3
Самые живучие мифы про авиацию Великой Отечественной войны | Паблико
37 подписчики

Самые живучие мифы про авиацию Великой Отечественной войны


06 май 2023 · 10:05    



рабочий.png 520.13 KB


Тема обзоров самых живучих мифов так увлекла, что появляются всё новые материалы.

Теперь предлагаю поговорить про самолёты и авиацию.

Давайте начнём с относительно широко известной фразы товарища Сталина: «Лётчикам нравятся Яки».

На самом деле эта фраза вполне сродни традиционной рекламе: «Наши эксперты в нашей лаборатории протестировали наш стиральный порошок и установили, что он самый лучший» .

Поскольку любые упоминания об этой фразе упираются в единственный источник — самого авиаконструктора Яковлева.

Может быть кто-то сочтёт, что подобный пример не является уж совсем живучим мифом. Сегодня уж любой интересующийся авиацией войны знает про все многочисленные недостатки Яков и их немногочисленные достоинства. Говорить о том, что именно нравилось лётчикам не совсем корректно — их никто не спрашивал, на чём они хотят летать. Но почему-то у нас всех асов сажали не на Яки, а на американские «Кобры», в крайнем случае на Ла-7.

Хорошо известно и что пилоты французской эскадрильи «Нормандия», очень просили пересадить их с Яков на Ла-5.

В воздушном сражении на Кубани советская авиация завоевала господство в воздухе, уничтожив в воздушных боях свыше тысячи немецких самолётов. Но есть и другая сторона этого мифа, согласно которой немецкая авиация не понесла в боях на Кубани каких-то особых потерь и, по сути, не заметила этого «грандиозного воздушного сражения»

Давайте начнём с утверждения, что немцы просто не заметили этого сражению и оно для них прошло как обычные будничные бои. Это, конечно, больше выдача желаемого за действительное, поскольку силы Люфтваффе были сосредоточены значительные, интенсивность полетов была много выше обычных «будней», да и потери весьма велики.

Самая большая ошибка в представлении многих в том, что в небе Кубани происходила много дней огромная битва в воздухе, где сталкиваются сразу десятки самолётов, а общее число участников каждый день измеряется сотнями, не имеет ничего общего с действительностью. Под воздушным сражением на Кубани подразумеваются три воздушных операции, в разном месте и в разное время. Причём и каждая из трёх тоже далеко не общая грандиозная битва. Крупных боёв вообще было не так уж и много.

В целом, значительно завышены обеими сторонами и все цифры, как по участвующим самолётам, так и по потерям. Я ниже дам ссылку на свою статью, где пишу более подробно.

С какими-то точными цифрами вообще сложно, так как нет чётких границ, как временных, так и географических Кубанского воздушного сражения. А потому часто и непонятно, что именно к нему относить.

Ну и самое главное. Говорить о завоевании господства в воздухе не приходится, во всяком случае в его классическом понимании. Немецкую авиацию не удалось подавить, активные сражения закончились из-за того, что Люфтваффе было вынуждены перебрасывать силы на другой, более важный участок фронта.

«Черчилль торгуется из-за двух десятков «харрикейнов». А их «харрикейны» — дрянь, наши летчики не любят эту машину...». Эти слова Сталина приводят авторы книги «Воспоминания и размышления» 

Пока я думал, стоит ли писать про «Харрикейны», наткнулся на некую программу на телеканале «Звезда», где в лучших традициях советских времен рассказывали о том, какой это плохой самолёт и как подлые союзники нам его всучивали.

Я успел посмотреть эпизод, в котором рассказывалось, как «Харрикейны» взлетели на перехват «Юнкерса» и не смогли его сбить из-за слабого вооружения.

Если поискать, то можно найти самые разные примеры того, как плох был этот английский истребитель: и скорость у него была недостаточно велика (иногда даже пишут, что такая же как у И-16), и загорался он от любого попадания.

Большая часть из этого ничем не подтверждается и является выдумкой, скорее всего и приведенную выше фразу Сталина тоже придумали.

Надо сказать, что истребитель «Харрикейн» действительно был не самым лучшим и уступал немецким «мессерам» во многом.

Но важнее всего то, что если сравнить «Харрикейн» с самыми новыми на тот момент серийными советскими истребителями (которых ещё и сильно не хватало), то его недостатки как-то уже и не кажутся такими существенными.



