05 ноя 2022 · 06:18    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фото из открытых источников", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "дневник.jpg", "filesize": 131267, "height": 800, "pic_id": 221335, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/05/%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Школьный роман"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "КНИГА 2. ОСЕНЬ"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Часть 1. Сентябрь-1"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://zen.yandex.ru/media/id/5e1de824e6cb9b00ad1e8bd5/lidery-na-vtorom-plane-ili-samyi-zauriadnyi-uchebnyi-god-614b6a65052ae92ecea3043c?integration=site_desktop&place=more", "italic": true}, "string": "Начало"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@elena120560/lidery__na_vtorom_plane_ili_samyj_zaurjadnyj_uchebnyj_god-64032/", "italic": true}, "string": "Предыдущая часть"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если кто-то из учащихся класса был особой гордостью Ларисы Антоновны, то это Олег Гавриленко. И гордилась она не успехами ученика, а тем, как быстро она его перевоспитала. А ведь когда-то был ничуть не лучше Рогозина!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Лариса Антоновна получила свой класс пять лет назад, когда Марина и ее одноклассники окончили начальную школу. Два года прошли в непрерывной борьбе с Рогозиным и Гавриленко (это были четвертый и пятый классы), а в шестом Олег неожиданно поумнел (это в то время, когда все остальные массово поглупели в связи с началом переходного возраста), занялся общественной работой, стал первым помощником Марины и Ларисы Антоновны. Если бы только кто-то знал, чего это стоило самому Олегу!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Олег с детства был очень самолюбивым человеком. Первая учительница – очень старая и очень чуткая – заметила это и каким-то образом ухитрялась держать в определенных рамках и его, и других – не менее самолюбивых. В начальной школе почти ничье самолюбие не страдало: все были одинаково талантливы, все равны в правах и обязанностях, а если уж выбирали командира звездочки, то обсуждали каждую кандидатуру так строго, что из пятерых октябрят выбирали действительно лучшего, и вся звездочка единодушно соглашалась: да, это – лучший, и его все уважают! С переходом в четвертый класс все изменилось. Председателем совета отряда Лариса Антоновна назначила свою сестру, объяснив, что так будет лучше для всего класса. Олег поднялся и сказал, что это неправильно: председателя выбирает отряд, а не назначает классный руководитель. После этого Лариса Антоновна впервые пригласила в школу родителей Олега. Родители пообещали повлиять на сына, больше уделять внимания его воспитанию. Потом они давали такие обещания еще много раз, но в разговорах с сыном ограничивались советом не обострять отношений с Ларисой Антоновной. А потом, когда незадолго до окончания пятого класса «вызывающее, недостойное поведение Олега Гавриленко» бурно обсуждалось на заседании совета дружины, родители устроили ему настоящий скандал."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Ты хоть что-нибудь думаешь своей пустой башкой? Кто так с учителем разговаривает? Да еще с классным руководителем! – кричала мать."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Олег, чуть не плача, доказывал, что Лариса Антоновна, по его мнению, поступила несправедливо, а настоящий пионер всегда должен бороться с несправедливостью."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– А ты думаешь, только в вашем классе несправедливость? – обидно засмеялся отец. – Она везде! А что сделаешь?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– А нам еще в первом классе говорили: если видишь, что кто-то поступает несправедливо, надо честно сказать этому человеку, что он неправ! – стоял на своем Олег."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Это было в первом, а в пятом – закрой рот и прижми задницу! – резко сказала мать. – Иначе в десятом такую характеристику получишь – в тюрьму не возьмут!.."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пятый класс Олег окончил с отличными оценками и «неудом» по поведению. Идя домой, он ожидал, что отец обязательно возьмется за ремень, как давно уже обещал, но тот только вздохнул и долго курил на балконе. А мама ушла в свою комнату и тихо плакала там, как обиженная девчонка."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Олег, ты умный? Как сам думаешь? – спросил отец через несколько дней."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Думаю, да, – ответил Олег."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– А характер у тебя сильный?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Думаю, сильный."