20 июл 2023 · 11:17    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1434 г. власть во Флоренции перешла к банкиру Козимо Медичи. Многие годы династия Медичи стояла во главе Флоренции, которая прошла путь от демократической формы правления к аристократической, что сказалось на развитии искусства этой поры. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Любимым художником Козимо Медичи был один из виднейших мастеров раннего итальянского Возрождения - Фра Филиппе Липпи (1406—1469гг.) - флорентийский художник, учитель Боттичелли и обладатель одной из самых авантюрных биографий среди мастеров раннего Возрождения. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Автопортрет Фра Филиппо Липпи, деталь фрески в Сполетском соборе", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 738802, "height": 677, "pic_id": 644801, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image.jpeg", "width": 359}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Филиппо Липпи (по отцу - Филиппо ди Томазо) родился во Флоренции, предположительно 8 октября 1406 г., в семье бедного мясника. Мать будущего художника скончалась от послеродовой горячки. Через два года ушел из жизни отец. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Филиппо остался на попечении тетки, от которой в шесть лет он был взят на воспитание, из милости, братией монастыря дель-Кармине, где 8 июня 1421года, 15-и лет от роду принял обет монашества. Отныне он всегда будет носить имя Фра Филиппо Липпи («фра» - от итал. «брат» - указывает на монашеский статус). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вазари в своих знаменитых «Жизнеописаниях» отмечает, что в монастыре Филиппо Липпи вместо того, чтобы учиться, тратил все свое время на рисование, копировал фрески и «пачкал всякими уродцами свои и чужие книги». Как художник, Фра Филиппо Липпи развился под несомненным влиянием Мазолино да Паникале и Мазаччо, которые в это время расписывали во Флоренции церковь Санта Мария дель Кармине. На его художественное образование также повлиял Фра Анджелико. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1432-м году он, не сняв с себя иноческих одежд, оставил монастырь, выбрав жизнь вольного художника. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ходили легенды, что однажды, отправившись с друзьями в морское путешествие, Липпи попал в плен к арабским пиратам, был доставлен в Берберию (Северная Африка) и там продан в рабство. Целых полтора года он влачил жалкое существование невольника. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В один прекрасный день Липпи, по памяти, нарисовал углем на стене фигуру своего хозяина в полный рост. Поскольку в исламе существует запрет на изображение живых существ, владельцу Липпи раньше не приходилось лицезреть собственных портретов. Он был настолько потрясён его талантом, что распорядился отпустить художника. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Его доставляют в Неаполь, а уже оттуда Липпи возвращается во Флоренцию, в монастырь - тому подтверждение монастырский список монахов-кармелитов, датированный 24 октября 1434 года. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Под скромную мастерскую Фра Филиппо приспособил небольшую лавку и взялся за мелкие заказы. Художник остро нуждался в покровителе, и, три года спустя, нашел такового в лице архиепископа Флоренции Джованни Вителлески, а чуть позднее его взял под свое покровительство Козимо ди Джованни де Медичи - основатель династии Медичи, всесильный политик, банкир, владелец крупнейшего состояния в Европе. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Филиппо Липпи по натуре он был весёлым, предприимчивым, жизнелюбивым и падким до вина и женщин. Вазари свидетельствует, что его влюблённости были частыми и пылкими, причём, отдаваясь страсти, Липпи начисто забывал о делах, а когда ему нравилась какая-то женщина, «был готов отдать всё своё состояние». Очень скоро к нему приклеивается прозвище «монах-сластолюбец». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Он постоянно нуждается в деньгах - на это указывают некоторые письма-просьбы художника - и это, несмотря на поддержку Медичи, обеспечивавшие ему различные бенефиции и крупные заказы, которые могли бы без проблем обеспечить жизнь любого художника. Любого, но не Фра Филиппо Липпи! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Подобный образ жизни мешал Филиппо выполнять заказы к назначенному сроку. Видя это, Козимо Медичи однажды вынужден был запереть его в комнате, чтобы тот сосредоточился на работе. После двух дней бесплодного томления Липпи разодрал простыни на лоскуты, сплёл из них канат и через окно выбрался на волю. Фра Липпи прощают его выходки, ибо тут талант высокий и дар редкостный. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Днём 8 октября 1441 года задокументирована еще одна запись в монастыре дель Кармине, связанная с именем художника и его новым назначением. С 23 февраля следующего года, по воле Папы Евгения IV, Фра Филиппо занимает пост настоятеля церкви Санто Кирико, вблизи Флоренции. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Восемь лет спустя, Фра Липпи решит не выплачивать вознаграждение в 40 флоринов одному из художников-ассистентов. Сфабриковав фальшивую расписку и подделав подпись помощника, он попытается выкрутиться из щекотливой ситуации, но его обвинят в подлоге и упрячут в тюрьму. Под пытками он сознается в неблаговидном поступке и раскается в содеянном. В это же время по инициативе двух неудовлетворенных заказчиков пройдут и другие судебные заседания. Их решения также окажутся не в пользу Липпи. Дела растянутся на несколько лет и, в конце концов, Фра Филиппо лишится занимаемой должности в церкви Санто Кирико, но не потеряет ни заказов, ни вдохновения. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1456-м году Филиппо исполняется пятьдесят, а его судьба делает еще один неожиданный виток: его назначают исполнять обязанности капеллана в женском монастыре Санта Маргарита в Прато. