02 янв 2025 · 22:46    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Адам Гуровский", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "PGVnTmES9Vk.jpg", "filesize": 14595, "height": 240, "pic_id": 943784, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/02/PGVnTmES9Vk.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250102%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250102T194112Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=0d6c5b5ca272368d59b3bdb4cdff25be84d80ab2f4ebe9890649d73b6a5342d8", "width": 179}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Адам Гуровский"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (польск. Adam Gurowski; 1805—1866) — граф, польский публицист, брат Игнатия Гуровского. Рождён в городе Калиш. Один из сыновей Владислава Роха Гуровского, который являлся одним из государственных деятелей Речи Посполитой. Основным родом его деятельности, была журналистика."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "P. S На отечественных ресурсах информации про Адама Гуровского достаточно мало, поэтому все материалы были взяты из статьи Хенрика Глембоцкого. Фактически данная статья полностью основана на ней. Ссылка будет в комментарии ниже."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Адам Гуровский и отношения с властью. \n"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Он принимал деятельное участие в польском восстании 1830—31 г. и много писал против России; но затем в Париже, куда он эмигрировал до 21 октября 1844 г., в его образе мыслей произошла перемена. В «La Vérité sur la Russie» (1835) он возлагает на Россию миссию панславизма. Император Николай разрешил ему вернуться в Россию, но Гуровский не нашёл здесь подходящей почвы для себя; он жил одно время в Познани и Бреславле, а в 1848 г. переселился в Северную Америку, а именно в США, где стал одним из тех, кто формировал общественное мнение рядовых американцев о России, однако в нашей стране его имя практически неизвестно. Его политические взгляды и предпочтения, решительно отвергались его польскими политическими соратниками, заговорщиками, повстанцами и эмигрантами из Речи Посполитой. До конца жизни он так и не изменил своего мнения о Польше:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Польша — это всего лишь кровавый призрак, преследующий правительства и народы; тень китайского фонаря, которой демагоги развлекают безумцев."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Иммиграция из России. \n"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В молодости, в годы учебы в Германии, Гуровский был одним из первых польских слушателей лекций Гегеля. По возвращении он принимал активное участие в деятельности набиравших силу в Царстве Польском заговорщических организаций, ставивших целью возрождение независимой Польши. Одновременно он поддерживал дружеские связи с лидерами либеральной легальной парламентской оппозиции из Калишского воеводства – братьями Бонавентурой и Винцентом Немоевскими. Фигура молодого Гуровского как олицетворение радикализма поколения молодых заговорщиков того времени и высокого накала романтического патриотизма была увековечена и в художественной литературе – в 3-ей части “Дзядов” Адама Мицкевича. Однако после неудачного плана убийства Николая Первого и его свиты во время визита императора в Варшаву в мае 1829 года, для принятия польской короны. г. Гуровский не только принимал участие в этом заговоре, но даже (возможно) был одним из авторов плана цареубийства. Он последовательно придерживался этой версии и позднее, даже перед лицом властей Российской империи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Радикализм и неудовлетворенные политические амбиции делали фигуру Гуровского все более неудобной для руководства восстания. Этим объясняется его отправка в марте 1831 г. в Париж в качестве дипломатического курьера повстанческого правительства, что в действительности было способом избавиться от честолюбивого агитатора."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Его активная политическая деятельность оказалась неудобной, даже для его соратников, что говорит о его самостоятельном мышлении и о наличии твёрдых убеждений."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После поражения восстания и прибытия во Францию тысяч польских эмигрантов и их политических лидеров Гуровский основывает и возглавляет радикальное Польское Демократическое общество. Своим главным политическим врагом и объектом политических нападок он избрал князя Адама Ежи Чарторыйского, вокруг которого объединились либерально-консервативные круги эмиграции. В своей полемике Гуровский использовал политические ассоциации, связанные с традицией политического якобинства. Восприятие империи Николая I как универсального врага свободы соответствовало идеалу объединения народов в борьбе против тронов. Этот идеал формировался под влиянием идеологических течений в европейской радикальной демократии, включая идеологию якобинства и либеральных заговорщиков в Испании, а позднее и карбонариев. Идейная эволюция Гуровского во многом отражала процесс формирования в этот период новой, романтической модели польского национального сознания, особенно у представителей молодого поколения. Однако спустя некоторое время, Адам Гуровский изменил свою точку зрения, став более зрелой личностью."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В эмиграции Гуровский был связан с европейскими левыми силами в лице карбонариев, чьи идеи восходили к Филиппу Буонаротти. Он был горячим сторонником заговоров, конспирации и вооруженной борьбы в опоре на нелегальные объединения карбонариев. На его взгляды все более сильное влияние оказывали концепции социализма Анри Сен-Симона и Шарля Фурье, свидетельством чего является единственный вышедший в свет январский (1834 г.) номер издававшегося Гуровским журнала “Пшишлость” (“Przyszłość” – польск. “будущее”). Философские поиски эмигрантского периода и особенно влияние раннего социализма Сен-Симона и Фурье сформировали у Гуровского такую интерпретацию исторического процесса, которая, в свою очередь, привела его к полному отрицанию всего предшествующего политического пути."