07 окт 2024 · 18:05    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "СЛАВА И БЕЗУМИЕ РУССКОЙ БАЛЕРИНЫ "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эта легендарная русская балерина стала одной из самых знаменитых в мире. Критики и зрители обожали ее, слава ждала Ольгу Александровну СПЕСИВЦЕВУ"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "везде, куда бы она ни поехала. А потом ее просто «забыли» в сумасшедшем доме на 20 лет..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Родилась Ольга Спесивцева в Ростове-на-Дону 18 июля 1895 года. Ее отец был провинциальным театральным актёром, в семье кроме Ольги было ещё четверо детей. Когда девочке исполнилось шесть лет, мужчина скончался от туберкулёза, и Спесивцевы погрузились в нищету. Мать, собрав нехитрые пожитки, перебралась в Санкт-Петербург. Там троих старших детей — Анатолия, Зинаиду и Ольгу — удалось пристроить на полное содержание в приют для актерских сирот, который содержала Мария Савина."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После приюта Ольга попала в театральное училище, где стало понятно: девочка — одна из самых одаренных учениц. Ольга сторонилась других воспитанников — не участвовала в общих развлечениях и разговорах. Савины продолжили опекать Ольгу: забирали ее на выходные, кормили, покупали игрушки, развлекали. Однако вскоре поползли слухи: муж Савиновой — отец девочки! Узнав о них, Мария отлучила Ольгу от дома. Позже Спесивцева говорила, что это стало первым предательством в ее жизни."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Заметили Ольгу еще на выпускном спектакле. «Наиболее способной из молодых дочерей Терпсихоры считают Спесивцеву», — писали после него в «Петербургской газете». Девушку приняли в Мариинский театр, где она дебютировала в балете «Раймонда» с небольшой партией. После этого Спесивцева стала ученицей Екатерины Вазем и Агриппины Вагановой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Жила Ольга в то время вдвоем с матерью, и они в буквальном смысле этого слова голодали. Театр не отапливался: Вагановой приходилось отпаивать ученицу горячим молоком и растирать барсучьим жиром, чтобы та могла заниматься. Но Спесивцева не замечала неудобств — она жила танцем. Глядя из окна репетиционного зала на унылый серый двор, она говорила наставнице: «Я вижу голубое озеро с лебедями и замок»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Уже через два года после начала выступлений Спесивцеву позвали на гастроли в США в составе дягилевской труппы. В то время Ольга находилась под влиянием писателя и критика Акима Волынского. 50-летний мужчина, ставший любовником и наставником юной балерины, внушил ей, что классическая школа — единственная правильная и новшества, которые используют в коллективе Дягилева, — надругательство над искусством. В итоге Ольга ответила на приглашение отказом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вскоре Спесивцева и Волынский расстались: Ольга не выдержала сцен ревности, которые устраивал Аким. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После разрыва, через год после первого отказа и через три года после начала балетной карьеры, Ольга уже гастролировала с «Русским балетом Дягилева» в Америке. Ее партнером стал один из ведущих участников труппы Вацлав Нижинский, и слава о дуэте разнеслась по всему миру."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сергей Дягилев любил повторять слова великого итальянского танцовщика, балетмейстера и педагога Энрико Чекетти: «В мире родилось яблоко, его разрезали надвое, одна половина стала Анной Павловой, другая — Ольгой Спесивцевой». От себя Сергей добавлял: «Для меня Спесивцева — та сторона яблока, которая обращена к солнцу. Она тоньше и чище Павловой». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После возвращения на Родину положение Ольги изменилось — начиная с 1917 года, она стала ведущей балериной Мариинского театра."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Премьера балета «Жизель», который стал легендарным, состоялась в марте 1919 года. Видевшие спектакль говорят, что ничего подобного в Мариинском театре не случалось. В финальной сцене, когда Ольга, худая и полупрозрачная, словно настоящий призрак, медленно продвигалась по сцене, все зрители в зале плакали. Исполнение Спесивцевой стало образцом, и на ее Жизель равнялось впоследствии не одно поколение балерин."