19 дек 2023 · 11:41    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Баренцево море, побережье Норвегии (фото из открытых источников)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "2563.jpg", "filesize": 127775, "height": 768, "pic_id": 781456, "url": "/files/article_image/2023/12/19/2563.jpeg", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Описывая работу на «Сегеже» в «Саамских промыслах», необходимо упомянуть о том, что третьим штурманом был отставной военный моряк-пенсионер Сергей Владимиров. Капитан 3 ранга в запасе, в прошлом подводник, командир БЧ-1 (штурманской боевой части). Службу проходил на Северном флоте на дизельных лодках 641 проекта. Кондауров был поверхностно знаком с этими лодками, т. к. в Мурманской «вышке» (МВИМУ им. Ленинского Комсомола), которую он заканчивал, была военная кафедра. Из выпускников-судоводителей на кафедре на случай чрезвычайных ситуаций готовили, как раз, штурманов подплава. Сорокапятилетний военный пенсионер Владимиров был всего на пять лет старше Кондаурова. Это был его первый рейс «на гражданке» в промысловом флоте. Исполнительный, дисциплинированный, немногословный. На все распоряжения и замечания капитана отвечал только «есть», «понял», «будет исполнено». Одним словом – «военный». В общем-то, эти черты характера Владимирова в целом импонировали Игорю и устраивали его, как капитана. Кондауров смирился с тем, что все вахты третьего штурмана ему придётся на первых порах стоять с ним на мостике, пока тот не пообвыкнет и не наберётся нужного опыта. Но к этому ему было не привыкать. Он и так большую часть времени проводил на мостике, присутствуя на вахтах всех штурманов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По выходу в рейс после ремонта из Киркенесса «Сегежа» двинулась в группу судов в Российской экономической зоне (РЭЗ), успехи работы которой говорили сами за себя. Суточная заморозка промысловых судов в группе последние трое суток составляла 8 – 12 тонн. Скопление судов в группе достигло уже более 50 единиц. Поэтому «Сегежа» самым полным ходом устремилась в квадрат 1256 Мурманской банки, чтобы урвать свою долю удачи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "До места назначения оставалось около 12 миль. Погода была самой рабочей. Умеренный ветер от NNE. Волнение 2-3 балла. Видимость отличная – до 10 – 12 миль. Северное Солнце ярко освещало окрестности. Мачты судов отчётливо были видны на горизонте. Эфир был заполнен обычными, рутинными переговорами промысловиков. Дежурным каналом УКВ был одиннадцатый, на котором проводился вызов, после чего суда уходили на другие каналы связи, чтобы не загружать вызывной. На своих, «секретных» уже каналах договаривались о курсах и манёврах расхождения в относительно плотной группе, обсуждали свои успехи и неудачи, глубины, по которым прошли, ну и уловы, конечно. Информации было очень много. Обычно, на подходе к группе, вахтенные штурмана внимательно прослушивали переговоры коллег. Наносили на промысловые планшеты разведанную информацию, отмечали позиции судов с наилучшими успехами, с тем, чтобы по приходу в группу выбрать наиболее правильную позицию и сразу же запустить первый трал по наиболее удачным показаниям. Сбор полной и достоверной информации был непременным требованием капитана к вахтенным штурманам, так как именно он принимал решение о точке постановки трала и плавного вхождения в «стаю охотников» на основании собранной информации."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Итак, солнечное утро августа. Вахта третьего штурмана, а значит и «вахта» капитана, что вполне логично, раз третий, значит наименее опытный из всех штурманов, и опека наставника необходима. Хотя, …не факт. В реальной жизни не всегда так. Игорю за время работы на флоте встречались очень талантливые, не по годам ответственные и решительные третьи помощники капитана и размазни вторые штурмана, за которыми нужен был «глаз да глаз». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кондауров поднялся на мостик. Неторопливо налил традиционную большую кружку кофе, запасы которого были ещё значительны (из Киркенесса, Норвегии всё-таки вышли) и, раскуривая трубку, встал у лобового иллюминатора."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Ну, Леонидыч, как обстановка? Как успехи флота? Куда будем целить? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Надо сказать, что по не писанным, опять же, законам флота (по крайней мере, промыслового) моряки обычно обращаются друг к другу по отчеству. Обращение по званию, должности, как-то не принято. Т. е. вы никогда в реальной жизни не услышите: «Товарищ капитан, разрешите обратится» …или «старший помощник капитана, доложите о …». Все такие нарочито служебные обращения, это только в кино. Даже к капитану моряки подчас обращаются на «Ты», но по отчеству. В большинстве случаев, конечно же, всё-таки на «Вы». Только старше по возрасту моряки, не один рейс сделавшие с капитаном, могут себе позволить обратиться к нему на «Ты», но, опять же, по отчеству. И это не режет слух, не говорит о панибратстве, а, скорее, свидетельствует о степени доверия к человеку. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Задав вопрос об обстановке, Кондаурова с любопытством посмотрел на «трёшника». Капитан 3 ранга запаса Владимиров оторвался от локатора, к которому он буквально прилип и, смутившись, ответил:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Василич, …не успел ещё, …не успел собрать информацию…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Как это? Сергей Леонидыч, чем же вы тут занимаетесь? Вы уже час, как на вахте…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Оппаа, … если капитан обратился к моряку на «Вы», да ещё по имени-отчеству, значит, сердится и очень сильно недоволен – не писанные морские правила."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Так, Василич, к группе же подходим…."