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Новый взгляд на историю. \n"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Об изменении своих взглядов Гуровский впервые заявил в открытом письме, опубликованном в сентябре 1834 г., а обосновал произошедшее годом позднее в брошюре “Правда о России и бунте польских провинций”, содержавшей его новую философию истории. Вопреки своим соратникам по борьбе и господствующим представлениям западноевропейской общественности, в среде которой польский вопрос был чрезвычайно популярен и связывался с либеральными лозунгами прав наций, Гуровский заявил, что Польша проиграла свой исторический шанс и является, по сути дела, разлагающимся трупом. Жизненный потенциал, а вместе с ним и миссию по отношению к славянскому миру сохранила только Россия. Дух истории переместился в Российскую империю, и, соответственно, ее экспансия – считал Гуровский – совпадала с направлением развития исторического процесса. Итак, человек, считавшийся символом антироссийского демократического радикализма, превратился в пророссийски настроенного панслависта и сторонника консервативного режима Николая I. Произошедшая с Гуровским метаморфоза стала одним из самых громких идейных скандалов “Большой эмиграции”. С этого времени для большинства поляков его имя ассоциировалось с национальным ренегатством и актуальной в той обстановке темой измены. В частности, так воспринимал Гуровского, Адам Мицкевич, что нашло отражение в его парижских лекциях в Коллеж де Франс."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так всегда бывало в биографии многих известных людей, когда они понимают истину, на них начинаются нападки непонимающего большинства. Адам Мицкевич стал символом такого невежества в общей исторической картине."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Решение Гуровского вернуться в Российскую империю и просить Николая I о прощении объясняли по-разному: выводами, которые он сделал из анализа тогдашнего политического положения Польши, влиянием сложной личной ситуации, непростым характером, проявлявшимся в склонности поддаваться иррациональным настроениям и действовать исходя из наиболее радикальных оценок и выводов. 1833-1834 годы наглядно доказали, что решение польского вопроса бессмысленно и глупо увязывать с заговорами карбонариев, и с некой общеевропейской революцией. Бесплодными оказались и ожидания возобновления вооруженной борьбы в самой Польше. К этому добавились обстоятельства личного характера: после смерти жены у Гуровского в России осталось двое детей. Однако в системе аргументов самого Гуровского главным являлся пережитый им процесс переосмысления сложившейся ситуации в рамках провозглашаемой им философии истории."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Влияние Адама Гуровского на славянофилов. \n"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Действительно, в “Цивилизации и России” Гуровский писал, что русский народ выражает поддерживаемый властью “ассоциативный дух” который пронизывает всю русскую жизнь. Благодаря ему российское общество органично – в отличие от атомизированного и разобщенного западного общества. Гуровский первым обратил внимание на роль крестьянской общины, именно в ней усмотрев воплощение идеала “трудовой ассоциации”. И хотя по цензурным соображениям он не развивал эту мысль, сам термин, являющийся частью концепции «утопического» социализма, связывал крестьянскую общину с социалистическим фаланстером Фурье. Россия, по его мнению, была “резервной силой Провидения, призванной стать предводителем мира” и реализовать миссию объединения славянских народов, а также выступить как цивилизатор и главная христианская держава в Азии. Российская империя – “страна будущего” – должна была, согласно концепции Гуровского, реализовать миссию объединения славянства, став родиной всех славян, “великой суммой Славянства”. Выполнив эту задачу, она должна была приступить к объединению Европы и Азии и уже на следующем этапе нести цивилизационную миссию на азиатском континенте. Как указывал Анджей Новак, этапы “миссии” России создавали концентрическую систему историософской концепции Гуровского: человечество, славянство и Россия с институтом самодержавия и фигурой царя в центре. Многие исследователи считали, что использование Гуровским славянской риторики было призвано скрыть истинную суть программы, которую предлагал России польский последователь Фурье. Иными словами, они видели в славофилизме Гуровского своеобразный идеологический камуфляж, а не свидетельство истинного превращения в приверженца консервативного монархизма. Согласно этой точке зрения, Гуровский воплощает своеобразный “валленродизм”, но служащий не “польской интриге”, а “утопическому социализму”. Воплощение воли Гуровский видел в фигуре русского царя. Выбор, сделанный в 1834 г., т. е. отказ от польской идеи и участие в исторической миссии, реализуемой Россией, обосновывался им историософскими параллелями и противопоставлениями судеб двух славянских народов и двух славянских государств – Польши и России."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Интересные факты. \n"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1) Сотрудничал в газете «New-York Tribune» и сблизился с Уолтом Уитменом. Во время Крымской войны выступил в поддержку России."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "2) В Пскове, Гуровский пережил нервный срыв, когда осознал, что его идеи и планы провалились. Он даже сoвершил попытку самоубийства (хотя, возможно, она была чем-то вроде демонстративного акта отчаяния)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "3) Гуровский принимал участие в политических дебатах и спорах периода Гражданской войны в США, что принесло ему признание и известность. Он выступал против рабства, сотрудничая с аболиционистами."}], "attributes": []}], "selectedRange": [10202, 10202]}
Комментарии 1