17 ноя 2022 · 03:29    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Каждый в меру своего понимания работает на себя, а в меру непонимания - на того, кто понимает чуть больше"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "скрипка наоборот.png", "filesize": 499702, "height": 466, "pic_id": 247094, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/17/%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BF%D0%BA%D0%B0_%D0%BD%D0%B0%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82.jpeg", "width": 697}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В музыкальном мире активно культивируется идея о несомненном превосходстве скрипок созданных итальянскими кланами Страдивари, Гварнени и Амати по сравнению с другими, менее "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«породистыми» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " инструментами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Астрономически завышенная стоимость и полулегендарные истории о происхождении и секретах изготовления поддерживают на плаву миф о некой исключительности средневековых скрипок."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Каких только исследований не проводили"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Одни учёные утверждают, что для изготовления инструментов использовалась медленнорастущая древесина, которая и придавала им особое качество. А всему причиной, оказывается, "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«малый ледниковый период» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", затронувший Европу с 1645 по 1715 год."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Другие естествоиспытатели, применяя методы"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- дифракции отражённых электронов, \n- рентгенофлуоресцентного анализа, \n- дисперсионной рентгеновской спектроскопии по длине волны, \n- энергодисперсионной рентгеноскопии\n- и количественного микрозондирования"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "обнаружили в инструментах кремонских мастеров сульфат бария, соли борной кислоты, флюорит и ортосиликат циркония."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Исследователи уверены, что ни при каких обстоятельствах натуральная древесина не может содержать данные минералы, они намеренно были добавлены в процессе изготовления инструмента, и каким-то "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«мистическим» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " образом влияют на звук."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Группа химиков из Национального университета Тайваня, проведя анализ образцов клёна, взятых с четырёх инструментов Страдивари и Гварнери, нашла чёткие отличия в их органическом и неорганическом составе по сравнению с современными клёнами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дифференциальная сканирующая калориметрия выявила в древесине необычные паттерны термоокисления, отличающиеся от натурального дерева. Элементный анализ методом масс-спектрометрии с индуктивно связанной плазмой показал, что клёны, применяемые Страдивари, были обработаны комплексными минеральными веществами, содержащими... о, боже!... алюминий, кальций, медь, натрий, калий и цинк."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И вывод:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Такой тип химической сушки древесины был необычной практикой, неизвестной последующим поколениям скрипичных мастеров."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эзотерика, алхимия, сокровенные знания, инопланетное божественное вмешательство. Всё тривиальнее, дорогие любители музыки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Ларчик открывается"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На самом деле, здесь имеет место когнитивное искажение, известное в психологии как "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«эффект ореола» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Американский психолог "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Эдвард Ли Торндайк"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " в 20-х годах прошлого столетия сформулировал суть этого явления:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Человек предполагает, что если люди хорошо делают А, они будут хорошо делать В, С и D."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На этом эффекте основана практика появления в рекламных роликах разного рода знаменитостей. Положительный образ актёра (актрисы) или певца (певицы), сформированный ранее, "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«заставляет» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " обывателя верить его словам о качестве крема против геморроя или выгодности кредитов Спёрбанка."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Не могут противостоять данному эффекту и подготовленные специалисты. Например, в одном эксперименте по дегустации вин, сомелье пробовали на вкус разные образцы, в то время как аппарат МРТ контролировал активность мозга."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Было зафиксировано, что намеренно ложная информация о высокой стоимости вина повышало уровень "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«приятности вкуса» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", о котором сообщали испытуемые. Активность областей мозга, ответственных за удовольствие также повышалась."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так можно хлестать дешёвый портвейн, получая реальное наслаждение только от мысли, что смакуешь Chateau Latour 1865 года."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Возникает вопрос: может ли скрипач отдать предпочтение скрипке Страдивари из-за осознания её многомиллионной цены и исторической важности?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ведь по сути, кремонские мастера, используя консерванты, инсектициды и фунгициды, смогли просто замедлить естественное старение древесины."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Их скрипки не сгнили, они оказались не "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«по зубам» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " насекомым, грибам и микробам. Именно поэтому они "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«дожили» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " до наших дней."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Звучание (играбельность) струнного инструмента зависит от множества факторов:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- материал собственно источника звука - струн, \n- жёсткость и место соединения подставки с верхней декой, \n- форма, материал и внутреннее строение корпуса, \n- энергетическая эффективность резонанса Гельмгольца в зависимости от геометрии звукового отверстия"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "и так далее."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Обычный слушатель никогда не сможет отличить звук трёхсотлетней скрипки из Cremona от трёхлетнего инструмента Санкт-Петербургской мануфактуры Arcata."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Никогда"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А что скажут знатоки? И в этом случае не будет единого мнения. Скорее наоборот, предпочтения профессиональных скрипачей в большинстве случаев будут не на стороне древних инструментов. Главное - исключить эффект ореола."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эксперимент в Индианаполисе"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Проведён в сентябре 2010 года на Восьмом международном конкурсе скрипачей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для тестирования было отобрано шесть инструментов: три новых и три старых."