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако оваций девушка не слышала: за кулисами она буквально упала на руки к наставнице Вагановой. Ольгу с трудом удалось привести в чувство, через силу она сумела выйти на поклоны. «Я не должна танцевать Жизель, я слишком в нее вживаюсь», — говорила потом она. Это не было преувеличением: готовясь к роли, Спесивцева посещала психиатрические больницы и наблюдала за их пациентками, даже не предполагая, что в конце жизни окажется одной из них."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Последовали другие роли: к репертуару Спесивцевой добавились «Лебединое озеро», «Корсар», «Баядерка» и любимая ею Эсмеральда. Хрупкое здоровье Ольги не выдержало нагрузки и условий работы: у девушки открылся туберкулез легких. К работе Спесивцева вернулась лишь в 1921 году."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После разрыва с Волынским из всех поклонников Ольга выбрала, пожалуй, самую неудачную кандидатуру в мужья: ее возлюбленным стал работник Петросовета Борис Каплун — властный черноволосый красавец, которому приглянулась балерина. Жизнь в театре благодаря Борису поменялась: помещения наконец начали отапливать, Каплун выбил для полуголодных артистов увеличение пайка. Ольгу мужчина возил по ресторанам, приносил ей фрукты, сладости и деликатесы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако друзья постоянно намекали Ольге: Каплун участвует в массовых убийствах, его руки по локоть в крови. Девушка задавала мужчине робкие вопросы, однако тот отмахивался: не слушай сплетни. Как-то Спесивцева пришла к Борису в кабинет, и увидела в нем горой сложенные винтовки, ножи и револьверы. В ужасе она убежала, пока дежуривший в коридоре красноармеец глумливо кричал вслед: «Стой, стрелять буду!» Борис потом убеждал ее, что оружие собрано для музея, однако убедить в этом девушку ему так и не удалось."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "То ли не отдавая себе отчета, то ли, наоборот, хорошо осознавая хрупкость психики балерины, Каплун привез ее в петроградский крематорий, открытия которого он добился. Там он предложил ей выбрать тело для первого торжественного сожжения. Всю обратную дорогу Ольга истерически рыдала в машине. До девушки доходили слухи, что Борис причастен к смерти балерины Лидии Ивановой, однако любовник в очередной раз посоветовал ей не обращать внимания на досужие разговоры."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К 1924 году здоровье Ольги оказалось окончательно подорванным: по ночам ей не давали спать кошмары, она постоянно кашляла из-за промозглого петроградского климата. Каплун, наигравшийся в любовь и охладевший к балерине, добился для нее разрешения выехать из России и уговорил Ольгу отправиться лечиться в сопровождении матери. На родину Спесивцева больше не вернулась."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во Франции директор Парижской оперы сразу предложил Ольге контракт. Спесивцева стала примой, зрители на ее выступлениях сходили с ума от восторга, но балерина всё глубже погружалась в депрессию. Всё вызывало у нее раздражение и тоску: слишком большая сцена, «деревянные» танцовщицы в кордебалете, коллеги, говорящие на французском языке, которого Ольга не понимала. Девушка продолжала ждать приезда возлюбленного, однако Борис вскоре перестал даже писать."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Душевное состояние Ольги становилось всё хуже. Она могла помыть голову шампанским, услышав, что это отгоняет нечистую силу, или отменить спектакль, если мать за завтраком рассыпала соль. Как-то после завершения очередного выступления в «Жизели» балерина не смогла дойти до кулис — замерла на сцене, повторяя: «Я заблудилась в саду... Где же тропинка?» Во время одной из репетиций она начала добиваться признания в любви от партнера Сержа Лифаря, хотя всем было известно о связи юноши с Дягилевым. Услышав нет, Ольга попыталась выброситься из окна: Лифарь и подоспевший пианист едва успели поймать ее и втянуть обратно в репетиционный зал."