12 ноя 2022 · 11:15    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Французский транспортный самолёт Caudron C.445. По немецким заказам было произведено 515 таких машин в 1941-43 гг.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "рабочий.png", "filesize": 113947, "height": 302, "pic_id": 223821, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/06/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%B9_Oq2a4Qt.jpeg", "width": 730}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Наверное, о том, что на Гитлера во время Второй Мировой войны работала вся Европа, не слышал только глухой и неграмотный человек. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Зато даже человека, который интересуется историей, и много читает о Второй Мировой войне, можно запросто поставить в тупик вопросом: «А что именно производила Европа для Вермахта?». Ведь слово «работала», подразумевает, что в европейских странах заводы и фабрики производили какую-то продукцию, которая затем использовалась в германской армии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Все попытки ответить сходу на этот вопрос начинаются с «элементарно Ватсон», и обычно приводят к рассказу о том, как много произведено на чешских предприятиях вооружения и всего прочего для нужд немецкой армии. На вопрос: «А что ещё?», некоторые вспоминают про Австрию, которая тоже что-то производила. Но вот дальше начинаются проблемы, поскольку ещё вспоминают Францию, но указать, что именно производилось во Франции для германской армии сказать может очень мало кто. Тот, кто достаточно упрям начнет рассказывать про 5000 французских танков, которые очень пригодились немцам. Но, во-первых, из 1900 трофейных французских танков, на фронте использовали малую долю, до и то во второй половине войны и от сильной нужды, а во-вторых, трофеи — это не производство продукции. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И вот получается такая картина, что конкретной информации нет. Только общие фразы и какие-то путанные и неконкретные цифры, где смешивают трофеи, личное участие добровольцев и вообще что-то совсем «левое». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Давайте попробуем понять, а как же конкретно работала Европа в годы войны, и в чём именно она так сильно помогала Вермахту."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для начала надо четко определится, что были страны, включенные в состав Третьего Рейха и о них речь вести вообще не стоит. Поскольку это уже была не Европа, а Германия. Чехия вполне уютно себя чувствовала, вернувшись в состав империи, пусть немного другой. Чехи ещё отлично помнили свою жизнь в Австро-Венгрии, и далеко не всегда эти воспоминания были негативными. Потому и работали заводы, производили самую разную продукцию, как гражданскую, так и военную. Кстати, и воевали чехи в Вермахте, только в отличие от, например, голландцев и норвежцев, они иностранными добровольцами не числились, хотя (будучи не арийцами) и шли по особой статье."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Про Австрию и говорить нечего."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во-вторых, были страны, которые являлись союзниками Германии. Они мало чем помогали, поскольку их армии сами были нищими и выпрашивали помощь у немцев. Кое в чём они были ценными, в первую очередь Румыния, снабжавшая Германию нефтью. Была нефть и у Венгрии. Но с этими странами тоже все понятно. Было бы удивительно, если бы они с Германией не сотрудничали и не торговали."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Интереснее по странам, которые либо были оккупированы Германией, либо остались нейтральными."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Страны оккупированные"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что касается таких стран как Голландия, Бельгия, Дания, Норвегия, то их промышленный потенциал не представлял большого интереса для Германии. Я не припомню, чтобы в этих странах что-то производили по немецким заказам в больших количествах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Польша, так же не имела ничего, что могло бы заинтересовать немцев, про Югославию и говорить нечего. Единственное для всех перечисленных стран — это полезные ископаемые, особенно цветные металлы, там где они были. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Единственное оккупированное Вермахтом европейское государство, промышленный потенциал которого мог быть интересен Германии — это Франция. Про то, что Франция очень сильно помогала Третьему Рейху, пишут много, но конкретики мало. Если вычеркнуть трофеи, то остается в сухом остатке следующее: производство автомобилей и самолетов по заказам немецкой армии. Ну и по мелочи, типа ремонта французских трофейных танков. Ремонт этот шёл такими «ударными темпами», что значительная часть захваченных в 40-м году трофеев, так и не ввели в строй за пять лет."