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "21-летняя монахиня по имени Лукреция Бути позировала Липпи и вскоре влюбилась в мэтра. История их любви заслуживает отдельного повествования. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Художник похищает Лукрецию из монастыря. В 1457-м году, вне брака, родился их сын, названный Филиппино (маленький Филиппо). Однако родные Лукреции бьют тревогу. Её находят и возвращают в монастырь. Скандал вспыхивает с новой силой и доходит до римского Святого Престола. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Решить проблему удаётся Козимо Медичи, который уговаривает Папу уладить дело миром и обойтись без наказаний путем снятия монашеских обетов для Филиппо и его возлюбленной. В 1461-м году, после получения особого разрешения папы, Филиппо и Лукреция обвенчались. Их второй ребенок – дочь Алессандра, родилась уже в законном браке в 1465 году. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Любовь к земным радостям, восхищение при виде красоты, страстность, чувственность и пылкость фантазии сильно сказываются в произведениях Фра Липпи. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В его фигурах так много искренности, увлечения жизнью, гуманности и тонкого понимания красоты, что они производят неотразимое впечатление, хотя порой прямо противоречат требованиям церковной живописи. Его мадонны - очаровательные невинные девушки или нежно любящие молодые матери; его младенцы и ангелы - прелестные реальные дети, пышущие здоровьем. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Мадонна с младенцем». 1460-е гг. Фра Филиппо Липпи. Старая Пинакотека, Мюнхен.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 822006, "height": 673, "pic_id": 644807, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_NazCPmf.jpeg", "width": 470}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фра Филиппо Липпи известен и как мастер сюжета «Благовещение». Его «Благовещения» чрезвычайно поэтичны, тонко орнаментированы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Благовещение с двумя коленопреклоненными донаторами». 1445 г. Фра Филиппо Липпи. Палаццо Венеция. Рим.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 954289, "height": 589, "pic_id": 644808, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_kgMUOoj.jpeg", "width": 521}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В «Благовещении» (нач. 1440-х, Флоренция, церковь Сан Лоренцо) действие разыгрывается на фоне городской улицы, а Дева Мария наделена обликом и грацией юной флорентийки. В то же время художник наделяет изображаемый им мир поэтической прелестью, чистотой линий, мягкостью светлых, холодных красок, преображает его переданным с живописной тонкостью неярким, спокойным светом. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Благовещение». Фра Филиппо Липпи. Церковь Сан Лоренцо, Флоренция.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 864211, "height": 589, "pic_id": 644809, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_KRyejCk.jpeg", "width": 501}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В этом же 1437 г. художник начал работу над Алтарем Барбадори для церкви Санто Спирито. Это одно из лучших произведений Фра Филиппо Липпи. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Мадонна с младенцем и святыми Фредианом и Августином». 1437-38 гг.Фра Филиппо Липпи. Лувр, Париж.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 728839, "height": 467, "pic_id": 644810, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_OVBk5wB.jpeg", "width": 492}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Около 1464 года в мастерскую художника поступил на обучение Сандро Ботичелли и покинул его мастерскую в 1467 году, в возрасте двадцати двух лет. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К 1447 году Фра Липпи закончил композицию Коронование Марии для капеллы каноника Мариньи во флорентийской церкви Сан Амброджо. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Коронование Марии» 1441-1447 гг. Фра Филиппо Липпи. Галерея Уффици, Флоренция.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1277070, "height": 580, "pic_id": 644811, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_wyVdDcS.jpeg", "width": 689}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В этой работе мистическое небесное явление предстает как земная праздничная церемония, в которой первый план отведен горожанам с вполне простыми, будничными лицами. Здесь ярко выступают особенности таланта Фра Филиппо: полное отсутствие официозной, условной святости, смешанное с наивным благочестием и наслаждением земной красотой. Эта картина принадлежит к лучшим произведениям флорентийской школы 15 века. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Филиппо Липпи был одним из первых в итальянской живописи, который начал использовать круглую форму «тондо» (итал. – «круглый»). Тондо часто использовался вместо триптиха: три разные, но связанные сюжеты, которые ранее занимали крупные и две второстепенные панели триптиха, теперь помещаются в одно закругленное пространство. На знаменитом тондо «Мадонна с младенцем со сценами из жизни святой Анны» также прослеживаются три сюжета: центральный - Мадонна с младенцем Христом. Остальные сценки показывают родителей девственной Марии, праведных Иоакима и Анну: справа показана их встреча у Золотых ворот, слева - место рождения Марии. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Филиппо Липпи Тондо. «Мадонна с младенцем со сценами из жизни святой Анны» 1452. Палаццо Питти .Флоренция.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 420733, "height": 411, "pic_id": 644813, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_xLL8R0W.jpeg", "width": 410}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Начиная с этой картины, все мадонны художника будут похожи на его жену Лукрецию Бути. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Поклонение младенцу со св. Бернардом». Фра Филиппо Липпи. ок. 1459г. Картинная галерея. Берлин.