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Так вот, сынок, – сказал отец серьезно и грустно. – Собери всю силу своего характера для того, чтобы эту силу не показывать."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Олег несколько минут размышлял над нелепой фразой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Есть такое слово «ком-про-мисс», – по слогам произнес отец. – Это тот случай, когда человек знает, КАК должно быть, но делает то, ЧТО от него ожидают. Гордым людям это очень трудно! Не всем под силу. Я понимаю, тебе будет очень тяжело, но если сложится такая ситуация, что нам с мамой придется идти кого-то о чем-то просить, - это будет еще тяжелее, причем всем троим сразу. Мы ведь тоже гордые. Я честно говорю, что упрашивать и выпрашивать не умею. Мама тоже. Понимаю, что и тебе будет трудно, но промолчать, наверное, будет все же легче, чем исправлять что-либо. Не ссорься с ними… Постарайся, а?.."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Последняя фраза прозвучала даже не грустно, а умоляюще."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И Олег постарался. Вот уже три года старался, испытывая отвращение к самому себе, чувство вины перед первой учительницей, чьи труды по воспитанию «достойных членов нового общества» пропали впустую, зависть к Витьке Рогозину, который все не сдавался, не шел ни на какие компромиссы, перед Мариной не угодничал – наоборот всячески подчеркивал, что Маринка без сестры ровным счетом ничего не значит. Витька был из разжалованных звеньевых. Лариса Антоновна своей властью сменила актив класса, сказав, что «вы уже немножко покомандовали, теперь пусть другие». И одним махом отмела все их прошлогодние задумки, ожидавшие воплощения в новом учебном году, что очень обидело бывший актив и тех ребят, на которых держалась вся внеклассная работа. Аня Новикова даже заплакала, Надя Коноплева устроила небольшой скандал, а Витька, естественно, скандал грандиозный, пытались возражать Оля Полякова с Валентином Хабаровым. Не из-за того, что их сменили, а именно из-за интересных планов. А бывший председатель совета отряда Алеша Сафьянников почему-то промолчал. Впрочем, Алешка – это вообще было какое-то недоразумение среди руководства – он не напористый, хотя его слушались, даже спорит как-то… странно он спорит… будто боится обидеть собеседника. Да и вообще первая учительница держала в командирах каких-то тихих ребят (кроме Олега, и, само собой разумеется, Витьки). Почему? Хотела сделать их более уверенными в себе? Впрочем, не настолько уж они неуверенными были. Сдержанные – да. Скромные. Не крикливые. Но свое мнение имели. И так это потихоньку, ненавязчиво и убедить могли (Алеша тот же). А нынешних командиров первая учительница все три года, как говорится, за штаны придерживала – «не кричи, это не довод», «критиковать легко, лучше помоги сделать», «не якай, это нескромно». Такое впечатление, будто она считала их людьми, которым власть нельзя давать. Хотя какая такая «власть» может быть в начальной школе? Однако всякий раз в ходе обсуждения кандидатур на «должности» и Марина, и Наташа Разуваева, и Андрей Хватов каким-то образом были отодвинуты в сторону – вот им-то и было неприятно: так хотелось покомандовать, а им не разрешают. В конце третьего класса, когда приняли в пионеры, «звездочки» стали объединять в звенья, три командира сразу оказались лишними, и учительница заставила ребят думать, кто сможет возглавить звено – опять выбирали самого-самого, и те, кто оказался в рядовых, приняли это без обиды: да, дескать, у такого-то действительно лучше получится, а я помогу, мы же общее дело делаем. Все это закончилось в четвертом классе. Лариса Антоновна звеньевых тоже НАЗНАЧИЛА. Сама. Так вот: «Председателем будет Марина, так удобнее – вдруг что-то надо будет доделать вечером, а вы же не будете допоздна в школе сидеть! Наташа – заместитель. А звеньевыми – Лариса, Андрей, Миша» … Из «старой гвардии» только Олег да Ира Дорохова удержались, как говорится, в седле. Почему Лариса Антоновна оставила их в активе? Опять непонятно. Она же вроде начала продвигать детей начальников. Кто родители у Иры, Олег не знал, да и не спрашивал, у него самого – врачи… правда, отец заведующий хирургическим отделением в одной из больниц, но это даже на уровне больницы не Бог весть, какой начальник. Что чувствовала Ира? Этого Олег не знал. Доверительных бесед они не вели. Олег замкнулся и прекрасно видел, что Лариса Антоновна заметила это и беспокоится: а что у него на душе? Это доставляло ему злорадное удовлетворение: ага, а внутрь-то влезть не под силу! Но со временем Лариса Антоновна свято уверовала в то, что Олег изменился в лучшую сторону, и в этом немалая заслуга классного руководителя. Стало противно, хотя Олег не показывал