13 апр 2023 · 11:11    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Портрет дамы» был приобретен в 1810 году у семьи Никколини флорентийским великим герцогом Фердинандом III. На нем была надпись, приписываемая "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Леонардо да Винчи"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", а также наводящее на размышления, и в равной степени вводящее в заблуждение название "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "La Monaca"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (монахиня). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Не было недостатка в возможных атрибуциях, и среди них преобладали имена "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Ридольфо Гирландайо"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Мариотто Альбертинелли"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " и "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Джулиано Буджардини"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Эти три имени образуют своего рода Бермудский треугольник для осиротевших картин начала шестнадцатого века. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тем не менее, авторство Буджардини (1475-1554), получило практически всеобщее признание. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Портрет дамы (\"La Monaca\" / \"Монахиня\"), Джулиано Буджардини, ок. 1516 г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "монахиня.jpg", "filesize": 332727, "height": 1080, "pic_id": 500423, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/30/%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%85%D0%B8%D0%BD%D1%8F.jpeg", "width": 819}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Картину обычно датируют вторым десятилетием шестнадцатого века на основании её сходства с живописными инновациями Леонардо и Рафаэля."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Причем рафаэлевская La Grávida так близка к La Monaca, что имеет практически идентичные размеры, линии шеи и плеча девушек, их поворот тела, положение правых рук и схожесть в деталях костюма настолько велики, что можно было бы предположить, что Буджардини просто под кальку срисовал картину. Однако следует отметить небольшое, но существенное различие между портретами. Это лиф платья – на La Monaca он немного приспущен, что вошло моду позже 1505/06 года, когда написал свою картину Рафаэль. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Рафаэль Санти, Портрет дамы (\"La Grávida\"), 1505/06 гг.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "рафаэль2.jpg", "filesize": 241182, "height": 1075, "pic_id": 500424, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/30/%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B0%D1%8D%D0%BB%D1%8C2.jpeg", "width": 820}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поразительно точный пейзаж виден через арки слева и справа от девушки. На левом изображены три монахини на площади Санта-Мария-Новелла перед Ospedale di San Paolo (Больница Сан-Паоло) и куполообразной церковью Санто-Спирито. Правый смотрит в сторону Porta al Prato (Ворота Прато), церкви доминиканского монастыря Сан-Якопо ди Риполи и яркого заката над горами. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "монахиня2.jpg", "filesize": 283154, "height": 791, "pic_id": 500430, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/30/%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%85%D0%B8%D0%BD%D1%8F2.jpeg", "width": 1164}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В своем исследовании Ричард Голдтуэйт и Роджер Рерик (1977) показали, что часть управления Оспедале ди Сан-Паоло была передана сестрам-францисканкам их коллегами-мужчинами в 1534 году. Из этого они предположили, что картина могла быть посвящена этому событию и, соответственно, написана позже предполагаемого. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но их наблюдения были оспорены специалистами по флорентийскому искусству, которые возразили, что ни стиль картины, ни фасон платья дамы, не соответствуют более поздней дате, чем второе десятилетие шестнадцатого века. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кроме на столь подробном виде Флоренции на церковь Санто-Спирито мы не видим никаких признаков колокольни. Фундамент для церкви был заложен в 1490 году, но строительство по проекту Баччо д'Аньоло продвигалось медленно. И если верить фреске Вазари «Осада Флоренции», показывающей город таким, каким он был в 1530 году, то мы сможем увидеть незавершенную, но безошибочно узнаваемую колокольню. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Джорджо Вазари, Осада Флоренции в 1530 году", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "вазари.jpg", "filesize": 372214, "height": 537, "pic_id": 500434, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/30/%D0%B2%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%B8.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1867 году флорентийские галереи приобрели картину у дилера-коллекционера барона Этторе де Гарриода, который утверждал, что это была обложка к La Monaca – tirella – панель, прикрепленная канавками или стержнями к раме таким образом, что ее можно было отодвинуть в сторону, тем самым открывая портрет под ней. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Практика создания портретов с раскрашенными обложками была модной по всей Европе в первой половине шестнадцатого века. Изготовление обложек было тесно связано с традицией нанесения аллегорических или геральдических изображений на оборотную сторону портретов. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако в случае с обложкой La Monaca эмблема более загадочна в своем искусном притворстве. Девиз, выбранный для обложки, происходит от древней пословицы – suum cuique mihi meum, или «каждому свое, а мне мое»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В нашем случае это может означать, что дама играет роль по своему собственному выбору и носит предпочитаемую ею маску. Загадка этого завораживающего портрета заключается в том, чтобы понять роль, которую приняла натурщица, ибо она не та, кем кажется. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "монахиня3.jpg", "filesize": 434177, "height": 1054, "pic_id": 500437, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/30/%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%85%D0%B8%D0%BD%D1%8F3.jpeg", "width": 750}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Хотя Дама сидит на лоджии с видом на францисканских монахинь, выполняющих свою работу по уходу за больными в благотворительном учреждении Оспедале ди Сан-Паоло, и хотя она одета в черное и прижимает к груди требник с монограммой Христа, сама она, несомненно, не монахиня. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ни ее платье, ни почти полностью открытые плечи и довольно глубокое декольте не соответствуют религиозным традициям монахинь. Высказывалось предположение, что она может быть вдовой, но это встречено скептически во многом по тем же причинам, особенно из-за ее едва скрываемой физической привлекательности. Однако существует наводящая на размышления параллель с портретом Джиневры Рангоне авторства Корреджо."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первый муж Джиневры умер в 1517 году, когда, как это было принято у недавно овдовевших состоятельных женщин, она приняла монашество францисканского ордена. Портрет Корреджо относится к раннему периоду вдовства Джиневры и изображает её с поясом францисканского ордена, видимым на коленях, и скапуляром на золотой цепочке на шее. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Корреджо, \"Женский портрет\", ок. 1518 г. Эрмитаж", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "корреджо.jpg", "filesize": 268044, "height": 891, "pic_id": 500439, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/30/%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B6%D0%BE.jpeg", "width": 750}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это озадачило ученых, которые ожидали, что вдовы или даже трудницы в монастырях будут носить более сдержанную одежду, с закрытыми плечами и меньшим декольте. Они также были обеспокоены тем фактом, что, хотя головной убор и лиф Джиневры соответствуют моде на момент написания её портрета, рукава принадлежат более раннему и несколько устаревшему стилю."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В этом контексте, что касается La Monaca, парадоксальное сочетание религиозного благочестия и открыто демонстрируемого женского очарования, а также наличие анахроничных элементов наводит на мысль о желании показать натурщицу в той полноте юной красоты, которая завоевала любовь её мужа, и в то же время о её неизменной приверженности идеалам целомудрия и преданности Церкви, которые сделали ее достойной этой любви. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Маска, которую надевает натурщица – это маска ее собственной юной красоты, которая в зрелом возрасте украшается добрыми делами и религией. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [4580, 4580]}
Комментарии 1