20 май 2023 · 23:53    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Рассказывая вам о цветных фотографиях в СССР мы постоянно сталкиваемся с одной и той же проблемой – как отличить оригиналы от фотографий в современной обработке, то есть с добавлением колоризации? Особый интерес вызывает ранний довоенный период, 20-40 годы, когда цветная съемка была настоящей редкостью. К сожалению, многие фотографии того периода потеряли свою оригинальность, были обработаны современными программами. Конечно, это придало изначальным вариантам колорит и объем, но при этом они утратили подлинность, а нам не хотелось бы вводить подписчиков в заблуждение. Прежде всего, это касается упомянутого довоенного периода. Если рассматривать пятидесятые годы, подлинных цветных фотографий, не нуждающихся в колоризации, сохранилось в разы больше, ведь в те годы цветная пленка перестала быть редкостью, а оборудование стало менее громоздким."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И все же, попробуем найти настоящие фото в цвете первой половины двадцатого века. Для начала обратимся к информационным источникам, чтобы понять, какое место занимала цветная фотография в СССР в общем потоке фотодокументов, какие советские фотографы представляли цветные фото для выставок, какие проблемы возникали, и какие пути их решения предлагались. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Автор: В.Микоша ВСХ 1939 г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Микоша ВСХ 1939.jpg", "filesize": 83187, "height": 343, "pic_id": 575106, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/20/%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D1%88%D0%B0_%D0%92%D0%A1%D0%A5_1939.jpeg", "width": 500}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот несколько выдержек из опубликованных статей тех лет."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Журнал «Советское фото (№5-6)» от 01. 05. 1938 г."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Советская цветная фотография показала на Всесоюзной выставке фотоискусства свои достижения. Выставлены позитивы на непрозрачной обложке и позитивы в натуральных цветах\nРаботы, относящиеся к первой группе представили четыре автора: Н. Тихомирова (Москва) - 8 работ, исполненных трехцветным процессом карбро, В. Улитин (Москва) - 5 работ, исполненных трехцветным бромомасляным процессом с переносом, В. Савельев (Москва) – 5 работ, исполненных трехцветным бромомасляным процессом с переносом, и, наконец, А. Лесной – одна работа, исполненная процессом карбро. \n\nДиапозитивы в натуральных цветах представлены Государственным оптическим институтом (ГОИ), в двух видах: 1) в виде опытных снимков на разработанной институтом опытной цветной пластинке с растром (автохромный способ Люмьера), 2) в виде диапозитивов, составленных из трех слоев - красного, желтого и синего, полученных с трех негативов, по трехцветному методу.»\n\nИз той же статьи, о проблемах: \n\n «Если большинство солидных иностранных журналов помещает из номера в номер репродукции цветных фотоснимков, то у нас это составляет крайне редкое явление, да и то чаще репродуцируются раскрашенные фотографии, а не цветные фотоснимки. Прекрасное начинание журнала «Большевистская печать», в котором помещались репродукции с цветных снимков не получило достаточного развития. Лучший наш фотоиллюстрационный журнал «СССР на стройке» почти не помещает цветных снимков с натуры, уделяя место цветным репродукциям с картин живописцев. \n\nО цветных же портретах, которые в лучших ателье Европы и Америки вытесняют монохромные, и говорить не приходится - в этой области у нас пока ничего не сделано. \nЧто же тормозит развитие в СССР цветной фотографии? Причин этих, по-моему, несколько: 1) отсутствие единого хозяина фотографического дела в целом и слабость руководства этой областью со стороны Союзфото, 2) кустарничество в деле цветной фотографии в недрах самого Союзфото; 3) распыленность сил специалистов, работающих в области цветной фотографии. \n\nНастоятельно необходимо: 1) создать единый руководящий научный и производственный центр цветной фотографии 2) привлечь к работе всех специалистов цветной фотографии и готовить новые кадры работников; 3) созвать широкое совещание для обсуждения вопросов цветной фотографии, с привлечением представителей научных организаций, редакций периодических изданий, издательств, музеев и фотографических организаций. \nСозданием производственно-творческих мастерских при студии «Фотохудожник», где организована группа цветников, сделан первый шаг в этой области. \n\nИгнорировать цветную фотографию уже нельзя. Агитационно-политическое и культурное значение цветной фотографии огромно. События нашей героической эпохи должны быть запечатлены для истории в виде цветных, наиболее близких к действительности, фотодокументов. \nП. Клепиков»"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "П. Клепиков, Всесоюзная сельскохозяйственная выставка 1940 год", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Клепиков Всесоюзная сельскохозяйственная выставка 1940.png", "filesize": 673674, "height": 550, "pic_id": 575108, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/20/%D0%9A%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%92%D1%81%D0%B5%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B7%D1%8F%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0_1940.