10 неочевидных вопросов, которые стоит задать представителю компании перед началом сотрудничества
19 апр 2024 · 13:35
Копирайтеры, контент-менеджеры, дизайнеры и представители многих других диджитал-профессий, работающие как ИП или самозанятые, в основном сотрудничают не с физическими лицами, а с фирмами. Еще до начала совместной работы важно прояснить некоторые важные моменты, которые могут потребовать внесения дополнительных пунктов в договор или изменения стоимости услуг. Задайте эти вопросы до начала сотрудничества, чтобы быть готовым даже к непростым рабочим ситуациям!
Фото Татьяны ШИШКИНОЙ на Unsplash,com
1) В каком виде я буду получать ТЗ?
Мечта любого фрилансера — подробное и понятное ТЗ. Однако очень часто бывает так, что составлять его просто некому, представители компании дают задания в устной форме по телефону, а их пожелания звучат как «сделайте хорошо, а плохо не делайте». Такая коммуникация может существенно усложнить выполнение задач, поэтому лучше, чтобы она не стала сюрпризом уже после подписания договора.
2) С кем именно нужно будет согласовывать выполненную работу?
Идеальный вариант — когда за все взаимодействие с вами (от постановки задачи до одобрения работы) отвечает один сотрудник. На практике же вас могут добавить в чат, где неожиданно будут всплывать замечания от любого из состоящих в нем представителей фирмы, причем порой эти замечания могут противоречить друг другу. Чтобы не тратить свое время на бессмысленные обсуждения, лучше заранее прояснить этот момент.
3) Насколько часто могут появляться внеплановые задания?
Представьте ситуацию: вы согласились на подготовку десяти рассылок в месяц согласно темам в контент-плане. В пятницу вечером вы отправляете на согласование письмо, которое должны разослать в понедельник, а в ответ вас огорошивают информацией о том, что планы поменялись. Теперь вместо рассылки на ранее согласованную тему в понедельник в 7 утра клиенты должны получить письмо, посвященное новой акции. Если ваши планы на выходные не включают в себя участие в подобных приключениях, стоит заранее отразить это в договоре (или хотя бы утвердить наценку за срочность).
4) Как быть, если скоро дедлайн, а представитель компании не предоставил необходимую информацию?
«Завтра нужно рассказать клиентам о скидках в оптовом прайсе. Прайс с актуальными скидками вам сейчас пришлет наш сотрудник N». При этом вполне может оказаться, что сейчас N в отъезде, не за компьютером, а может, даже вовсе не осведомлен о том, что ему поставлена такая задача. Время дедлайна неумолимо близится, а нужной информации у вас нет. В таком случае лучше заранее иметь возможность повлиять на ситуацию: например, получить разрешение обращаться к руководителю.
5) Если дано задание, которое должно выполняться в выходные дни/время, когда ваша фирма не работает, как и с кем я могу согласовывать его выполнение?
Если компания практикует срочные задания на выходные или поздние вечера, очень желательно, чтобы в ее штате был сотрудник, к которому можно обращаться в случае возникновения важных вопросов. Как показывает практика, не всегда получается согласовать все заранее.
6) Кто выполнял аналогичную работу до меня?
Если это был другой подрядчик, скорей всего, практической пользы эта информация вам не принесет. Однако иногда бывает так, что ваши задачи в компании ранее были поручены штатному сотруднику, который до сих пор является частью команды. В этом случае полезно знать, кто он, и есть ли возможность на первых порах обращаться к нему за помощью и уточнениями.
7) Если для работы потребуются доступы к платным сервисам, кто несет расходы?
Здесь все просто: если компания предпочитает получить услугу «под ключ», подобные дополнительные расходы нужно заранее внести в стоимость вашей работы.
8) Как быть, если возникают спорные ситуации с авторскими правами?
«Срочно сделай баннер. Картинки для него прикрепляю!» Наверное, каждый дизайнер знает, что к подобному сообщению могут прилагаться вовсе не честно купленные в фотобанке изображения, а, к примеру, фотографии с сайта конкурентов (иногда даже с водяными знаками). Либо нужно заранее отражать в договоре пути решения подобных ситуаций (например, указывать, что ответственность за соблюдение авторских прав лежит на сотруднике фирмы, предоставляющем изображения), либо совсем избегать такого сотрудничества.
9) Требуется ли передавать вам исходники? И в течение какого времени мне нужно их хранить?
Просьба сделать «то же самое, но с перламутровыми пуговицами» может возникнуть у заказчика и спустя несколько лет после одобрения работы. При этом не каждый понимает, что для исполнителя это может быть труднореализуемым, если исходники удалены. А значит, лучше разделить ответственность за их хранение… или запастись свободными гигабайтами!
10) Я планирую использовать примеры своих работ для вашей фирмы в портфолио. Вы не возражаете?
Существуют ситуации, когда представители фирмы не заинтересованы в том, чтобы выполненная для них работа публично демонстрировалась в портфолио исполнителя. Именно поэтому во избежание негативного опыта лучше заранее задать этот вопрос.
А что, кроме зарплаты и основных условий работы, обычно уточняете до начала сотрудничества вы?