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По поводу самолётов интереснее. Начнём, правда, не с самих самолётов, а с двигателей. Чаще всего упоминается про то, что с французским моторами летали немецкие штурмовики Henschel Hs. 129 и сверхтяжелые мотопланеры Messerschmitt Me. 323. Действительно на обеих упомянутых машинах ставились французские двигатели Gnome-Rhône 14M. Но, есть один момент, о котором забывают: двигатели эти ставили не от хорошей жизни (немцы ими были очень недовольны), а потому, что в 1940 году их захватили во Франции в качестве трофеев. Специально для Германии эти моторы во Франции не производили. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А вот самолёты на французских заводах для Люфтваффе производили. Всего с 1941 по 1944 годы на французских заводах построили 2637 самолётов. В их числе две французских машины: 515 транспортных Caudron C. 440 и 120 многоцелевых Potez 63. 11, использовавшихся как учебные. Основной же выпуск составляли немецкие учебные и вспомогательные машины Siebel Si. 204, Fieseler Fi. 156, Messerschmitt Bf. 108 и Arado Ar. 396, разведчики Focke-Wulf FW. 189, транспортные Junkers Ju. 52, гидросамолёты Dornier Do. 24 и Arado Ar. 196. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это почти много, если не учитывать, что за войну в самой Германии произведено более 102 тыс. различных самолётов, а боевые самолеты намного сложнее и дороже большинства машин, производимых во Франции."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что касается грузовых автомобилей, то самые крупные заказы имели фирмы Renault, Citroёn и Berliet. На каждую приходилось примерно по 25 тыс. машин. Всего, как я понимаю, было поставлено менее 100 тыс. автомобилей. Это довольно много, но промышленность Франции могла дать в разы больше. Дело в том (об этом как-то не упоминают), что французские автомобили оказались слишком дороги. От отличных полноприводных грузовиков Berliet Вермахту пришлось отказываться потому, что фирма заломила цену втрое дороже аналогичных немецких машин. Война войной, а бизнес никто не отменял. А то ведь некоторые авторы пишут, что европейские страны немцам всё бесплатно поставляли. На самом же деле даже оккупированные предприятия работали за деньги, и очень немалые."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Страны нейтральные"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что касается стран нейтральных, то это в первую очередь поставки шведской железной руды. Вообще-то у немцев и своя руда была, но шведская намного богаче. Считается, что до трети немецкой военной продукции было из шведской руды."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ещё стоит упомянуть Испанию, если её относить к нейтралам. Оттуда поступало много разного и очень нужного сырья, причем не только испанского, но и из Южной Америки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Французский грузовой автомобиль Citroёn Т45. Производился по немецким заказам.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "рабочий.png", "filesize": 516942, "height": 476, "pic_id": 223825, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/06/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%B9_SDMsZtO.jpeg", "width": 721}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Может я что-то и упустил, но это просто потому, что не хочу слишком затягивать данный обзор. Как мне кажется количество автомобилей и самолётов, которые выпустили французские или какие-то иные заводы, мало что скажет. Важнее, что в результате имелось в Вермахте, в сравнении с другими армиями. В первую очередь ему противостоящими."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Давайте посмотрим ситуацию на Восточном фронте. Году эдак в 1942, когда Красная Армия уже имела лишь то, что советская промышленность производила, а предвоенные запасы давно сгорели на полях сражений."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К 1-му ноября 1942 года Вермахт имел на Восточном фронте 2730 танков и 448 штурмовых орудий, включая неисправные. Всего же в Вермахте числилось на эту дату 6054 танка, не считая трофейных."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На 1-е ноября того же года в Красной Армии всего было 14 311 танков, из них в Действующей армии 6956, в резерве Ставки 1091. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На 1-е ноября 1942 года Люфтваффе имело 3300 самолетов на Восточном фронте, а всего их было 5280. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На 1-е ноября того же года в Красной Армии всего было 19 797 боевых самолётов, из них в Действующей армии 8805, в резерве Ставки 780. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если же сравнивать Вермахт с Западными союзниками, то достаточно сказать, что англо-американская авиация только тяжелых бомбардировщиков в Европе имела больше, чем было всех болевых самолётов в Люфтваффе. А тяжелый бомбардировщик в разы дороже и намного сложнее состоявших на вооружении немецких самолётов. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я не знаю, какие у вас эти цифры вызвали мысли. Но по мне так, хоть Европа и работала как-то на германскую военную машину, то какие-то хилые результаты в итоге получались."}], "attributes": []}], "selectedRange": [2, 131]}
Комментарии 2