рабочий.png 520.13 KB


Тема обзоров самых живучих мифов так увлекла, что появляются всё новые материалы.

Теперь предлагаю поговорить про самолёты и авиацию.

Давайте начнём с относительно широко известной фразы товарища Сталина: «Лётчикам нравятся Яки».

На самом деле эта фраза вполне сродни традиционной рекламе: «Наши эксперты в нашей лаборатории протестировали наш стиральный порошок и установили, что он самый лучший» .

Поскольку любые упоминания об этой фразе упираются в единственный источник — самого авиаконструктора Яковлева.

Может быть кто-то сочтёт, что подобный пример не является уж совсем живучим мифом. Сегодня уж любой интересующийся авиацией войны знает про все многочисленные недостатки Яков и их немногочисленные достоинства. Говорить о том, что именно нравилось лётчикам не совсем корректно — их никто не спрашивал, на чём они хотят летать. Но почему-то у нас всех асов сажали не на Яки, а на американские «Кобры», в крайнем случае на Ла-7.

Хорошо известно и что пилоты французской эскадрильи «Нормандия», очень просили пересадить их с Яков на Ла-5.

В воздушном сражении на Кубани советская авиация завоевала господство в воздухе, уничтожив в воздушных боях свыше тысячи немецких самолётов. Но есть и другая сторона этого мифа, согласно которой немецкая авиация не понесла в боях на Кубани каких-то особых потерь и, по сути, не заметила этого «грандиозного воздушного сражения»

Давайте начнём с утверждения, что немцы просто не заметили этого сражению и оно для них прошло как обычные будничные бои. Это, конечно, больше выдача желаемого за действительное, поскольку силы Люфтваффе были сосредоточены значительные, интенсивность полетов была много выше обычных «будней», да и потери весьма велики.

Самая большая ошибка в представлении многих в том, что в небе Кубани происходила много дней огромная битва в воздухе, где сталкиваются сразу десятки самолётов, а общее число участников каждый день измеряется сотнями, не имеет ничего общего с действительностью. Под воздушным сражением на Кубани подразумеваются три воздушных операции, в разном месте и в разное время. Причём и каждая из трёх тоже далеко не общая грандиозная битва. Крупных боёв вообще было не так уж и много.

В целом, значительно завышены обеими сторонами и все цифры, как по участвующим самолётам, так и по потерям. Я ниже дам ссылку на свою статью, где пишу более подробно.

С какими-то точными цифрами вообще сложно, так как нет чётких границ, как временных, так и географических Кубанского воздушного сражения. А потому часто и непонятно, что именно к нему относить.

Ну и самое главное. Говорить о завоевании господства в воздухе не приходится, во всяком случае в его классическом понимании. Немецкую авиацию не удалось подавить, активные сражения закончились из-за того, что Люфтваффе было вынуждены перебрасывать силы на другой, более важный участок фронта.

«Черчилль торгуется из-за двух десятков «харрикейнов». А их «харрикейны» — дрянь, наши летчики не любят эту машину...». Эти слова Сталина приводят авторы книги «Воспоминания и размышления» 

Пока я думал, стоит ли писать про «Харрикейны», наткнулся на некую программу на телеканале «Звезда», где в лучших традициях советских времен рассказывали о том, какой это плохой самолёт и как подлые союзники нам его всучивали.

Я успел посмотреть эпизод, в котором рассказывалось, как «Харрикейны» взлетели на перехват «Юнкерса» и не смогли его сбить из-за слабого вооружения.

Если поискать, то можно найти самые разные примеры того, как плох был этот английский истребитель: и скорость у него была недостаточно велика (иногда даже пишут, что такая же как у И-16), и загорался он от любого попадания.

Большая часть из этого ничем не подтверждается и является выдумкой, скорее всего и приведенную выше фразу Сталина тоже придумали.

Надо сказать, что истребитель «Харрикейн» действительно был не самым лучшим и уступал немецким «мессерам» во многом.

Но важнее всего то, что если сравнить «Харрикейн» с самыми новыми на тот момент серийными советскими истребителями (которых ещё и сильно не хватало), то его недостатки как-то уже и не кажутся такими существенными.

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