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Копирайтеры, контент-менеджеры, дизайнеры и представители многих других диджитал-профессий, работающие как ИП или самозанятые, в основном сотрудничают не с физическими лицами, а с фирмами. Еще до начала совместной работы важно прояснить некоторые важные моменты, которые могут потребовать внесения дополнительных пунктов в договор или изменения стоимости услуг. Задайте эти вопросы до начала сотрудничества, чтобы быть готовым даже к непростым рабочим ситуациям!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фото Татьяны ШИШКИНОЙ на Unsplash,com", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "tetiana-shyshkina-NcrA5bFcaLk-unsplash.jpg", "filesize": 2680385, "height": 3999, "pic_id": 852379, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/04/19/tetiana-shyshkina-NcrA5bFcaLk-unsplash.jpeg", "width": 6000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1) В каком виде я буду получать ТЗ?"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мечта любого фрилансера — подробное и понятное ТЗ. Однако очень часто бывает так, что составлять его просто некому, представители компании дают задания в устной форме по телефону, а их пожелания звучат как «сделайте хорошо, а плохо не делайте». Такая коммуникация может существенно усложнить выполнение задач, поэтому лучше, чтобы она не стала сюрпризом уже после подписания договора."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "2) С кем именно нужно будет согласовывать выполненную работу?"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Идеальный вариант — когда за все взаимодействие с вами (от постановки задачи до одобрения работы) отвечает один сотрудник. На практике же вас могут добавить в чат, где неожиданно будут всплывать замечания от любого из состоящих в нем представителей фирмы, причем порой эти замечания могут противоречить друг другу. Чтобы не тратить свое время на бессмысленные обсуждения, лучше заранее прояснить этот момент."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "3) Насколько часто могут появляться внеплановые задания?"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Представьте ситуацию: вы согласились на подготовку десяти рассылок в месяц согласно темам в контент-плане. В пятницу вечером вы отправляете на согласование письмо, которое должны разослать в понедельник, а в ответ вас огорошивают информацией о том, что планы поменялись. Теперь вместо рассылки на ранее согласованную тему в понедельник в 7 утра клиенты должны получить письмо, посвященное новой акции. Если ваши планы на выходные не включают в себя участие в подобных приключениях, стоит заранее отразить это в договоре (или хотя бы утвердить наценку за срочность)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "4) Как быть, если скоро дедлайн, а представитель компании не предоставил необходимую информацию?"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Завтра нужно рассказать клиентам о скидках в оптовом прайсе. Прайс с актуальными скидками вам сейчас пришлет наш сотрудник N». При этом вполне может оказаться, что сейчас N в отъезде, не за компьютером, а может, даже вовсе не осведомлен о том, что ему поставлена такая задача. Время дедлайна неумолимо близится, а нужной информации у вас нет. В таком случае лучше заранее иметь возможность повлиять на ситуацию: например, получить разрешение обращаться к руководителю."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "5) Если дано задание, которое должно выполняться в выходные дни/время, когда ваша фирма не работает, как и с кем я могу согласовывать его выполнение?"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если компания практикует срочные задания на выходные или поздние вечера, очень желательно, чтобы в ее штате был сотрудник, к которому можно обращаться в случае возникновения важных вопросов. Как показывает практика, не всегда получается согласовать все заранее."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "6) Кто выполнял аналогичную работу до меня?"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если это был другой подрядчик, скорей всего, практической пользы эта информация вам не принесет. Однако иногда бывает так, что ваши задачи в компании ранее были поручены штатному сотруднику, который до сих пор является частью команды. В этом случае полезно знать, кто он, и есть ли возможность на первых порах обращаться к нему за помощью и уточнениями."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "7) Если для работы потребуются доступы к платным сервисам, кто несет расходы?"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Здесь все просто: если компания предпочитает получить услугу «под ключ», подобные дополнительные расходы нужно заранее внести в стоимость вашей работы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "8) Как быть, если возникают спорные ситуации с авторскими правами?"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Срочно сделай баннер. Картинки для него прикрепляю!» Наверное, каждый дизайнер знает, что к подобному сообщению могут прилагаться вовсе не честно купленные в фотобанке изображения, а, к примеру, фотографии с сайта конкурентов (иногда даже с водяными знаками). Либо нужно заранее отражать в договоре пути решения подобных ситуаций (например, указывать, что ответственность за соблюдение авторских прав лежит на сотруднике фирмы, предоставляющем изображения), либо совсем избегать такого сотрудничества."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "9) Требуется ли передавать вам исходники? И в течение какого времени мне нужно их хранить?"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Просьба сделать «то же самое, но с перламутровыми пуговицами» может возникнуть у заказчика и спустя несколько лет после одобрения работы. При этом не каждый понимает, что для исполнителя это может быть труднореализуемым, если исходники удалены. А значит, лучше разделить ответственность за их хранение… или запастись свободными гигабайтами!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "10) Я планирую использовать примеры своих работ для вашей фирмы в портфолио. Вы не возражаете?"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Существуют ситуации, когда представители фирмы не заинтересованы в том, чтобы выполненная для них работа публично демонстрировалась в портфолио исполнителя. Именно поэтому во избежание негативного опыта лучше заранее задать этот вопрос."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А что, кроме зарплаты и основных условий работы, обычно уточняете до начала сотрудничества вы?"}], "attributes": []}], "selectedRange": [362, 462]}
Комментарии 2