27 фев 2023 · 01:29    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Они встретились в середине XV века, когда расцвело искусство кватроченто, когда высшие слои итальянского общества преклонялись пред красотой, покровительствовали талантам, а произведения искусства ценились очень высоко. Многие из художников того золотого времени достигли вершин мастерства. Среди них оказались отец и сын Липпи - Фра Филиппо и Филиппино. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сегодня наш рассказ о любовной истории капеллана Фра Филиппо Липпи и послушницы монастыря Святой Маргариты Лукреции Бути, о которой знали и судили все не только в Прато, но и во всей Флоренции. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Знаменитый флорентийский живописец Филиппо Липпи был монахом и известной фигурой во Флоренции: им восхищались, ему покровительствовали могущественные Медичи, судачили о беспорядочной жизни весельчака и жизнелюбца, распускали слухи о его расточительности … У его мастерской всегда можно было увидеть прекрасных женщин, которые, улыбаясь, бросали на него многообещающие взгляды. Филиппо обожал женщин - они вдохновляют его на создание прекрасных картин. Он чувствовал особенное желание рисовать только тогда, когда был влюблен, а влюблялся он часто. Чем больше женщин было в его жизни, тем больше прекрасных Мадонн создавала его кисть. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для монаха это, безусловно, грех – так любить женщин, но в них состояла настоящая жизнь Филиппо Липпи. Монастырь не торопился расставаться со своим нерадивым братом, ведь он неизменно отдавал десятину от заказов в кассу монастыря. А поскольку заказов у Филиппо было огромное множество, то терять его монастырю было по крайней мере неразумно. Тем более Липпи покровительствовали такие могущественные и знатные люди, как семья Медичи и Папа Евгений IV. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1456 году Филиппо назначают исполнять обязанности капеллана в женском монастыре Санта Маргарита в Прато, что в окресностях Флоренции. В это время живописцу исполнилось уже 50 лет, но он продолжал пользоваться славой неисправимого ловеласа. Город Прато в те времена слыл самым коммерческим городом Тосканы и Фра Липпи приобрел там дом на площади Пьяцца дель Дуомо в Прато, поблизости от монастыря Святой Маргариты, где он расписывал фрески в главной часовне. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Настоятельница монастыря мечтала о том, чтобы монастырь Святой Маргариты прославился своими росписями, как и монастыри самой Флоренции, а потому пригласила художника для написания образа Пречистой Девы для алтаря монастырской капеллы. Но, зная о худой славе художника, предупредила молодых послушниц о том, что этот монах опасен, ибо больше Бога и рясы своей жаждет вина, денег и женщин и настрого запретила им попадаться ему на глаза. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Прибыв в монастырь, Липпи понял, что ему предстоит выполнить весьма сложную задачу. Строение оказалось настолько темным, что даже краски были слегка различимы. Как можно находиться в этих затхлых стенах, когда на улице солнце, бушует весна, а холмы устланы молодыми виноградными лозами? И он решил, что в трапезной на одной стене он изобразит роскошный пир Ирода, на другой он нарисует Саломею - тонкую, гибкую и прекрасную, а на алтарной картине будет изображена юная Богоматерь, вся окутанная солнечным теплом, светом и нежностью. Вот только плохо ему придется без натурщицы. Как она оказалась бы кстати – молодая, тоненькая, золотоволосая… Но, увы, в этом монастыре вместо нежных созданий он видел только уродливых старух-монахинь. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Размышляя о своей новой работе, Филиппо Липпи не мог подумать, что за ним могут подглядывать. А именно это и произошло. Уже довольно долгое время сквозь щелку в проеме двери на него смотрела молоденькая девушка. Ее звали Лукреция Бути. Она всегда отличалась послушанием и покорностью. Вот и матушка-настоятельница предупредила, что в монастырь прибывает художник, от которого нужно держаться подальше. Лукреция знала, что нужно слушаться, но ведь она не собирается с ним встречаться: только посмотрит одним глазком. Она увидела перед собой мужчину, которого нельзя было назвать ослепительным красавцем, но и некрасивым он не был. Его очень красили мягкая добрая улыбка и спокойные ясные глаза. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Неожиданно дверь предательски заскрипела… Филиппо обернулся и увидел ее - модель, о которой мечтал. Юная и прекрасная, нежная и тонкая, она стояла перед ним, смущенно опустив глаза. Липпи показалось, что на мгновение сумрачная трапезная озарилась солнечным светом… "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Их взгляды встретились лишь на миг, но сердце ее затрепетало, щеки запылали и Лукреция бросилась бежать прочь. Она остановилась, только захлопнув дверь своей кельи. Кругом было тихо, и только с улицы доносился бесконечный щебет веселых птиц и задорные голоса играющих детей. В этот день на общей молитве девушка была как во сне, размышляя о своей жизни. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Родилась она во Флоренции, в 1435 году, в семье лавочника Франческо Бути и Катерины Чакки. Они жили не богато, но в доме было много радости и много (одиннадцать) детей. Ей было пятнадцать лет, а младшей Спинетте еще меньше, когда умер отец. Заботу о большой семье взял на себя старший брат Антонио. Он смог всех прокормить, но не обеспечить приданым, а потому, в 1454 году Лукрецию и Спинетту он отправил в Прато для пожизненного проживания в монастыре Святой Маргариты. Здесь они обе превратились в божьих невест. Она не могла ослушаться брата, но никогда и не мечтала стать монахиней. У Лукреции слезы навернулись на глаза: она подумала о том, что у нее, наверняка, не будет семьи и детей, и сознание этого наполняло невыносимой горечью ее сердце. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Лукреция Бути", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 579917, "height": 515, "pic_id": 447587, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_HmkpRBw.jpeg", "width": 378}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фра Филиппо с первой случайной встречи с послушницей потерял и сон, и аппетит. О чем бы он ни думал, образ прекрасной Лукреции витал пред глазами. Не в силах долго страдать, он направился с визитом к аббатисе монастыря. Договорились по-деловому – Фра Липпи напишет для алтаря монастыря Мадонну, передающую свой пояс Святому Томасу. Среди группы персонажей будут на картине и сама мать-настоятельница женского монастыря Бартоломеа дей Боваваккьези, и Святая Маргарита, если позировать для её образа разрешат послушнице Лукреции Бути. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Предложение было очень заманчивым: Фра Филиппо Липпи был к тому времени очень знаменитый художник, который пообещал выполнить заказ без оплаты, в дар. Да, репутация его небезупречна, но в чем риск? Если девушку всегда будет сопровождать одна из монахинь, честь монастыря не пострадает. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Аббатиса заставила художника дать клятву, что он ничем не оскорбит послушницу. Во время сеансов Филиппо был учтив, внимателен, рассказывал Лукреции о прекрасных городах и звенящих фонтанах, о платьях флорентийских красавиц, о том, как чудесно пахнут цветы и как шумят тенистые леса. Он рассказывал ей о мире, который он так любил и в котором так много солнечного света, радости и тепла. Лукреция, потрясенная, следила за его работой и думала, что ей тоже больше всего на свете хотелось бы увидеть этот мир. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Филиппо Липпи и Лукреция Бути». Поль Деларош. 1822 г. Дижон. Музей Маньена", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 412297, "height": 463, "pic_id": 447588, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_EKEdMsf.jpeg", "width": 351}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Работая над образом Богородицы, Филиппо говорил Лукреции о том, как была, вероятно, счастлива Дева Мария, когда Господь послал в дар ей материнство, деликатно просил девушку представить, как на коленях её играет маленький сын. Лукреция обладала ярким воображением, и с каждым разом ярче и ярче представляла прикосновения малыша и улыбалась с тихой грустью, понимая о неосуществимости желания. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Время от времени художник касался послушницы легкой рукой, чтобы расправить складку одеяния, уложить руку по видению своему, придать голове девушки нужный наклон и теплая улыбка не покидала его губ. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Габриеле Кастаньола. Хромолитография. Сцена, изображающая встречу Филиппо Липпи и Лукреции Бути.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 417502, "height": 463, "pic_id": 447589, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_9i0fQpo.jpeg", "width": 342}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однажды Филиппо едва коснулся ладонью её щеки, и она, с отчаянием невольницы, на миг лишь прижалась лицом к его ладони. Он видел, как затрепетали её ресницы…В тот день, когда сеанс уж был закончен, он, тяжело вздохнул и, указав рукой на свою работу, тихо сказал: «Я могу лишь мечтать о жене, о сыне. Я не бедняк, но без семьи очень беден. Молюсь каждый вечер, чтобы мой смиренный дом услышал смех ребенка». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Лукреция всю ночь не сомкнула глаз, страстно, с отчаянием молилась. Утром в Прато, в честь Успения и Вознесения Девы Марии должна была состояться церемония выноса пояса Пресвятой Девы на балкон кафедрального собора. Пояс Богородицы – величайшая реликвия Прато - хранится в особой капелле собора Святого Стефана и демонстрируется верующим лишь по большим праздникам с углового балкона, построенного специально для церемонии. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На торжество в Прато съезжались верующие со всей страны, и процессия паломников с бесценной реликвией медленно двигалась по узким улицам города. Монахини и послушницы монастыря Святой Маргариты не пропускали ни одного такого торжества. Они направились к соборной площади. Сестры, потупив взоры, уже прошли мимо нескольких домов улицы Святой Маргариты, когда Лукреция, замыкая процессию, шагнула за порог монастырских дверей. Она тут же ощутила на себе пристальный взгляд Филиппо. Тот стоял у распахнутых настежь дверей своего дома. Руки Фра Филиппо были сложены в молитвенном жесте у груди. Лукреция едва не лишилась чувств, кивнула Филиппо и он последовал за процессией монахинь к площади. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Скрытно ото всех, но очень нежно, Филиппо коснулся пальцами её руки и не пожелал более ту руку из своей выпустить. Сердце девушки неистово затрепетало, она отдалилась от монахинь и заторопилась назад к монастырю. Филиппо опередил её, чтобы распахнуть пред нею дверь своего дома. Лукреция увидела полоску каменного пола и замерла снаружи в мимолетной робости. Огляделась, улица в этот час была пустынна. Вдохнула побольше воздуха и шагнула в неизвестность, осознавая, что обратного пути к монастырской жизни уже нет. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В монастыре отсутствие Лукреции заметили лишь вечером. Сообщили об исчезновении девушки во Флоренцию, семье. Растерянная настоятельница не скрыла проступка послушницы и от Фра Липпи. Тот признал, что Лукреция близко от монастыря, но отныне будет жить в его доме в качестве жены. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Приехал разгневанный старший брат Лукреции, говорил о большой разнице в возрасте влюбленных, грозил грешникам карой небесной, но Лукреция решительно заявила: «Я сделала лишь то, что угодно Богу. Я должна быть с мужем моим, иное – по принуждению. Моя монастырская жизнь не угодна Богу так, как эта. Она вам, братец, угодна, но не мне». Фра Филиппо заверил брата, что ни в приданом девушки, ни в материальной поддержке её семьи нужды не испытывает. Он сам в состоянии достойно обеспечить будущее Лукреции. На том и договорились. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Влюбленные были счастливы. Про них говорили много, но мягко. История их чувств была пикантна, авантюрна и интересна как событие флорентийского масштаба, но Фра Липпи не обращал на то внимания. Уровень творений Липпи был столь высок, что все безоговорочно признавали его редкостный дар и ожидали от него новых шедевров. Филиппо Липпи продолжал работать над фресками монастыря. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Пир Ирода». Фрагмент. Филиппо Липпи. Прато.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 680577, "height": 579, "pic_id": 447590, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_TUaLycH.jpeg", "width": 431}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Больше всего на свете Филиппо хотел официального брака с Лукрецией: он написал письмо в родной монастырь, а потом отправил своему покровителю Козимо Медичи подарок – картину с изображением Мадонны. Растроганный Медичи обратился с ходатайством к Папе Пию II, и тот освободил влюбленных от монашеского обета, дав разрешение на брак. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Прошло пять лет, прежде чем Филиппо смог, наконец, обвенчаться с любимой Лукрецией. К этому времени у них уже родился сын, которого нарекли в честь отца – Филиппо, но в историю он вошел под именем Филиппино («маленький Филиппо»). Еще через несколько лет у супругов родилась дочь Алессандра. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Счастливый Филиппо Липпи бесконечно рисовал свою возлюбленную так, как он всегда мечтал – с младенцем на руках. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Мадонна с младенцем». 1440 г. Фра Филиппо Липпи. Национальная галерея искусства, Вашингтон.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 784753, "height": 633, "pic_id": 447592, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_6ucTZxC.jpeg", "width": 402}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фра Филиппо Липпи. «Мадонна с Младенцем»", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 757399, "height": 646, "pic_id": 447593, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_bbpbl5d.jpeg", "width": 391}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Лукреция стала для Филиппо целым миром - любимой женщиной и музой. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Поклонение младенцу со св. Бернардом». Фрагмент. Фра Филиппо Липпи. ок. 1459г. Картинная галерея. Берлин.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 606573, "height": 569, "pic_id": 447594, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_ywcvL2d.jpeg", "width": 397}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Благовещение». Фрагмент. После 1443 г. Фра Филиппо Липпи. Мюнхен. Старая Пинакотека", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 601934, "height": 516, "pic_id": 447596, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_kYZodwy.jpeg", "width": 397}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поражает своей трогательностью, нежностью и удивительной искренностью полотно «Мадонна с младенцем и двумя ангелами». Это – одна из первых светский интерпретацией религиозной темы. На полотне изображена молодая флорентийка - очаровательная, нежная женщина и преданная мать. И этот облик юной матери со своими детьми вот уже шестое столетие покоряет зрителей ведущих музеев мира в Риме, Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Берлине, Мюнхене и, конечно, Флоренции. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Мадонна с младенцем и двумя ангелами». Фра Филиппо Липпи. 1465 г. Галерея Уффици. Флоренция", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 576693, "height": 575, "pic_id": 447597, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_xSwsbE1.jpeg", "width": 393}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В своей последней работе над фресками кафедрального собора Успения Девы Марии в Сполето, вдали от жены, Фра Филиппо Липпи писал лик жены по памяти, с невысказанной силой мужской любви - легко и трепетно. Со дня первой встречи с Лукрецией Бути и до последнего дня, каждый мазок Фра Филиппо состоял уже не только из красок, но и из великой нежности. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Сцены из жизни Святого Стефана». Фра Филиппо Липпи. Кафедральный собор Успения Девы Марии в Сполето.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 517142, "height": 436, "pic_id": 447598, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_pvGPU83.jpeg", "width": 402}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Благодарю за прочтение. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации "}], "attributes": []}], "selectedRange": [12126, 12126]}
Комментарии 0