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фото из открытых источников Сети", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "c2db270a30e0c505e3916329a123c070.png", "filesize": 451540, "height": 600, "pic_id": 781457, "url": "/files/article_image/2023/12/19/c2db270a30e0c505e3916329a123c070.jpeg", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фото из открытых источников Сети", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Gh4Xu333VjA.jpg", "filesize": 164762, "height": 720, "pic_id": 781458, "url": "/files/article_image/2023/12/19/Gh4Xu333VjA.jpeg", "width": 960}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- И что тут особенного? До неё ещё больше 10 миль, …больше часа хода. Нам надо грамотно вклиниться в группу, а значит, точнее прицелиться. Где их исходные точки постановки тралов? По каким изобатам (глубинам) ходят? И вообще, …что Вы, чёрт побери, прилипли к радару? Видимость же отличная?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Василич, но…как же входить в это столпотворение? Это же кошмар какой-то…Как они здесь ходят, …не понимаю… "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Игорь мельком взглянул на радар. На 12-мильной шкале группа действительно выглядела очень плотной. Отметки судов были «сбиты» в беспорядочную, на первый взгляд кучу. Отойдя от локатора, капитан подошёл к лобовому иллюминатору и, чуть склонив голову, упёрся лбом в стекло. Чуть помолчал, и не оборачиваясь спросил:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Леонидыч, а кем Вы были на лодке? Какую должность занимали? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Командир БЧ-1 на дизельных лодках 641 проекта."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Послушайте, Сергей Леонидович, …дизельная лодка…- чуть задумавшись, произнёс Игорь - …это торпедная лодка и одна из задач, возложенная на неё, в случае войны, топить коммерческие суда противника. Не так ли?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Ну, …да, …есть такое дело, - ответил третий, - …в том числе…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Ну, так вот, я и говорю, - продолжил Кондауров. - «Коммерсанты», скорее всего, как показал опыт последних двух войн на море, будут ходить в составе конвоев, то есть, довольно плотными и большими группами судов…И если сейчас за 10 – 12 миль до группы, Вас пугает её плотность, то, как бы Вы подбирались к конвоям?... Выключайте локатор. Дайте ему отдохнуть. Он нам ещё понадобится в другой ситуации. Видимость отличная. А сейчас займитесь сбором полезной информации и не забывайте смотреть вперёд…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Спустя час, когда до группы оставалось 2 – 3 мили. Игорь сам включил локатор и подозвал третьего штурмана."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Сергей Леонидович, подойдите, … и не обижайтесь, пожалуйста. Но, давайте те ка займёмся ликбезом. – вполне доброжелательным тоном произнёс капитан."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Вот, смотрите…на 12-мильной шкале – очень плотная, прямо кошмарная куча…прямо-таки, гнездо осиное какое-то…Не так ли? А вот та же группа на 6-мильной шкале …смотрите, уже разряжения видны между судами…да? А вот…3-мильная шкала…вообще не страшно и настроение улучшилось, да?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Леонидыч, у Вас какая практика нахождения в открытом океане? Как часто выходили в море…или как там у вас говорят, …на боевые задания?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Игорь Васильевич, если честно, то практика…не очень большая. Несколько боевых дежурств по 5 месяцев в Средиземке, да и то… мы постоянно держались в стороне, … скрытность…. И всё такое…А последние годы – больше стояли у причала…отстои и вечные ремонты."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Понятно…- задумчиво произнёс Кондауров. Он вспомнил себя молодым четвёртым помощником капитана. Вспомнил все свои страхи, когда один оставался на мостике. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Господи, как же давно всё это было, …20 лет пролетели как одно мгновение – промелькнуло в голове."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Винить военного моряка было не в чем. Преодоление страха вырабатывается только практикой. Практикой, которой у Владимирова, к сожалению, не было, или… вернее была, но не достаточная и не совсем та, что нужна моряку промыслового флота, но это не его вина. В те, приснопамятные времена конца 90-х начало нулевых, Северный флот не часто баловал своих моряков выходами в море. Причина банальна – не было денег на топливо!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Ладно, …выше голову, Сергей Леонидович, прорвёмся. А сейчас, давайте сигнал к постановке трала…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Владимиров оказался понятливым учеником. Схватывал всё на лету и впоследствии стал заправским рыбаком. К концу рейса Кондауров вполне мог положиться на него и спокойно оставлял одного на мостике. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во время одной из совместных вахт капитан высказал мысль, что, была бы его воля, то всех курсантов выпускных курсов военных училищ (гардемаринов) он бы по крайней мере на полгода посылал штурманами на промысловые суда для получения необходимой морской практики. Так себе мысль, если честно, ну а с другой стороны, как по-иному? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Самым большим комплиментом капитану была благодарность Владимирова на берегу, когда тот списывался с судна по семейным обстоятельствам."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Спасибо, Василич, за науку – смущённо улыбаясь, произнёс он, пожимая руку Кондаурова на прощание."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Ладно, … ладно, штурман…Давай, может, когда и встретимся ещё…Удачи!"}], "attributes": []}], "selectedRange": [5534, 5534]}
Комментарии 0