20 июл 2023 · 11:32    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Роспись стены трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делла Грацие на сюжет «Тайной вечери» в Милан - величайшее произведение мировой живописи, оказавшее существенное влияние на развитие мирового искусства и человеческую культуру в целом. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Тайная вечеря». Леонардо да Винчи. 1495-1498 гг. 460 × 880 см. Санта-Мария-делле-Грацие . Милан", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1457626, "height": 547, "pic_id": 644825, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_aruPSWo.jpeg", "width": 901}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте и была начата примерно (потому как «архивы монастыря были уничтожены») в 1495 году и завершена в 1498 году. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Санта-Мария-делле-Грацие в Милане", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 720748, "height": 373, "pic_id": 644826, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_2WrxLfj.jpeg", "width": 712}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Гербом Сфорца расписаны люнеты над росписью, образованные потолком с тремя арками. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Люнеты над росписью с гербом Сфорца", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 623354, "height": 406, "pic_id": 644827, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_rTueuNG.jpeg", "width": 526}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Роспись стала вехой в истории Ренессанса: правильно воспроизведённая глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Изображение находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова. Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы, гипса и мастики, а затем писать по этому слою темперой. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тайную вечерю вспоминают в предшествующий Пасхе Великий четверг. Во время последнего ужина Христа с учениками, 12-ю апостолами, происходят три важных события: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "§ обряд омовения ног (Иисус моет ноги своим ученикам, демонстрируя смирение); "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "§ установление таинства Евхаристии (ритуальное употребление освящённых хлеба и вина как символ приобщения к телу и крови Господа); "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "§ Иисус объявляет ученикам о предательстве одного из них. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Художник много раз менял композицию, но не изменил главному принципу: в основу композиции положен точный математический расчет. За длинным столом, параллельно линии холста сидят тринадцать человек: двое - в профиль к зрителю по бокам стола, а одиннадцать - лицом. Двенадцать апостолов разбиты на четыре группы по три человека в каждой и расположены вокруг сидящей в центре фигуры Христа. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Группы апостолов, слева направо (согласно тому, как сидят): "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "§ Варфоломей, Иаков Алфеев и Андрей; "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "§ Иуда Искариот (в одежде зелёного и голубого цветов), Петр и Иоанн; "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "§ Иаков Зеведеев, Фома и Филипп; "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "§ Матфей, Иуда Фаддей и Симон. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Самая высокая фигура – Христос, поскольку он, сидящий, почти вровень со стоящими персонажами, самая низкая – апостол Иуда (он в ряду со всеми, но изображен в резком повороте влево). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Роспись содержит неоднократные отсылки к числу «три»: апостолы сидят группами по три человека, позади Иисуса - три окна – все это явная отсылка на Святую Троицу в католической парадигме. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В росписи зрителя поражает перспектива – «приглашение» зрителя шагнуть на драматическую сцену и принять участие в трапезе Христа. Чтобы добиться иллюзии глубины на плоской поверхности, Леонардо вбил гвоздь в стену, а затем привязал к нему веревку, чтобы сделать отметки для создания перспективы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Композиция картины", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 514144, "height": 373, "pic_id": 644829, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_zGukeZj.jpeg", "width": 766}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кроме того, картина симметрична с одинаковым количеством фигур по обе стороны от Иисуса. Расположенная вдоль стены, роспись подчинила себе весь интерьер трапезной. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Замком композиции является фигура Христа, помещенная в центре, на фоне дверного проема, за которым открывается пейзаж; глаза Христа опущены, на лице покорность высшей воле, печаль, сознание неизбежности ожидающей его судьбы. Один лишь образ Спасителя Леонардо оставил недописанным, полагая, что ему не удастся выразить в ней ту небесную божественность, которой требует образ Христа."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фигура Христа", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 850068, "height": 563, "pic_id": 644830, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_MWT8fDh.jpeg", "width": 505}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы. Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идёт слева, как и настоящий свет из окна на левой стене. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вся роспись Леонардо чрезвычайно символична и духовно насыщенна. У Христа обе кисти на столе. Протянутая к зрителю левая рука изображена ладонью вверх, пальцами касается стола, но ладонь приподнята: из запястья стекает струя крови. Рука указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно. Правая кисть с широко разведенными напряженными полусогнутыми пальцами изображена в очень энергичном движении, обращенном к зрителям, как бы посылая им свой последний завет: «Любите Бога, любите ближнего, как самого себя!». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Леонардо изобразил момент реакции всех двенадцати апостолов на слова учителя: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Эта реакция различна, но в картине нет никакой внешней аффектации, все полно сдержанного внутреннего движения. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Апостол Иоанн", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 656719, "height": 468, "pic_id": 644831, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_JOaN4uo.jpeg", "width": 460}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Иоанн Богослов - самый молодой, сидит рядом с Иисусом (в Евангелии есть слова: «Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса»). Пальцы сцеплены и лежат на столе, являя муку, слабость. Резко качнулся влево, глаза прикрыты. Голова бессильно лежит на плече. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Апостол Петр", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 527411, "height": 389, "pic_id": 644832, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_b04pil2.jpeg", "width": 468}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Апостол Петр был одним из самых эмоциональных, вспыльчивых и импульсивных учеников Христа. Он не единожды отрекался от своего учителя, но, в то же время, активнее всех защищал его. Именно Петр бросился на стражников, когда те по наводке Иуды пришли арестовывать Иисуса: «Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо» (Ин. 18, 10). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Возможно, до определенного момента Петр прятал нож, но после слов Иисуса: «Один из вас предаст Меня» (Мф. 26, 21; Мр. 14, 18; Ин. 13, 21), апостол снова приготовился защищать своего учителя. Напряженности картине придает то обстоятельство, что Петр что-то говорит на ухо Иоанну, а прямо между ними сидит предатель Иуда.. В правой руке нож – он готов убить предателя, а левая рука успокаивает Иоанна. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Апостолы Фома, Иаков Старший и Филипп.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 789710, "height": 460, "pic_id": 644833, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_OjMpBYZ.jpeg", "width": 561}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Правая кисть Фомы сжата, указательный палец вверх: «Бог не допустит такого преступления». Иаков Старший с ужасом смотрит на бьющую из запястья Христа кровь. Филипп прижимает пальцы к груди и в лице мольба: «Верь мне, с моей стороны это невозможно». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Апостолы Варфоломей, Иаков, Андрей", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 711246, "height": 422, "pic_id": 644834, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_8tVvp1z.jpeg", "width": 556}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Варфоломей решительно встал и готов действовать. Поднятые ладони Андрея на уровне груди: «Кто же предатель?». Его глаза смотрят на нож. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но самый главный ответ дан Иудой. Левая рука и плечо повторяют откинувшегося Иоанна, но вместе с правыми плечом и рукой, надежно упершимися в стол, образуют низкий устойчивый треугольник. Главное в образе Иуде – руки. Это они ответили Учителю. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Образ Иуды", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 919234, "height": 509, "pic_id": 644835, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_mlVH8vG.jpeg", "width": 585}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ибо сказал Христос: «Опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня… И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В правой руке Иуды увесистый мешочек с деньгами. Эта деталь указывает сразу на два обстоятельства: то, что Иуда предал Христа за 30 сребреников и то, что он был казначеем апостольской общины. Левая рука в точности повторяет жест левой руки Христа: точно так же лежит на столе, так же напряженно полусогнуты пальцы и такое же энергичное движение вперед по линии, ведущей к правой кисти Христа. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Иуда как бы говорит: «Деньги – вот власть, сила, честь и достоинство. Только их обладатель имеет право учить людей. Жертва твоя не принесет спасения никому. Люди грешили и будут грешить, поскольку грех – не беда, а беда, нищета, бедность, зависимость. Ты призываешь поставить духовные ценности превыше материальных, чтобы иметь жизнь вечную. Но какое мне дело до вечной жизни? Нет, люби себя и свое благополучие, умножай свое богатство! Только имущество и деньги обеспечат тебе достойную жизнь, уверенность и уважение окружающих, свободу. Обрати взгляд на своих беспомощных учеников, горстку наивных людей. Разве в их телах сила, а в головах истина?». Именно левая рука Иуды Иуда тянет руку к блюду одновременно с Христом! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Он единственный поставил локоть на стол, демонстрируя устойчивую низкую силу, убежденность в своей правоте и решительность. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Все лица на картине освещены, за исключением лица Иуды, обращенного в профиль к зрителю и спиной к источнику света, что отвечало замыслу Леонардо: выделить его среди остальных учеников, сделать почти физически ощутимой его черную, предательскую суть (зритель не сможет рассмотреть его лица и точно не встретится с ним взглядом: так же изображали бесов, которым не стоит заглядывать в глаза). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Леонардо психологически очень точно проиллюстрировал реакцию людей в момент душевного потрясения. В том, как весь поник, кротко опустив глаза, любимый ученик Христа Иоанн, схватился за нож Петр, развел в недоумении руками Иаков, судорожно вскинул руки Андрей, как растерялись остальные ученики - причина печали и раздумий Христа: не напрасна ли его жертва? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В состоянии полного покоя, погруженности в себя пребывает Христос, фигура которого - смысловой, пространственный, колористический центр картины, сообщающий единство всей композиции. Художник отдает дань высокому устремлению и жертве земного Бога. Синие и красные тона, господствующие в росписи, не случайно наиболее интенсивно звучат в одежде Христа: синий плащ, красный хитон. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1123691, "height": 479, "pic_id": 644836, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_HT8e49s.jpeg", "width": 788}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Роспись Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря» является единственной уцелевшей в трапезной монастыря Санта-Мария дель Грация. За время своего существования роспись была подвержена многократным повреждениям. Влажный воздух трапезной, из расположенной рядом кухни, стал причиной разрушения росписи уже в процессе её создания, буквально на глазах художника. Влажность накапливалась под красочным слоем и, поскольку грунт «не дышал», вызывала его разрушение. Уже в 1517 году краска росписи начала отслаиваться из-за влаги. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1568 году Дж. Вазари писал, что вместо картины он видел «лишь тусклое пятно» и описал роспись как сильно разрушенную и настолько испортившуюся, что фигуры почти невозможно было узнать. В 1652 году сами доминиканские монахи через роспись в ее нижней части проделали дверной проём из трапезной в кухню, позднее заложенный кирпичом, что привело к полной утрате части росписи (ранние копии дают основания считать, что ступни Иисуса были в положении, символизировавшем предстоящее распятие). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1668 году, с целью защиты, над росписью повесили занавесь, но она, при ее откидывании, только царапала краску. Дважды, в 1726 и в 1770 годах были предприняты неудачные попытки реставрации росписи. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "15 мая 1796 года генерал Бонапарт, захвативший Милан, осмотрел роспись Леонардо и приказал взять её под охрану, но французские оккупационные войска использовали трапезную в качестве конюшни и склада сена, а солдаты, подверженные идеям революционного атеизма, бросали камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза. Позднее трапезную использовали в качестве тюрьмы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Наводнение 1800 года превратило помещение трапезной в болото со стоячей водой и роспись покрылась подтёками и плесенью. В 1801 году Джузеппе Босси, в то время помощник секретаря миланской Академии художеств Брера, предпринял ряд мер по очистке трапезной и сохранению росписи. Полный ремонт помещения проводили в 1807 году по приказу вице-короля Италии, принца Евгения Богарне. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1821 году Стефано Барецци, был приглашён для того, чтобы снять роспись со стены и перенести её в безопасное место, однако он серьёзно повредил центральную часть композиции, прежде чем осознал, что работа Леонардо не является фреской и предпринял попытку прикрепить обратно повреждённые участки. С 1901 до 1908 год Луиджи Кавенаги впервые провёл тщательное исследование структуры росписи и пришел к выводу, что картина была выполнена темперой на двуслойном штукатурно-клеевом грунте. В 1924 году мероприятия по очистке и консервации возглавил итальянский художник Оресте Сильвестри. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во время Второй мировой войны, в августе 1943 года, Милан подвергся бомбардировке англо-американской авиацией. Взрыв бомбы разрушил крышу трапезной. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись, но сотрясение стен оказали вредное воздействие на состояние шедевра Леонардо да Винчи. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Монастырь Санта-Мария-делле-Грацие после бомбежки", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1135201, "height": 500, "pic_id": 644838, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_j1RWalV.jpeg", "width": 833}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1951-1954 годах Мауро Пелличоли выполнил радикальную реставрацию росписи с расчисткой от позднейших записей и консервацией красочного слоя росписи с помощью казеина. В 1976 году под наблюдением департамента по художественному и историческому наследию Милана было проведено исследование росписи с помощью радара, инфракрасных камер и рентгеновских снимков. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1970-е годы роспись выглядела сильно разрушенной. С 1978 по 1999 годы под руководством Пинин Брамбилла Барсилон осуществлялся масштабный проект реставрации, целью которого была постоянная стабилизация росписи и избавление от вреда, причиненного загрязнением и неправильными реставрациями XVIII и XIX веков. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Пинин Брамбилла Барсилон", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 629779, "height": 428, "pic_id": 644839, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/20/image_S5yOAjm.jpeg", "width": 549}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Реставрация заняла 21 год и, наконец, 28 мая 1999 года роспись была открыта для просмотра. В 1980 году шедевр Леонардо был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, вместе с ним находятся под охраной церковь и соседний доминиканский монастырь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Спасибо за прочтение. Если вам понравился материал - подписывайтесь на канал и ставьте лайк..."}], "attributes": []}], "selectedRange": [4525, 4525]}
Комментарии 0