27 фев 2023 · 01:04    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фламандский живописец Ян ван Эйк (1385 -1441 гг.) - был величайшим художником своего времени, родоначальником Золотого века нидерландской живописи. В творчестве этого невероятно одаренного художника мастерство и знания сплелись в почти идеальную форму живописи, оказавшую влияние на художественное восприятие Западного мира, вплоть до XIX века. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ван Эйк понимал природу света и создаваемые им эффекты. В результате художник смог усилить чувство реальности в своих картинах и удивить своих современников невероятными изображениями света, фактур и пространств. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Величайшее его создание - Гентский алтарь - церковный створчатый алтарь (алтарь-складень) в католическом кафедральном соборе Святого Бавона в бельгийском городе Гент. Шедевры на панелях алтаря считаются одними из древнейших картин, выполненных маслом и сохранившихся до наших дней. Это - самый большой и наиболее сложный алтарь, созданный в Нидерландах в 15 столетии. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Алтарь создан по заказу Йоса Вейдта, богатого донатора церкви Святого Иоанна Богослова (XV век), позднее ставшей собором Святого Бавона (1561г.). Монументальный алтарь должен был украсить личную капеллу жены Йоса Вейдта в церкви Святого Иоанна Богослова в Генте. У этой супружеской пары не было детей, но было очень много денег. А еще у них было сильное желание вписать свои имена в историю. Вейдт не только оплатил работу Яна ван Эйка, но и за очень крупную сумму купил для себя и супруги право быть упомянутыми на каждой службе в соборе Гента в течение… вечности. И если службы уже не проводятся, а имена не упоминаются, то Гентский алтарь по-прежнему поражает своей красотой и мастерством. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Надпись на алтаре сообщает, что он был начат Губертом ван Эйком, «величайшим из всех», и закончен его братом Яном, «вторым в искусстве». Освящён 6 мая 1432 года. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Хуберт ван Эйк, Ян ван Эйк. «Гентский алтарь». 1432г. 375 × 520 см. Собор Святого Бавона, Гент", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1700887, "height": 663, "pic_id": 447525, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_CxpDt9g.jpeg", "width": 907}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Алтарь состоит из 24 панелей, на которых изображены 258 человеческих фигур. Высота алтаря в центральной части достигает трёх с половиной метров, ширина (в раскрытом виде) - пяти метров. Картины, из которых состоит алтарь, расположены на внешней и внутренней стороне алтаря. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Темой алтаря является «Поклонение Агнцу» из Откровения Иоанна Богослова, согласно которому пророки, праотцы, апостолы, мученики и святые стекаются к алтарю, на котором стоит Агнец, символизирующий Христа. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Алтарь в закрытом виде", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1797232, "height": 981, "pic_id": 447526, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_wx9zbbZ.jpeg", "width": 665}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "внешней стороне алтаря"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " изображён донатор - влиятельный политик, местный бургомистр Йодокус Вейдтаи его жена - Элизабет Борлют, молящиеся перед статуями Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Донатор (заказчик алтаря)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2066708, "height": 1463, "pic_id": 447527, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_7hEI4Ig.jpeg", "width": 500}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Жена донатора", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1946746, "height": 1453, "pic_id": 447528, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_lp2ZN8Q.jpeg", "width": 500}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Иоанн Креститель", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1698199, "height": 1405, "pic_id": 447529, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_ZRDDEaU.jpeg", "width": 500}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Иоанн Богослов", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1550092, "height": 1383, "pic_id": 447530, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_5C1LmNv.jpeg", "width": 500}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эти две картины написаны в технике гризайль - фигуры окрашены в серый цвет и выглядят так, будто высечены из камня. Оба святых - Иоанн Креститель и Иоанн Богослов - были святыми покровителями церкви Святого Иоанна, нынешнего собора Святого Бавона, для которой был заказан алтарь. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В среднем ряду изображена сцена Благовещения: архангел Гавриил является с благой вестью к Деве Марии. Архангел принес букет лилий, как символ непорочности Девы Марии и обратился к ней со словами: «Ave Maria, возрадуйся, Благодатная». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Архангел Гавриил", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2202849, "height": 1352, "pic_id": 447531, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_qU42Mj5.jpeg", "width": 672}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Дева Мария", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2035770, "height": 1367, "pic_id": 447532, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_xKpwBHe.jpeg", "width": 677}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Молящаяся Мария отвечает на его приветствие: «Я раба господня», при этом Ван Эйк переворачивает слова таким образом, что их можно прочитать и сверху. Над изображение Девы можно видеть дух пророков, возвещающих пришествие Мессии. Здесь изображены Ветхий и Новый Заветы, чтобы показать переход от одного завета к другому. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фигуры Девы Марии и архангела Гавриила разделены изображением окна, в котором виден городской пейзаж."