06 май 2023 · 23:42    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Продолжая тему цветной фотосъемки начала прошлого века, обратимся к опыту известнейшего советского фотографа Георгия Зельмы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Георгий Зельма, автопортрет", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Зельма автопортрет.jpg", "filesize": 135899, "height": 727, "pic_id": 555525, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/06/%D0%97%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0_%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82.jpeg", "width": 541}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для справки. Георгий Анатольевич Зельма (1906—1984) — советский фотограф и фоторепортёр. Работал фотокорреспондентом «Известий», «Огонька», «Красной Звезды» и в других изданиях в двадцатых-тридцатых годах ХХ века. Снимал как известных людей, так и простой советский быт. В годы Великой Отечественной был военным фотокорреспондентом, его фотографии стали частью исторической хроники тех лет. Занимался фотографией более 60 лет. Самые известные фотографии Георгия Зельмы – черно-белые, но нам удалось найти статью, где он сам рассказывает об опыте работы с трехцветной камерой «Бермполь». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Фото Зельма1.jpg", "filesize": 146258, "height": 435, "pic_id": 555527, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/06/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE_%D0%97%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B01.jpeg", "width": 562}}, {"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Фото Зельма2.jpg", "filesize": 239349, "height": 770, "pic_id": 555526, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/06/%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE_%D0%97%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B02.jpeg", "width": 555}}, {"type": "string", "attributes": {"blockBreak": true}, "string": ""}], "attributes": ["attachmentGallery"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Предлагаем вашему вниманию статью из журнала «Советское фото (№ 2), за 01. 02. 1939 г. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Зельма статья 1.jpg", "filesize": 170965, "height": 445, "pic_id": 555531, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/06/%D0%97%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F_1.jpeg", "width": 561}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "ПЕРВЫЕ ОШИБКИ И ПЕРВЫЕ УДАЧИ"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Г. ЗЕЛЬМА"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Я получил задание Производственно-творческих мастерских «Фотохудожника» произвести цветную съемку в Грузии и Азербайджане. В путь я отправился с трехцветной камерой «Бермполь» 9 X 12 см, снабженной объективом «Плазмаг» Мейера с фокусным расстоянием 215 мм и светосилой 1: 4. 5."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Этот аппарат по существу является павильонной камерой, не приспособленной для репортажных работ. Основной ее недостаток — невозможность производить моментальную съемку. При ярком солнечном освещении я мог фотографировать лишь с выдержкой от одной до 7 секунд."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Казалось, мне был отрезан путь к фоторепортажной съемке, но прежний опыт работы по репортажу помог мне отыскать такие сюжеты, которые можно было снять и камерой «Бермполь»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Я составил план и детально разработал сюжет каждого будущего снимка. Вначале я допустил ошибку, увлекшись съемкой исключительно ярких, пестрых по окраске объектов: хотелось передать всю эту симфонию красок на цветной фотографии. Вскоре я убедился, что излишняя многокрасочность объектов съемки, пестрота фона дают отрицательные результаты."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Следующие снимки подтвердили мое предположение. Более удовлетворительно получились снимки: соревнование в стрельбе старика-колхозника и пионера, колхозники за микроскопом в хате-лаборатории, этюд «Юность» и другие. В этих снимках уже нс было беспорядочного нагромождения пестрых красок. Особенно удался мне очерк из трех кадров о женщине-машинисте."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "С большими трудностями я произвел многопланную съемку: «Выступления самодеятельного хора». Исполнителей в красочных костюмах я расположил отдельной группой на скале перед слушателями колхозниками-горцами. Зелень на склонах гор и горы заполнили задний план. Получилась красочная фотокартина, не лишенная, правда, недостатков: фигуры исполнителей и слушателей оказались на снимке застывшими."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Эта съемка требовала большого терпения: сколько раз я приходил в отчаяние, когда во время съемки налетал легкий ветерок! Часами дожидались мы, когда, наконец, перестанут танцевать листья на деревьях и колыхаться платья."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Сейчас, когда тщательно изучаешь позитивные отпечатки, учитываешь все свои ошибки. Первый опыт цветных съемок, несмотря на многие неудачи, очень многому научил меня."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "БП2.jpg", "filesize": 145100, "height": 517, "pic_id": 555532, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/06/%D0%91%D0%9F2.jpeg", "width": 700}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И несколько слов об упоминаемой в статье камере. Источник – все тот же журнал «Советское фото» (№ 12), за 01. 12. 1940 г. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Камера Бермполь 6-7.jpg", "filesize": 148883, "height": 371, "pic_id": 555533, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/06/%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C_6-7.jpeg", "width": 727}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Камера 8.jpg", "filesize": 106273, "height": 536, "pic_id": 555534, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/06/%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0_8.jpeg", "width": 350}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Камера Бермполь (рис. 6). Корпус камеры —деревянный, стянутый по углам медными планками. Полуметаллизированные стеклянные зеркала, помещающиеся внутри камеры, разделяют свет, прошедший через объектив, на 3 части. Схема цветоделящей системы в камере Бермполь показана на рис. 7."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Чтобы избежать на негативах сдвоенных контуров изображения, получающихся в результате действия света, отраженного от двух плоскостей стеклянного зеркала, задняя поверхность покрывается фильтром, окрашенным в дополнительный цвет к окраске фильтра, стоящего на путч отраженных лучей. Лучи, отраженные второй плоскостью зеркала, поглощаются светофильтрами, стоящими перед негативным материалом, и нс действуют на последний."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "К камере приложены два комплекта светофильтров; один комплект для съемки при дневном свете, другой комплект для съемки при электрическом освещении."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Пропускание в коротковолновой части спектра у зеленых фильтров объясняется тем, что синие лучи поглощаются фильтровым слоем на зеркале. Для уничтожения разницы в ходе лучей, получившейся в результате применения стеклянных зеркал, фильтры имеют различную толщину."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Камера предназначена для съемки со штатива. Установка на резкость производится по матовому стеклу. Камеры последних выпусков имеют оптические видоискатели, служащие одновременно и дальномерами (рис. 8). Камера снабжена объективом «Двойной плазмат» Мейера с фокусным расстоянием 215 мм. Светосила объектива 1: 4. Затвор «Компаунд» имеет регулировку скоростей от 1/75 сек. до 1 сек и установку на продолжительную выдержку. Вес камеры — 5. 9 кг (размер 9 х 12 см)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Негативным материалом для камеры «Бермполъ» служат пластинки Агфа «Isopan». Пластинки «Трихром», выпускаемые фабрикой №2 Главкинопленки, также могут быть использованы для этой камеры»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если вам понравилась статья - ставьте лайк и оставайтесь с нами! "}], "attributes": []}], "selectedRange": [4991, 4991]}
Комментарии 7