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 883251, "height": 574, "pic_id": 644814, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_E0SRuQV.jpeg", "width": 518}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1452 году Фра Филиппо Липпи был назначен священником в монастыре Сан Джованнино во Флоренции и в этом же году он начал работу над фресками в хоре собора в Прато - эти фрески считаются одной из вершин творчества художника. На фресках- сцены из жизни покровителя флорентийской республики, к которой принадлежал и городок Прато - Иоанна Крестителя и святого Стефана. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фра Филиппо Липпи. Фрески собора в Прато", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1054396, "height": 650, "pic_id": 644815, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_Ba1siRf.jpeg", "width": 542}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фреска «Оплакивание святого Стефана» считается одной из сильнейших работ мастера. Святой лежит среди церкви на торжественно убранном ложе - в головах и в ногах сидят две плакальщицы. Слева - клир, справа - духовные лица, среди которых и можно увидеть и Карло Медичи, тогдашнего приора собора в Прато, а в кармелитском монахе возле него - самого Фра Филиппо Липпи. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Оплакивание святого Стефана». 1460 г. Фра Филиппо Липпи. Дуомо, Прато. Фреска.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 805241, "height": 388, "pic_id": 644816, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_uc3cPVb.jpeg", "width": 674}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Религиозная живопись Липпи необыкновенно лирична и проникновенна, и она больше воспевает земную прелесть флорентийской женщины, чем непостижимую красоту божественного предназначения Девы Марии. «Мадонна с младенцем и двумя ангелами», написана художником уже в зрелом возрасте. Фактически это семейный портрет: для образа Мадонны ему позировала его жена, для младенца и ангела на переднем плане, - его дети. Волосы Мадонны у самого пробора выщипаны - так предписывала флорентийская мода того времени. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фра Филиппо Липпи. «Мадонна с младенцем и двумя ангелами». 1465 г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 671235, "height": 604, "pic_id": 644817, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_xudwi4X.jpeg", "width": 413}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В последние годы жизни Фра Липпи получил заказ на роспись кафедрального собора Успения Девы Марии в Сполето, благодаря посредничеству Козимо де Медичи. Как оказалось, это были последние его фрески. Исполненные символизма и предвидения, они демонстрируют вершину умения Филиппо. В них всё: и Коронация Девы Марии с ангелами, пророками и сивиллами, и Благовещение, и Рождение Иисуса, и даже Успение Марии. Яркие краски, просветленные лица, изысканная красота. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фреска «Успение. Кафедральный собор Успения Девы Марии в Сполето.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1021034, "height": 508, "pic_id": 644818, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_62duGCW.jpeg", "width": 625}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фра Филиппо Липпи, словно пророк, предвидел и свой скорый уход, и близкую смерть своей любимой жены, а потому оставил напутствие каждому, кто будет посещать Дуомо Сполето: La nostra vita e' finita. Buona fortuna, buona fortuna a voi… - «Наша жизнь окончена. Удачи, удачи вам…» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фра Липпи скоропостижно умер здесь же, в Сполето и погребен в южном крыле трансепта собора Успения Девы Марии. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Останки художника намеревались перевезти во Флоренцию в прославленный собор итальянского кватроченто Санта Мария дель Фьоре, но умбрийский город Сполето воспротивился тому, пожелав оставить всё так, как сложилось по судьбе. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Новый властитель Флоренции Лоренцо де Медичи Великолепный, проявив такт, согласился с доводами горожан, но поступил в соответствии с флорентийской традицией чествования великих, выделив сто дукатов на мраморную гробницу для Фра Липпи. Он также заказал Анджело Полициано эпитафию на латыни к ней. В марте 1914 года текст эпитафии Полициано перевел на русский язык поэт Александр Блок: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Здесь я покоюсь, Филипп, живописец навеки бессмертный, "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дивная прелесть моей кисти — у всех на устах. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Душу умел я вдохнуть искусными пальцами в краски, "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Набожных души умел - голосом бога смутить. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Даже природа сама, на мои заглядевшись созданья, "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Принуждена меня звать мастером равным себе. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В мраморном этом гробу меня упокоил Лаврентий "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Медичи, прежде чем я в низменный прах обращусь». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Филиппо никогда не взрослел, даже в преклонные годы. Он жил как мальчишка без оглядки на окружение. И если что-то хотел, он то имел. Он обожал солнце, виноград и вино, любил насвистывать веселые мотивы. Если творил, то, забывая о времени. Если создавал красоту, то такую, что сердце трепетало. Он смотрел на мир доверчивыми глазами и ничего не боялся. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "О последней и прекрасной любви великого художника и его музы речь пойдет в следующей статье. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Спасибо за прочтение. Если Вам понравился материал - подписывайтесь на канал и ставьте лайк... "}], "attributes": []}], "selectedRange": [1166, 1166]}
Комментарии 0