07 янв 2024 · 12:25    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Постер автора", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "рисунок-37.jpg", "filesize": 382938, "height": 1080, "pic_id": 794128, "url": "/files/article_image/2024/01/07/%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA-37.jpeg", "width": 1920}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Добавив ход, траулер развернули так, чтобы принимать волны на скулу левого борта. Развернули и сбавили ход, избегая сильных ударов набегающих волн. Судно теперь мерно и плавно вздымалось на огромных штормовых волнах. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Моряки на палубе занимались выливкой улова в подпалубные бункера. Капитан в кормовой иллюминатор наблюдал за процессом. Старпом склонился над штурманским столом, заполняя судовой и промысловый журналы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дождавшись подъёма улова и пожелав спокойной вахты, второй штурман отправился в каюту отдыхать. Сложная, ответственная и опасная операция по подъёму трала в шторм была завершена. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Через тридцать минут, когда моряки уже заканчивали уборку улова на палубе. Неожиданно дверь на правом крыле мостика распахнулась и в рулевую рубку ввалился старший мастер добычи. Вместе с ним через распахнутые двери проникли звуки усиливавшегося шторма и порывы морозного воздуха. Лицо «майора» (сленг моряков) было заиндевевшим. Борода, усы и брови были в сосульках налипшего льда. Пальцы рук в перчатках растопырены. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Василич, …чего-нибудь горячего…Это же пи@ц какой-то…- проговорил «майор» - … какое-то светопреставление. Давно не припомню таких холодов. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Скинув перчатки, старший мастер начал растирать руки и лицо. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Ужас…дайте закурить, что ли…Мне свои не достать…руки не слушаются…пальцами не пошевелить. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Игорь бросил взгляд на термометр. Снаружи было -12"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "°"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " С. - а при таком ветре реально и все 20"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "°"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " мороза - отметил он про себя. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На палубе моряки в обычном порядке перебирали сетную часть трала. Уложенное мокрое сетное полотно мгновенно покрывалось ледяной коркой. Каждые десять минут матросы вынуждены были уходить с палубы и отогревать руки в тёплом помещении траулера. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фото из открытых источников Сети", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "58c026cf2562a0d6279c8159890f1106.jpg", "filesize": 324202, "height": 800, "pic_id": 794140, "url": "/files/article_image/2024/01/07/58c026cf2562a0d6279c8159890f1106.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Ну, вы все уже поняли, что начинаем штормоваться – обратился капитан к присутствующим на мостике старпому и старшему мастеру добычи. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- всё крепим по-штормовому! Носом на волну, …и ждём улучшения погоды. Только, вот когда оно наступит, это самое улучшение, не ясно… "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- кстати, а вы заметили, что самые лучшие, большие подъёмы всегда случаются перед штормом? Я, лично, давно наблюдаю такую закономерность. А почему? Не знаю, …не могу объяснить. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А шторм, между тем, всё крепчал и набирал силу. Он постепенно превращался в ураган…Ураган зимой в Баренцевом море…за всю морскую практику Кондаурову такого испытывать не приходилось. Ветер ревел и выл. По его прикидкам, он был уже не менее 25 м/сек. и продолжал усиливаться. Волны росли и достигли в высоту не менее 7 метров. По воде стелилась белая пена. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Капитан встал за руль, старпом на рукоятку управления разворотом лопастей винта (ВРШ). Вдвоём они подбирали оптимальный курс судна, так, чтобы не сильно било в скулу «Косатки». И как можно меньше бы её заливало набегавшими волнами и, вместе с тем, чтобы траулер мог управляться. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А снаружи брызги волн ложились на надстройки и в тот же миг превращались в лёд. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Вызывай рулевого, Федорыч. Переходим на ручной режим управления. Не будем насиловать автомат. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Выпив горячего крепкого кофе, отогревшись в тёплой рулевой рубке, «майор» снарядился в свою амуницию, напялил на голову капюшон рокона, тяжело вздохнул и отправился на промысловую палубу. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Федорыч, я побуду на мостике. Иди буди трёшника на вахту и организуй работу по уборке улова. Третьего сразу направляй в цех. Рыбу нужно убрать как можно скорее. Сам видишь, что творится. Я на вахте…Всё, ступай! Журнал потом допишешь. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Шторм, фото из открытых источников Сети", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "8640.jpg", "filesize": 113259, "height": 569, "pic_id": 794138, "url": "/files/article_image/2024/01/07/8640.jpeg", "width": 850}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Прошло уже двое суток, как «Косатка» штормовалась. На календаре было 26 декабря 1995 года. До Нового Года оставалось шесть дней, а конца сильнейшему шторму не было видно. Циклон уверенно стоял на месте и практически не двигался. Подпиравший его с WSW второй циклон постепенно сливался с первым и углублялся. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Шторм перерос в категорию «жестокий шторм» по шкале Бофорта. Барометр на штурманском столе показывал 952 мбар. Ветер, измеренный анемометром, показал 32 м/сек. Всё это усугублялось отрицательной температурой. Траулер медленно, но уверенно обледеневал. Брашпиль на баке представлял из себя большую ледяную гору. Топенанты грузовых стрел стали ото льда толщиной не менее 20 см. От рубки до шкиперской на полубаке невозможно было пройти из-за толстого слоя льда на палубе. Даже просветы бортовых клюзов уменьшились. Шпигаты и ватервейсы (приспособления для стока воды) заросли льдом. В общем, то ещё положение. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Обледенение, фото из открытых источников Сети", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "c4e4c44b005166a7dfbb39e21686e465.jpg", "filesize": 451090, "height": 1500, "pic_id": 794139, "url": "/files/article_image/2024/01/07/c4e4c44b005166a7dfbb39e21686e465.jpeg", "width": 2000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Между тем, экипаж мирно отдыхал. Давно уже был убран последний хвост рыбы. Морозильные камеры были полностью забиты. Судно затихло, словно вымерло. Моряки в своих каютам в основном спали, пользуясь случаем. Даже в салоне команды никто не смотрел видеофильмы. Судно «вымерло». Игорь тоже отдыхал у себя, перечитывая книгу «Три закона робототехники» одного из любимых писателей-фантастов. В дверь неожиданно постучал начальник радиостанции. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Василич, не спишь? Извини, что тревожу…Пойдём в радиорубку…там, похоже, с «Новгородцем» беда… "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Отложив в сторону книгу, Игорь без вопросов поднялся и проследовал вместе с начальником в радиорубку. Там, на вызывной частоте 2575 Кгц. капитан СРТМк «Новгородец» докладывал о текущей ситуации на судне. Это уже само по себе было необычно. Так как эту частоту использовать для переговоров было нельзя, она служила только для вызова судов с последующим переводом на другие частоты. Сообщение «Новгородца» было очень тревожным. Капитан докладывал начальнику промысла об очень сильном обледенении и поступлении забортной воды в реф. отделение. Начальник промрайона отдал распоряжение капитану аварийного судна докладывать обстановку каждые полчаса. Попросил остальные суда не занимать, по возможности эту частоту. Определился с ближайшими к «Новгородцу» судами и отправил их в его сторону. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Трагедия разыгрывалась вдали от «Косатки», в сотнях миль к западу, в Норвежском море. Ничем помочь ребятам «Косатка» не могла. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Зимний шторм, фото из открытых источников Сети", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "h-1391.jpg", "filesize": 882405, "height": 960, "pic_id": 794141, "url": "/files/article_image/2024/01/07/h-1391.jpeg", "width": 1280}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Мы можем только молиться о них. - пробормотал Кондауров. - не повезло ребятам. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Несколько промысловых судов, находящихся в районе «Новгородца» с трудом пробиваясь через шторм, спешили ему на помощь. К аварийному траулеру шёл и корабль береговой охраны Норвегии «Анденес». Но они были всё ещё далеко от аварийного судна. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Спустя несколько часов трагедия всё-таки произошла. «Новгородец» перестал выходить на связь и на вызовы судов не отвечал. Подошедшие к месту трагедии промысловые суда начали аварийно-спасательную операцию. Но, в такую погоду, …в такой шторм…Это практически безнадёжное дело. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но, вот ведь, удивительной дело. Как говориться, никогда не следует терять надежду. Находили! Находили спасательные плоты и людей. Поднимали. Спасали. Но море всё-таки свою жатву собрало. Погибло десять моряков. …Вечная память ребятам. Спаси, Господь их души! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Известие об окончании спасательной операции и жертвах начальник радиостанции принёс на мостик. Капитан прочёл радиограмму вслух, и они со старшим помощником угрюмо уставились в темноту ночи и неистовавшего шторма за иллюминатором. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нерадостное известие никак не добавляло бодрости духа. А положение «Косатки» было очень тяжёлым. Лёд на надстройках судна продолжал нарастать. Правда, последние пять часов они стали замечать незначительные признаки того, что «ледяной» шторм начал стихать. Давление уже не падало. Перо барографа застыло на самой нижней отметке в 950 мбар. Ветер был уже не 30, а 23 м/сек. Т. е., признаки улучшения наблюдались. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Судя по факсимильным картам погоды, циклоны начали медленное движение на восток. Но, что было самым тревожным, моряки заметили признаки ухудшения остойчивости судна. Стрелка кренометра судна отклонялась и чуть замирала в крайнем положении. Потом, как бы нехотя, начинала вместе с траулером отыгрывать в обратную сторону. Вот это-то замирание и был тот самый тревожный признак. Остойчивость судна понизилась. Да это и не мудрено при таком обледенении. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но сейчас, при таком курсе к волнам и ветру нечего было и думать начать околку льда. На скользких палубах и трапах, при сильном заливании волнами эта операция была крайне опасна. Риск быть смытым за борт или покалечиться был очень велик. Но что-то предпринимать было необходимо. Для начала работ по окалыванию льда нужно было развернуть судно по волнам, сделав лобовую надстройку и бак траулера подветренными. Но это-то и было самым опасным моментом. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Разворот судна… на какой-то миг траулер должен был стать лагом (бортом) к волнам и, если при этом не угадать волну и попасть под наиболее крупную из череды набегающих, то переворот и мгновенная гибель судна от потери остойчивости были неизбежны. Опытные моряки капитан со старпомом отчётливо это осознавали. И вместе с тем, тянуть дальше было нельзя. Слой льда на рубке и надстройках нарастал. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Федорыч, давай так…Сохраняем этот курс и скорость ещё два часа…пусть море поутихнет, благо признаки этого есть. Ну, а там, помолясь, начнём. …Всё, так и порешим! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Через два часа Кондауров снова поднялся на мостик. В течение десяти минут молча вглядывался в темноту ночи, оценивая обстановку. Высота волн чуть уменьшилась, они были уже не 10 – 12 метров, а 7- 8, что тоже было много (но, всё же не десять). Длина волн была 120 – 150 метров. Поворот нужно было успеть завершить на спуске с волны до того момента, когда судно окажется на самой «подошве» перед нарастающей, идущей следом волной. К этому моменту новой волне нужно было показать корму. Все эти расчёты прокручивал в своей голове капитан. Мысленно он в который раз просчитывал свои предстоящие действия проигрывая различные варианты поворота. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Так. Поворачивать будем через левый борт. Через правый судно всегда поворачивает чуть медленней. Значит, самый полный ход, … форсаж, и…лево на борт. Главное, угадать момент. Решено. Федорыч, играй общесудовую тревогу. Большой сбор в салоне команды! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сыграли тревогу. Команда собралась в салоне. Кондауров сообщил морякам о гибели «Новгородца», обрисовал им тяжёлое положение судна. Сообщил о своём намерении развернуться по волнам, чтобы начать окалываться. Разъяснил всю опасность предстоящего манёвра. Моряки слушали молча. На их лицах застыла тревога и напряжение. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Так. Всем всё понятно, да? Теперь, … даю тридцать минут. Всем одеть спасательные гидрокостюмы. Боцман, возьми трёх человек и проверь плотики. Освободи вытяжные лини и гидростаты от льда. Через тридцать минут, все в костюмах собираемся на мостике. Дед, ты в машине…как только начнём манёвр, я тебе сообщу. … Ты сразу же бросаешь всё и пулей на мостик. Всё. За дело. Время пошло! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Через полчаса вся команда в оранжевых спасательных гидрокостюмах собралась, по возможности на мостике. Те, кто не поместился, стояли на внутренних трапах. Боцман доложил о готовности спасательных плотов. Всё было готово к предстоящему манёвру. Капитан в переговорное устройство связался с машиной. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Машина – Мостику?... - дед тут же отозвался. – Здесь машина. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Как у тебя? Готов? – Да, - коротко отозвался старший механик. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Начинаем, пулей на мостик! – Есть, понял. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Через три минуты стармех поднялся на мостик. Теперь вся команда была в сборе. Можно было начинать манёвр. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Старпом, на ВРШ. – скомандовал Кондауров. Федорыч и так уже держал руку на рукоятке управления разворотом лопастей винта. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Готов, - отрапортовал он. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Капитан сам встал за штурвал, отодвинув рулевого. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Позволь, дружок. Давай-ка, я сам. – Только на Игоре гидрокостюм был надет наполовину. Верхняя часть тела была свободна с тем, чтобы амуниция не сковывала движений рук. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вглядываясь в темноту за иллюминатором, Кондауров выжидая, выбирал наиболее пологую волну и высчитывал момент начала манёвра. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Так, не эта. …Не эта. Эта тоже большая, а вот эта подходящая. … поехали! Федорыч, полный ход! Самый полный, давай! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Корма и корпус траулера задрожали от напряжения работающего главного двигателя. Судно трясло от перегрузки. Медленно, очень медленно «Косатка» стала набирать ход на восходящую волну. Вот и гребень. Судно на вершине волны. Вот нос начал опускаться и ход судна увеличился. Ещё,... ещё чуть-чуть... Пора! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фото из открытых источников Сети", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "slide_2.jpg", "filesize": 114878, "height": 720, "pic_id": 794142, "url": "/files/article_image/2024/01/07/slide_2.jpeg", "width": 960}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Лево на борт! – скомандовал сам себе капитан. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Набрав ход, судно на спуске с волны начало левый поворот. Ох, как же всё это медленно, …как медленно оно движется. Траулер на полном ходу летел с волны и начал на левом развороте крениться на правый борт. Вот уже 15…20 градусов. На тридцати градусах на правый борт стрелка кренометра застыла. И, почти у самой «подошвы» «Косатка» подставила правый борт наступающей волне. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Какая же она огромная…- мысленно отметил Кондауров. - Господи, ну помоги же нам! Прошу тебя, Господи! –кричал про себя капитан. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для экипажа же, лицо его было тревожно напряжённым, суровым. Губы плотно сжаты. Зубы стиснуты. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На мостике царила звенящая тишина. Вот гребень наступающей волны начал закручиваться в самой верхней точке. А «Косатка», старая, добрая «Косатка» уже прошла линию траверза и стала поворачивать кормой к набегающей волне. Корпус судна медленно выпрямлялся. Вот уже волна подхватила траулер. Машинально Игорь взглянул на спидометр. Судно по волне неслось уже со скоростью 6 узлов. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Всё, …получилось! Уфффф…Чиф, сбавляй до малого. Получилось, ребята! Поздравляю! Можно снять спасательные костюмы. Через полчаса все выходим на околку льда. Никому никаких исключений. Жить хотите? Значит, работаем все. Объявляю аврал! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Работа закипела. Через несколько часов большая часть судна была освобождена ото льда. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Окалывание, фото из открытых источников Сети", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200.jpg", "filesize": 119685, "height": 608, "pic_id": 794144, "url": "/files/article_image/2024/01/07/scale_1200_ZzjGFUz.jpeg", "width": 924}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Судно заметно лучше стало управляться. Быстрее выпрямляться при бортовой качке. Остойчивость улучшилась. А ещё через день шторм стал стихать и 30 декабря поставили первый после бури трал. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Новый Год встречали в море. Дорабатывали топливо и в середине января вернулись в родной Мурманск. Так закончился этот, во истину, трудный рейс, заметно прибавивший седых волос на голове капитана и рубцы на сердце. Этот шторм Кондауров запомнил на всю жизнь. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [13602, 13602]}
Комментарии 0