоне. Фреска Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1122435, "height": 482, "pic_id": 644903, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_wBnNPnc.jpeg", "width": 708}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эта фреска уникальна тем, что одежды святого и фон покрыты золотом, особенно если учесть масштабы росписи парусов свода. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На парусах размещены сложные аллегорические композиции: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Аллегория Целомудрия, или Чистоты». 1310. Джотто ди Бондоне. Фреска Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1031864, "height": 494, "pic_id": 644905, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_kf4C4ye.jpeg", "width": 634}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Аллегория послушания». 1310. Джотто ди Бондоне. Фреска Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 989471, "height": 464, "pic_id": 644908, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_CPXDviu.jpeg", "width": 638}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Аллегория нищеты». 1310. Джотто ди Бондоне. Фреска Нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1010508, "height": 445, "pic_id": 644909, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_IhlHHXo.jpeg", "width": 685}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Джотто прожил в родной Флоренции последние 20 лет своей жизни. Имя его упоминается в различных документах 1314-1327 годов. Достоверно известно, что он обладал большими денежными средствами, был землевладельцем, имел дома и фигурировал в качестве поручителя некоторых сограждан в их банковских операциях. Кроме того, он владел многочисленными ткацкими станками и отдавал их в аренду по установленным ценам и, таким способом, тоже приумножал свое состояние."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во Флоренции он руководил крупной мастерской, в которой работали, наряду с подмастерьями, уже признанные мастера и где он получал важные заказы, в том числе архитектурные."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В конце 1310-х годов он расписал флорентийскую церковь Санта Кроче, в которой был выстроен ряд фамильных капелл знатных банкирских семей Италии, в их числе капеллы семейств Медичи, Ринуччини, Кастеллани, Барди, Перуцци."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "От росписей Джотто в церкви Санта Кроче сохранились лишь фрески двух небольших семейных капелл Барди и Перуцци, принадлежавших семьям самых могущественных банкиров тогдашней Европы. Эти сильно пострадавшие от времени фрески являются последними из уцелевших картин Джотто, возрожденные впоследствии, благодаря удалению более поздних наслоений красок. Они вполне оправдывают то восхищение, которое вызывали у мастеров Ренессанса. Выполненные в пору творческой зрелости, эти росписи свидетельствуют и о том, какой отточенности достигает мастерство Джотто, и о многообразии его интересов. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "1320. Джотто ди Бондоне. Церковь Санта-Кроче, Флоренция.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 643139, "height": 516, "pic_id": 644910, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_5W5uQhH.jpeg", "width": 414}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Живописная декорация каждой капеллы включает шесть сцен, расположенных на боковых стенах по три друг над другом. Цикл фресок посвящены истории жизни Иоанна Крестителя (левая стена) и Иоанна Богослова (правая стена)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В разных музеях мира: в Нью-Йорке, Бостоне, Мюнхене, Лондоне и др. хранятся семь плохо сохранившихся квадратных панно, которые, возможно, были частями одного или нескольких образов из церкви Санта-Кроче (1320-1325гг.). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Деревянная доска, темпера. 1320-1325. Джотто ди Бондоне. Метрополитен музей, Нью-Йорк.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 601439, "height": 436, "pic_id": 644911, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_03Ibjcb.jpeg", "width": 444}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1328-1332 годах Джотто, с несколькими учениками, работал в Неаполе придворным живописцем у короля Роберта Анжуйского, расписывая придворную капеллу и большой зал дворца, причем Джотто держался при дворе с таким сознанием собственного достоинства, что король обходился с ним, как с равным, и пожаловал художнику титул «придворного». Цикл «Знаменитые мужи» из большого зала замка Кастель Нуово и фрески дворцовой капеллы, созданные там художником, к сожалению, утрачены."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Затем Джотто пригласили в Болонью, но произведения, созданные им там, погибли. Такая же судьба постигла и фрески, которыми он украсил дворец Висконти в Милане. Известно лишь, что темой их были портреты известнейших правителей античного мира."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1334 году Джотто был назначен главным архитектором Флорентийского собора (после смерти архитектора Арнольфо ди Камбио) с годовым гонораром в 100 золотых. Также ему было поручено ведение инженерных работ при постройке крепостных сооружений города. На тот момент ему было 67 лет. В документе, датированном 1334 годом, говорится, что для этой должности «в целом мире невозможно найти более квалифицированного мастера, способного своей мудростью и искусством послужить во славу своего города». Он спроектировал знаменитую колокольню Кафедрального собора Санта-Мария дель Фьоре, или Кампаниле. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Колокольня Кафедрального собора Санта-Мария дель Фъоре.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 508089, "height": 517, "pic_id": 644913, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_y3bKYmW.jpeg", "width": 345}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Джотто дожил только до начала этого большого строительства: к моменту смерти художника успели построить только первый этаж колокольни. После смерти Джотто, строительство 90-метровой башни продолжил Андреа Пизано и окончательно завершено около 1359 года одним из крупнейших флорентийских архитекторов XIV века - Франческо Таленти, придавшим этому зданию его теперешний облик."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Умер Джотто в начале 1337 года и был похоронен в соборе Санта Мариа дель Фьоре. Лоренцо Медичи, флорентийский ценитель искусств, меценат, распорядился в соборе установить памятник - фигуру Джотто в полный рост. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Статуя Джотто. Галерея Уффици. Флоренция.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 490071, "height": 629, "pic_id": 644916, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_70IXUwT.jpeg", "width": 334}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Начиная с Джотто, в живописи, природа и человек переместились в центр внимания, проявляя красоту и духовное богатство. Именно в этом была заслуга Раннего Возрождения, его великое философско-художественное открытие: порыв к человеку и природе, как к сфере красоты и добра, означал перенесение эстетического и этического центра тяжести из небесной сферы в мир земной, реальный, человеческий."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Спустя сто лет после смерти Джотто, прославленный флорентийский скульптор Гиберти отзывался о нем так: «Джотто видел в искусстве то, что другим было недоступно»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Спасибо за прочтение. Если Вам понравился материал - подписывайтесь на канал и ставьте лайк... "}], "attributes": []}], "selectedRange": [2, 69]}
Комментарии 0