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Денег постоянно не хватало: слишком часто балерина болела, слишком редко выступала. «Сегодня Оля танцует, а утром ставили банки... До красоты ли... Со слезами порхала. Знала, что не под ее силу... Всё заработанное уходит на отели и кормежку. Даже не остается на одежду... Ну выкупила кольцо. Да за квартиру. А теперь февраль и март не танцевать», — рассказывала ее мать в письмах. Вскоре Серж стал директором Парижской оперы, и Спесивцева ушла из театра."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Начались бесконечные изматывающие гастроли. Организовывал их американец Леонард Джордж Браун, имевший небольшой антрепренерский бизнес и влюбленный в Спесивцеву. На сцену порой приходилось выходить по восемь раз за сутки, и Ольга не выдержала темпа выступлений. Балерина начала забывать партии прямо во время спектаклей, а потом рыдала на полу. Как-то девушке стало плохо во время прогулки по набережной, но подбежавшим помочь прохожим Спесивцева даже не смогла объяснить, кто она такая. «Кажется, я сегодня Жизель», — бормотала Ольга."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Браун отвез женщину обратно в Париж, но там ее ждал очередной удар: мать Спесивцевой уехала в Россию, даже не сообщив об этом дочери. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В отчаянных поисках близости и тепла Ольга вышла замуж за русского танцовщика и педагога Бориса Князева. Вместе они открыли балетную студию, однако на занятиях Спесивцева отчаянно скучала: она хотела танцевать сама, а не учить этому других. Пыталась выступать, но провал следовал за провалом — балерина вновь и вновь забывала партии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После разрыва с Князевым Браун уговорил Ольгу бросить сцену и уехать с ним в США. Первые недели в Нью-Йорке Ольга безвылазно сидела в отеле — огромный город пугал ее. Однажды в номере раздался звонок: женщине сообщили, что Браун найден мертвым на улице. Мужчина не успел ни оставить завещания, ни официально зарегистрировать отношения с Ольгой. Балерина осталась одна в чужой стране без копейки в кармане и без знания языка. Этого удара она не выдерживала: началась истерика, во время которой Ольга кричала, что она Жизель и ей необходимо найти своего Альберта."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так О. Спесивцева попала в психиатрическую клинику для бедных. Звезда мирового балета на 20 лет стала безымянной пациенткой № 360446, пока ее не нашел американский танцор Дейл Ферн."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На фотографию Спесивцевой в роли «Жизели» Ферн наткнулся случайно. Она произвела на 24-летнего юношу неизгладимое впечатление, и Дейл решил во чтобы то ни было разыскать балерину, запечатленную на снимке. В 1952 году он познакомился с вдовой Вацлава Нижинского — одного из партнеров Ольги, и та рассказала, что Спесивцева находится в сумасшедшем доме."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ферн нашел больницу и приехал к Ольге. Поначалу пожилая седовласая женщина шарахалась от мужчины — не понимала, что он от нее хочет, зачем вообще приехал и почему сует ей фрукты и сладости. Однако Ферн объяснил персоналу, кем является их пациентка, и Ольгу наконец начали лечить. Память и рассудок женщины полностью восстановились, после чего ее перевезли в пансионат на ферме Толстовского фонда, созданного младшей дочерью писателя Александрой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Там Спесивцева и прожила последние годы. «Ферма большая, выстроена на пожертвования. Тут есть очаровательная церковь, и я могу молиться и быть близкой Богу», — писала Ольга сестре. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Скончалась русская балерина О. А. Спесивцева 16 сентября 1991 года на 97 году жизни. Похоронили её на русском кладбище в Ново-Дивееве. Так закончилась история одной из самых знаменитых балерин прошлого, в чьей жизни самыми счастливыми моментами были те, что она провела на сцене. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "wBWfijCtt6M.jpg", "filesize": 62365, "height": 538, "pic_id": 911506, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/10/07/wBWfijCtt6M.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20241007%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20241007T150500Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=159a9960664b8243cb62fc835e89b04222a060782ea502a33eb30836913310ed", "width": 790}}], "attributes": []}], "selectedRange": [10745, 10745]}
Комментарии 0