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Окно", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1915099, "height": 1192, "pic_id": 447533, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_1qJBqJh.jpeg", "width": 706}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На панели изображен живописный вид на город со множеством деталей: хорошо видны прорисованные тени домов на улице, силуэты людей в окнах, а над дверью одного из домов видны настенные росписи. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Шкаф", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1709107, "height": 1554, "pic_id": 447534, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_lqSuXwK.jpeg", "width": 413}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В верхнем ряду картин представлены фигуры ветхозаветных пророков и языческих пророчиц, предсказавших пришествие Христа. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Пророк Захария", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 906093, "height": 459, "pic_id": 447536, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_CEu9E9m.jpeg", "width": 837}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Эритрейская сивилла", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2293595, "height": 1316, "pic_id": 447537, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_42HBtYA.jpeg", "width": 673}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Кумская сивилла", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2296353, "height": 1359, "pic_id": 447538, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_vz46svu.jpeg", "width": 676}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Пророк Михей", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 864742, "height": 417, "pic_id": 447539, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_NCgQUMo.jpeg", "width": 854}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "При расчистке алтаря в начале XIX в. на нижней раме внешней его стороны было обнаружено едва различимое четверостишие (гекзаметром) на латинском языке, на основании которого искусствоведы и сделали важные заключения об авторах алтаря: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Художник Губерт ван Эйк, не имеющий равных, начал эту работу. Ян (его брат), второй в искусстве, завершил её по заказу Йоса Вейдта шестого мая (1432). Он умоляет вас посредством сего стиха заботиться о том, что появилось на свет».", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 161102, "height": 362, "pic_id": 447540, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_VX5ORD7.jpeg", "width": 845}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если буквы, отмеченные в последней строке красным цветом, представить как римские цифры (U=V) и сложить их, выйдет 1432 - предполагаемая дата создания шедевра. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В раскрытом виде размеры "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "внутренней стороны алтаря"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " увеличиваются в два раза. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Внутренняя сторона алтаря", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1485206, "height": 631, "pic_id": 447542, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_ZcVntIm.jpeg", "width": 852}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Раскрытый алтарь являет глазу дивное великолепие сияющей красоты мира. Звенящий яркий цвет во всем своем многообразии выражает радостное утверждение ценности земного бытия. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В центре верхнего ряда изображён творец-вседержатель бог Саваоф. Застывший величавый жест его утверждает все земное. Он облачен в мантию пламенеющего красного цвета, украшенную по краям сверкающими драгоценными камнями. В левой руке он держит хрустальный жезл. Голова увенчана трехъярусной папской тиарой, а у ног стоит золотая корона тончайшего рисунка, усыпанная жемчугом, символизирующая превосходство над всеми царями. Ничто в его образе не устрашает, несмотря на атрибуты власти. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Богоматерь, Бог-Отец и Иоанн Креститель", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1129540, "height": 596, "pic_id": 447543, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_mI6JMZm.jpeg", "width": 671}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Возвышенно прекрасен идеальный образ Марии, сидящей по правую руку Саваофа, в короне, украшенной розами и лилиями. Женственность и скромная величавость отличают ее. Мария держит в руках Священное писание. Она читает. Читающая богоматерь - едва ли не самое поразительное явление в общем идейно-художественном строе Гентского полиптиха. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Иоанн Креститель по левую руку Бога завершает композицию центральной группы. Держа на коленях открытую книгу, босоногий Иоанн проповедует, подняв руку в благословляющем жесте. Его образ полон вдохновения. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сочетание огромных пятен красного, синего и зеленого цвета одежд бога, Марии и Иоанна держит всю цветовую композицию алтаря. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Справа - группа ангелов, играющих на музыкальных инструментах, одетых в роскошные парчовые одеяния. Их задумчивые лица отражают проникновенное постижение мира звуков. Ангелы изображены без крыльев. Один из ангелов (святая Цецилия) играет на органе с металлическими трубами - в католической церкви с XVI века является покровительницей церковной музыки. Поражает меткая наблюдательность ван Эйка, которая обнаруживается даже в точной передаче профессиональной постановки рук при игре. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Музицирующие ангелы", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1068139, "height": 858, "pic_id": 447544, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_MyjfZpM.jpeg", "width": 437}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Святая Цецилия", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1073131, "height": 871, "pic_id": 447546, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_LsBzWck.jpeg", "width": 423}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Верхний ряд изображений заканчивают стоящие по обеим сторонам фигуры прародителей человечества Адама и Евы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Адам и Ева", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 2596372, "height": 1600, "pic_id": 447548, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_ki8BDTw.jpeg", "width": 717}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Введение этих образов в непосредственную близость с высшими персонажами христианской мифологии было, по тем временам, явлением смелым и неожиданным. Люди - высшие творения Бога, но, будучи созданиями божества, Адам и Ева вместе с тем несут и бремя божественного проклятия за совершенный ими грех. Некоторая неловкость и пластическая скованность этих фигур призваны выразить их более скромное место в иерархии ценностей, в то же время, монументально и статично выписанные фигуры Бога, Иоанна, ангелов обладают, несомненно, большей пластической свободой. Адам и Ева лишены тех роскошных уборов и сияющих драгоценностями одежд божественных персонажей, благодаря которым художник создал иллюзию их могущества, обозначил принадлежность к высшим сферам. Они нагие. Однако, не случайно Адам оказался у ван Эйка в одном ряду с творцом мироздания. Будучи отдаленным подобием своего создателя, он получил от него искру духовного огня. Если светлая мудрость и всеобщее беспредельное знание сущего - достояние верховного божества, то постоянная ненасытная жажда истины, беспокойный, пытливый поиск стали уделом человека. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Над панелями с Адамом и Евой изображена история Каина и Авеля, а это значит, что первородный грех уже совершен, зло уже вошло в мир, и это неизбежно повлекло за собой рождение Христа, его жертвенное распятие, и обещание вечной жизни, которое пришло с Новым Заветом. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Жертвоприношение Каина и Авеля", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 769149, "height": 608, "pic_id": 447549, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_uV62erD.jpeg", "width": 664}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Каин убивает Авеля", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 647228, "height": 564, "pic_id": 447550, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_tiPZxEm.jpeg", "width": 664}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нижний ряд створок открытого алтаря посвящен теме поклонения символическому изображению Христа в виде белого агнца с кровоточащей раной, стоящего на алтаре. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В середине нижнего яруса изображена сцена поклонения жертвенному агнцу, символизирующему Христа. Маленькие фигурки ангелов с разноцветными крыльями окружают алтарь. Он располагается на одной вертикальной оси с фигурой Саваофа, над ним парит белый голубь, видимый образ бога духа святого, и все вместе - Саваоф, голубь, агнец - входят в христианский догмат о триедином божестве - троице. На этой же оси находится фонтан - символ источника вечной жизни христианского вероучения. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Перед жертвенником расположен фонтан - символ христианства. Слева от фонтана - группа ветхозаветных праведников, справа - апостолы, за ними папы и епископы, монахи и миряне. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Все пять створок заняты изображением единого действия, растянутого в пространстве и во времени. Мы видим не только поклоняющихся алтарю, но также идущих и едущих поклониться. Многолюдные процессии, конные и пешие, собираются к месту совершающегося. Художником осмыслен целостный образ человечества как совокупности объединенных общей великой идеей братских сообществ. Среди них присутствуют люди разных времен и разных стран: святые жены, папы, епископы, отшельники и пилигримы, праведные судьи и святые воины, апостолы, дохристианские праведники, евангелисты. Художник изображает толпы, но не обезличивает и не растворяет в массе человеческую индивидуальность. В многофигурной композиции ясно различаемы яркие типические и индивидуальные характеры. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Спокойный торжественный ритм их шествий удивительно соотнесен с величавой статикой фигур верхнего ряда. Там - небеса, здесь - возвышенно идеальный образ земного мира, каким его себе представлял ван Эйк. И небесный и земной миры даны в конкретном чувственном представлении. Земной мир ван Эйка сияет радостной красотой природы, чистой голубизной неба с легкими белоснежными облачками. В «сотворенном» пейзаже использованы разнообразные природные мотивы: суровые скалы, холмы с мягкими пологими склонами, пышные лиственные леса, апельсиновые рощи, уютные лесные тропинки, реки. Землю покрывает роскошный ковер из трав и цветов. Вдали виднеются города с высоко вздымающимися башнями церквей, колоколен и крепостных стен. Ван Эйк смело вводит воздушную перспективу: голубоватой дымкой подернуты горы дальних планов. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "«Поклонение Агнцу»", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1421814, "height": 507, "pic_id": 447552, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_BphJlsF.jpeg", "width": 897}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Собор всех святых» - описанное в «Откровении Иоанна Богослова» поклонение всех святых (как канонизированных, так и оставшихся неизвестными для земной Церкви) Агнцу Божьему, за которым последовало снятие 7-й печати. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Новозаветным источником образа является «Откровение Иоанна Богослова»: "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение». - Отк. 5: 11-13. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырёх животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь. И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца». - Отк. 7: 9 -14. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На правых боковых створках изображены шествия отшельников и пилигримов. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Шествие отшельников и пилигримов", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1662287, "height": 834, "pic_id": 447554, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_KVccPTh.jpeg", "width": 675}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На левых створках - шествие воинства Христова и Праведных Судей. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Праведные Судьи и Воинство Христово", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1629534, "height": 814, "pic_id": 447555, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/27/image_TtKFE56.jpeg", "width": 672}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Алтарь Гента братьев Хуберта и Яна ван Эйка имеет долгую историю. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В XVI веке его прятали от изуверского фанатизма иконоборцев: в августе 1566 года, во время борьбы Фландрии против Испании, кальвинисты ворвались в собор Святого Бавона, чтобы сжечь Гентский алтарь как католическую икону. Их опередили рыцари, которые разобрали панели и перенесли алтарь из церкви в башню Святого Бавона, а затем в ратушу. Победившие в Генте протестанты решили подарить алтарь английской королеве Елизавете в благодарность за помощь в войне. Наследник заказчика алтаря был против и добился того, чтобы алтарь остался в городе. После перехода власти к католикам в 1584 г. алтарь установили на прежнем месте. В 1781 году австрийский император Иосиф II при посещении собора выразил недовольство обнажёнными фигурами Адама и Евы. Створки с их фигурами были сняты и перенесены в церковную библиотеку. Они были заменены копиями художника XVI века Михиля Кокси, одевшего прародителей в кожаные передники. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Часть алтаря была увезена во Францию во время наполеоновского захвата Бельгии: в 1792 году французы вывезли четыре центральные части алтаря в Лувр. Наполеон хотел получить и боковые створки алтаря. Было предложено обменять эти части алтаря на картины Рубенса, но власти Гента отказались от обмена. Людовик XVIII, ставший королём Франции после поражения Наполеона, в 1815 году вернул Генту четыре створки. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Позднее викарий собора похитил несколько створок, и продал их брюссельскому торговцу. Антиквар Ньивенхёйс и коллекционер Солли перепродали створки прусскому королю Фридриху Вильгельму III для берлинского Кайзер-музеума. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1861 году правительство Бельгии за 50 000 франков купило створки с изображениями Адама и Евы. Части алтаря были помещены в музее Брюсселя. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во время Первой мировой войны германские войска, вступившие в Бельгию в 1914 году, пытались найти части Гентского алтаря в Брюсселе и Генте. Каноник собора Святого Бавона ван ден Гейн с четырьмя помощниками прятали части алтаря до 1918 года. По условиям Версальского мирного договора, Генту вернули боковые створки, приобретённые Пруссией в 1821 году для Кайзер-музеума. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В ночь с 10 на 11 апреля 1934 года была похищена створка алтаря с изображением «Праведных судей», которая так и не была найдена. До сих пор ее место занимает копия. Епископ Гента получил требование выплатить миллион бельгийских франков за створку. 25 ноября 1934 г. житель Гента Арсен Кудертир, умирая, сообщил на исповеди, что он похитил створку и спрятал её в столе. Створку обнаружить не удалось, и в 1941 году она была заменена копией работы художника ван дер Фекена. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во время второй мировой войны бельгийские фашисты хотели подарить весь алтарь Гитлеру. 16 мая 1940 года алтарь, на трёх грузовиках, был вывезен во Францию и помещён на хранение в замок По. С фашистским правительством было подписано соглашение о том, что алтарь можно будет изъять из замка только при согласии трёх сторон - бургомистра Гента, представителя правительства Виши и германского уполномоченного. В сентябре 1942 года представители Германии потребовали передать им Гентский алтарь. Из замка По Гентский алтарь перевезли в Париж и объединили с художественными ценностями, отобранными для музея Гитлера в Линце и для частного собрания Геринга. Далее алтарь переправили в замок Нойшванштайн в Баварии. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В конце войны фашисты приняли решение захоронить художественные сокровища в заброшенных шахтах. 10 апреля 1945 года в Зальцбург прибыло несколько грузовиков с тяжёлыми ящиками. Гауптштурмфюрер СС Гельмут фон Гуммель с помощниками из штаба Розенберга решили уничтожить все свезённое в шахтах. Группа австрийских партизан смогла взять под контроль шахты, и Кальтенбруннер приказал остановить взрывы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "8 мая 1945 года Третья американская армия захватила шахты. Алтарь доставили в Мюнхен, а 20 августа 1945 года он вернулся в Бельгию. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Последняя крупная реставрация алтаря была проведена в начале 60-х годов 20 века под руководством крупного бельгийского реставратора П. Корремана. Живопись была освобождена от потемневшего старого лака и многих записей. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "6 мая 1432 года гениальный художник впервые показал жителям города свое произведение - алтарь «Поклонение агнцу» в церкви св. Иоанна. С тех пор алтарь не утратил до наших дней ни сверкающего очарования своих красок, ни огромного духовного значения. На протяжении пяти веков он представлял собой источник высокого вдохновения для живописцев, которые черпали и развивали художественные идеи, в таком фантастическом изобилии в нем заложенные. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Благодарю за прочтение. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации "}], "attributes": []}], "selectedRange": [16043, 16043]}
Комментарии 0