этого. Он был вежлив с учителями и сотоварищами по бюро, а зло, копившееся в душе, время от времени срывал на тех, за кого (он знал это точно) Лариса Антоновна заступаться не будет. Это особенно в глаза не бросалось – на одноклассников орали все активисты, а те, в свою очередь, устраивали тихие саботажи: приказала, например, Марина что-то сделать – а ничего не сделано, стыдить бесполезно – наготове отговорка насчет того, что не успели потому, что уроки учили. Ну, вот не успели – и все тут! Сами же говорите, что на первом месте учеба должна быть – вон, сколько раз учителя ругали Эльку с Анькой за музыкальную школу и Витьку за фехтование. И не возразишь: действительно Витьке доставалось за спортивную школу, а девочкам за музыкальную. Если получили «двойку» или «тройку», то у преподавателей наготове нравоучительная речь: «А что у нас на первом месте? Учеба! А все дополнительное – это после уроков, когда домашнюю работу выполнишь. Вот чем саблей махать, надо исправить все плохие оценки». Хотя Витька тренируется не с саблей, а с рапирой. Но так говорилось, да и говорится, чтобы парня на смех выставить. Или соответственно про то, что Аня – не Паганини, а Эля – не Святослав Рихтер. С пятого класса новая жертва добавилась: Борька Холодов тоже в музыкальную поступил. Почему-то его в насмешку начали называть всеми подряд именами эстрадных певцов. И ученики стали меняться: хмурые, колючие, слова не скажи, ничего не интересно, никому ничего не хочется. Кажется, у тех непоседливых детей, которые когда-то учились у старой учительницы в начальной школе и хватались за все сразу, забрали имена и фамилии и присвоили их взрослым людям, у которых все радости давно уже в прошлом. Имена те же, а люди другие. Даже Лариса Антоновна жаловалась на родительских собраниях – вот, дескать, какие активные были в начальной школе, прямо все кипело и бурлило, а теперь не раскачаешь, не расшевелишь… Бедные члены бюро прямо из сил выбиваются, чтобы что-то организовать, а никому ничего не нужно. Да еще грубят, огрызаются…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И вот – девятый класс. Олег пришел в школу с сознанием своей силы и чувством превосходства: он чувствовал себя мудрецом, постигшим одну из величайших истин. Компромисс? Ладно. И с компромиссами жить можно. Сделка с совестью? Пусть. Посмотреть вокруг – всюду сделки с совестью, если у кого-то еще эта самая совесть осталась. Зато теперь у Олега и характеристика, и отметка по поведению – прекрасные! Стоит ли завидовать Витьке Рогозину, который столько шишек набил в борьбе за мифическую справедливость? Вот он уже не отличник и даже не хорошист – по химии «трояк». Витька по складу ума стопроцентный гуманитарий, точные науки даются ему труднее, а если еще топить его преднамеренно… Лариса Антоновна Витьку именно топит, это видно невооруженным глазом… И характеристика – явно не для вуза. Даже призовые места на городских и областных олимпиадах вряд ли помогут! Почитают в вузе Витину характеристику – и Витя «не пройдет по конкурсу», как бывает в тех случаях, когда «лишний» человек экзамены сдает успешно, «завалить» его практически невозможно, а вот «не добрать половину балла» за счет не особенно хорошей характеристики – это запросто. Сравнивая незавидное Витькино положение и свое, Олег чувствовал, что к моменту окончания школы он будет выглядеть весьма достойно – вот и результат компромиссов! Он уже не думал о том, чтобы не показать невзначай гордость, не продемонстрировать чувство собственного достоинства, не броситься защищать обиженного, – он казался именно таким, каким хотела его видеть Лариса Антоновна: предельно сдержанным, почти равнодушным к неприятностям неактивистов (а их в классе, естественно, было большинство). Хотя при этом он твердо знал, что хорошие качества в нем не умерли, они просто упрятаны в самые дальние уголки души. Олег только и жил надеждой, что через два года все это закончится, что он сможет быть самим собой. Вот только надо продержаться еще два года. И он продержится! Он окончит школу – и вот тогда он точно уж ничего не сделает для Маринки и Ларисы Антоновны! Даже здороваться при встрече не будет!.."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Шаткое душевное равновесие Олега было нарушено появлением в классе новенького. Едва взглянув на него, Олег понял: это – человек! И дело тут не в папе-директоре, как сразу зашипела Наташка Разуваева. Алим был бы таким же гордым и независимым даже в том случае, если у него отца вообще бы не было, как, например, у Алеши Сафьянникова или у Оли Поляковой. Вот странно как-то: человек еще ни слова не сказал, а уже видно, какой он."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Продолжение следует"}], "attributes": []}], "selectedRange": [12217, 12217]}
Комментарии 0