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Автор: Н. Тихомирова, натюрморт, 1938 год", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Тихомирова_натюрморт.jpg", "filesize": 281205, "height": 758, "pic_id": 575109, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/20/%D0%A2%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8E%D1%80%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%82.jpeg", "width": 1138}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Журнал «Успехи физических наук», 1939 г."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Статья «К столетию открытия фотографии» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Доклад старшего научного сотрудника Государственного оптического института И. А. Черного (Ленинград) был посвящен «Проблеме цвета в фотографии и кинематографии». Докладчик кратко описал развитие методов получения цветных изображении» остановившись особо на гидротипном методе цветного кино, давшем возможность американской фирме «Техниколор» выпустить впервые на коммерческий экран мультипликационные и игровые цветные фильмы, отчасти известные советскому зрителю по картинам Диснея и «Кукарачча». Этот способ был освоен Гос. оптическим институтом и киностудией Ленфильм. Показанные И. А. Черным мультипликации «Утенок» и «Джабжа» показали, действительно, что метод техниколор у нас освоен и готов к выходу на массовый экран. Иллюстрацией к докладу И. А. Черного явилась также выставка цветных фотографий, организованная Производственно-техническими мастерскими «Фотохудожника» в фойе Дома ученых. Ряд крупных цветных отпечатков на бумаге, форматом до 50x60 гм, показал работу наших художников-фотографов (Д. Дебабова, Г. Зельма, П. Клепикова, С. Фридлянда, Я. Халипа и др.) и техников (Н. Тихомировой, 3. Мозгляковой и др.) по методам трехцветного карбро и хроматон, позволяющим с трех цветоделенных негативов получать на бумаге изображения в натуральных цветах. \nЦветная фотография, появившаяся раньше обычной, задолго до метода Дагерра, задержалась в своем развитии и сильно отстала от черно-белой фотографии. Ее быстрый рост начался лишь с тех пор, как удалось использовать и для цветной фотографии громадную светочувствительность солей серебра. Но и в настоящее время процесс получения цветного снимка является настолько сложным и длительным, что он малодоступен для обыкновенного любителя. Дальнейшие усовершенствования этого процесса, которые, несомненно, последуют в ближайшие годы, должны дать цветной фотографии и кинематографии такое же широкое и универсальное распространение, какое получила черно-белая фотография, развившаяся за 100 лет в одно из мощных орудий человеческой культуры. \nА. Рабинович, Москва»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Улитин, Портрет девушки с кувшином 1940 г", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Улитин Портрет девушки с кувшином 1940 г..jpg", "filesize": 95976, "height": 800, "pic_id": 575111, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/20/%D0%A3%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82_%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8_%D1%81_%D0%BA%D1%83%D0%B2%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BC_1940_%D0%B3..jpeg", "width": 592}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Улитин, Тимирязевская академия 1932", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Улитин Тимирязевская академия 1932.jpg", "filesize": 72617, "height": 572, "pic_id": 575112, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/20/%D0%A3%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%A2%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F_1932.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Улитин, Тимирязевка осенью 1931 год", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Улитин Тимирязевка осенью 1931 год.jpg", "filesize": 145213, "height": 557, "pic_id": 575113, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/20/%D0%A3%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%A2%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B2%D0%BA%D0%B0_%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D1%8E_1931_%D0%B3%D0%BE%D0%B4.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Из перечисленных в статьях имен нам удалось найти фотографии:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Семена Осиповича Фридлянда (черно-белые, цветные только с начала 50-х годов);"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Якова Николаевича Халипа (черно-белые, цветные только с начала 50-х годов);"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Василия Ивановича Улитина – цветные фото 30-40х, прикладываем их к статье;"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Георгия Анатольевича Зельмы (см статью "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/a/ZFPwyfmg0HH9yzJu?integration=site_desktop&place=layout"}, "string": "https: //pabliko. ru/@foto-vintazh/georgij_zelma_opyt_raboty_s_trehtsvetnoj_kameroj_bermpol-172757/"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ");"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Дмитрия Георгиевича Дебабова (только черно-белые фото);"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Петра Владимировича Клепикова (найдено одно цветное фото 1940 года, остальные черно-белые). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Улитин, Дворик на Антроповке 1930 г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Улитин Дворик на Антроповке 1930 .jpg", "filesize": 102151, "height": 669, "pic_id": 575115, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/20/%D0%A3%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%94%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BA_%D0%BD%D0%B0_%D0%90%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B5_1930_.jpeg", "width": 800}}, {"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Улитин, Дом с красным флагом 1930 г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Улитин Дом с красным флагом 1930.jpg", "filesize": 65188, "height": 600, "pic_id": 575114, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/20/%D0%A3%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%94%D0%BE%D0%BC_%D1%81_%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%BC_%D1%84%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BC_1930.jpeg", "width": 488}}, {"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Улитин, Площадь Свердлова 1934 год", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Улитин Площадь Свердлова 1934 год.jpg", "filesize": 69777, "height": 600, "pic_id": 575116, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/20/%D0%A3%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%9F%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D1%8C_%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0_1934_%D0%B3%D0%BE%D0%B4.jpeg", "width": 704}}, {"type": "string", "attributes": {"blockBreak": true}, "string": ""}], "attributes": ["attachmentGallery"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Работы Мозгляковой, Лесного и других фотографов найти, к сожалению, не удалось. А вот по Н. Тихомировой поиск оказался удачным, в начале статьи - фото натюрморта с той самой выставки 1938 года."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И в заключении пост с форума фотолюбителей, которые также как и мы ищут подлинные цветные фотографии первой половины ХХ века:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Сколько было сделано таких снимков до войны - не известно. Сотни, как минимум. Неизвестно, где хранятся и сохранились ли вообще оригиналы снимков (тройные негативы). До нас дошло лишь то, что было напечатано. А печатал цветные снимки ленинградский ГОЗНАК, где работал в то время ближайший соратник Прокудина-Горского и крупнейший специалист по цветной съёмке в довоенном СССР С. О. Максимович. \n\nИзвестно пока пять серий цветных фотооткрыток: \n1) Около 20 видов Крыма, изданных первоначально в 1926 г. и переиздававшихся в 1927-29 гг. \n2) Серия открыток с видами мавзолея Ленина и Красной площади 1931 г. \n3) Три серии открыток с видами Кремля 1933 г. (Теремной дворец, Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата). \n\nВсе пять серий изданы без указания авторства снимков и на технологию, притом, что на открытках 1947 г. и позднее уже обязательно указывалось «Цв. фото И. Шагина», «Цв. фото Доброницого» и т. д. \n\nБудем надеяться, что эта поистине сенсационная тема когда-нибудь найдёт своего исследователя и наши потомки смогут увидеть во всём цвете не только Российскую империю, но и довоенный СССР. \n\nПлюс известно, что в 1939 г. фотограф Владислав Микоша снял по тому же цветоделительному методу 100 видов ВСХВ в Москве. Три из них были напечатаны в качестве иллюстраций в большом фотоальбоме о выставке, а 17 изданы в виде почтовых марок в 1940-м году». \n"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как видите, перечислено немало, но общедоступными по-прежнему остаются лишь единицы. Поиск продолжается, и мы будем благодарны нашим подписчикам за подсказки в направлении поисков. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Улитин, 1921 год Натюрморт", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Улитин 21 год Натюрморт.jpg", "filesize": 55976, "height": 600, "pic_id": 575117, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/20/%D0%A3%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BD_21_%D0%B3%D0%BE%D0%B4_%D0%9D%D0%B0%D1%82%D1%8E%D1%80%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%82.jpeg", "width": 415}}, {"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Улитин, 1923 год, натюрморт с черепом", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Улитин 1923 год_натюрморт с черепом.jpg", "filesize": 62504, "height": 600, "pic_id": 575119, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/20/%D0%A3%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BD_1923_%D0%B3%D0%BE%D0%B4_%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8E%D1%80%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%82_%D1%81_%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%BC.jpeg", "width": 673}}, {"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Улитин, балет \"Пламя Парижа\" 1932 год", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Улитин балет Пламя Парижа 1932 год.jpg", "filesize": 51580, "height": 568, "pic_id": 575118, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/20/%D0%A3%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%B1%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%82_%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D1%8F_%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6%D0%B0_1932_%D0%B3%D0%BE%D0%B4.jpeg", "width": 800}}, {"type": "string", "attributes": {"blockBreak": true}, "string": ""}], "attributes": ["attachmentGallery"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А еще мы планируем сделать статью о жизни и творчестве Владислава Микоши. Его работы и вклад в фотографическое искусство заслуживают отдельной публикации."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Если вам понравилась статья, не забывайте ставить лайк! Вам несложно, а нам - приятно!"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}], "selectedRange": [8705, 8705]}
Комментарии 6