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Новые скрипки возрастом от нескольких дней до нескольких лет обладали наиболее впечатляющими игровыми качествами и контрастировали друг с другом по характеру звука."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Старая гвардия была представлена работой Гварнери 1740 года и двумя инструментами Страдивари 1700 и 1715 года. Общая стоимость старых скрипок составляла около десяти миллионов долларов, примерно в 100 раз больше, чем цена новых скрипок."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В эксперименте приняли участие двадцать один профессиональный скрипач (конкурсанты, члены жюри и оркестранты местного симфонического оркестра). Для нейтрализации "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«эффекта ореола» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " они музицировали в модифицированных очках сварщика, делающими невозможным распознавание инструмента. Чтобы замаскировать характерный запах, под подбородник каждой скрипки положили немного пахучих веществ."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Подробности тестирования подробно описаны во многих публикациях. Например, в статье "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Player preferences among new and old violins» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " от 03. 01. 2012 (журнал "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Proceedings of the National Academy of Sciences» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", Vol. 109 / No. 3). Легко найти, кому интересно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В результате только восемь скрипачей из двадцати одного остановили свой выбор на старой скрипке. Более того, два члена жюри, обладающие собственными Страдивари и Гварнери, отдали предпочтение новым инструментам."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Показательно, что худшие результаты были у... Страдивари 1700 года. Определенно этой скрипке место в музее, а не на сцене."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Из-за того, что опыт проводился в относительно небольшом гостиничном номере, он подвергся критике. Как заметил один скрипач:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Ferrari» на стоянке не тестируют."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Парижский эксперимент"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Проходил в течение одной недели в 2012 году в пригороде французской столицы: в репетиционной комнате профессионального струнника и в концертном зале на 300 мест, известного своей превосходной акустикой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Количество скрипок увеличилось: шесть новых и шесть старых. Количество испытуемых скрипачей уменьшилось, но выросло их качество."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Организаторами были привлечены выдающиеся мировые музыканты, победители и лауреаты международных конкурсов:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Оливье Шарлье, \n- Пьер Фушеннере, \n- И-Цзя Сюзанна Хоу, \n- Илья Калер, \n- Элмар Оливейра, \n- Тацуки Нарита, \n- Соленн Пайдасси, \n- Анник Руссен, \n- Гиора Шмидт, \n- Стефан Тран Нгок"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Двое солистов регулярно музицируют на новых инструментах, но в прошлом много играли на скрипках Страдивари и Гварнери."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Третий солист владеет скрипкой Гварнери."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Остальные семь играют на старых скрипках производства Бергонци, Гальяно, Гобетти, Гварнери, Сториони и Вийома."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Скрипку тестирует Илья Калер", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "скрипач в очках.jpg", "filesize": 85838, "height": 675, "pic_id": 247086, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/17/%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D1%87_%D0%B2_%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0%D1%85.jpeg", "width": 1089}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Процедура и ход эксперимента описан в статье "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Soloist evaluations of six Old Italian and six new violins» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " от 07. 04. 2012 (журнал \""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Proceedings of the National Academy of Sciences\""}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", Vol. 111 / No. 20)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Стабильность результатов от сеанса к сеансу убедительно показала, что солисты уверенно отличают одну скрипку от другой, но различить старые от новых могут только случайным образом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В конце концов шестеро из десяти выбрали новый инструмент, а индекс предпочтения нового старому составил 3: 2."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Несмотря на то, что семь солистов регулярно играли на старых итальянских скрипках, а среди экспериментальных инструментов пять сделаны Страдивари, в целом предпочтение отдается новому."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В Парижском эксперименте скрипачи играли с завязанными глазами за акустически прозрачным экраном как с оркестром, так и без него."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 2017 году аналогичный опыт был поставлен Большом зале на 860 мест в здании Cooper Union (Нью-Йорк). Солисты выступали без оркестра, а основное внимание было уделено мнению слушателей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Их вердикт однозначен: новые скрипки звучат значительно лучше, чем скрипки Страдивари."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По мнению исследователя "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Клаудии Фриц"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", организовавшую эксперименты, при определенных обстоятельствах Страдивари звучит лучше, чем современные инструменты. Когда слушатель точно знает, что слышит легендарный инструмент, тогда он слышит его "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«по-другому» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". И отключить этот эффект невозможно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Клаудия Фриц устраняет \"эффект ореола\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "закрывает глаза.jpg", "filesize": 62342, "height": 437, "pic_id": 247085, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/17/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D0%B5%D1%82_%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B7%D0%B0.jpeg", "width": 777}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поклонники "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«волшебного звука Страдивари» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " становятся в один ряд с ценителями "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«тёплого звучания ламповых усилителей» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " и "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«естественного колорита виниловых пластинок» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всё это более чем напоминает "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«сакральные пляски с бубном» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " вокруг "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«шедевров» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " современного искусства. Очень дорого снаружи - ничего особенного внутри."}], "attributes": []}], "selectedRange": [8807, 8807]}
Комментарии 1