05 фев 2023 · 07:40    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Клод Страда", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "страда 1.jpg", "filesize": 60403, "height": 830, "pic_id": 408687, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/05/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0_1.jpeg", "width": 524}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Клод Страда - глава конструкторского бюро французского Управления подводных исследований (OFRS), имел на своем счету не одно революционное изобретение. Широкая публика его не знала, но роль, которую он сыграл в изобретениях команды Кусто велика."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Клод Страда родился 21 февраля 1926 года в Марселе, где и прожил почти всю свою жизнь. Он был скромного происхождения, получил сертификат секретаря бухгалтерии на специализированных курсах и нанялся в строительную компанию. Но что его интересовало больше всего, так это рисование, черчение. Его страстью были чертежи и технические планы. С самого детства Клод занимался механикой со своим отцом, и ему это нравилось. Страда жил в Мазарге, южном районе Марселя. Его пристрастие к морю началось в бухте Сормиу, где у родителей была хижина. Там Клод впервые надел подводную маску и был ослеплен блестками солнца на песчаном дне каланки. Его приятелями по нырянию были Альбер Фалько, Анри Пле, Андре Хорус, старшим среди них - Жорж Беша. В окупиравонной Франции Клод Страда открыл для себя вместе с ними подводную охоту, сделал свой первый подводный арбалет. Однажды у него появилась возможность надеть акваланг Кусто-Ганьяна, чтобы вытащить загарпуненного морского окуня из подводной норы. Какие же это были ощущения - нырять и дышать под водой!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Когда в 1948 году Страда узнал, что Торговая палата Марселя открывает набор чертежников конструкторского бюро по конкурсу, он зарегистрировался среди участников. На 25 претендентов было всего 3 места, и он занял первое. Работа Клода Страда в Торгово-промышленной палате связана с портовой деятельностью. Он чертил здания, ангары, кинематические схемы кранов. Вечером посещал курсы тригонометрии, расчета сопротивления материалов, был великолепным дизайнером, трудолюбивым и быстро учился."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Порт Марселя. 1950 год", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "страда порт.jpg", "filesize": 158098, "height": 606, "pic_id": 408689, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/05/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0_%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82.jpeg", "width": 1101}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Летом 1952 года начались подводные археологические раскопки у подножия островка Гранд Конглу, недалеко от бухты Сормиу, который Клод и его товарищи хорошо знали. «Калипсо» командира Кусто каждый день бросала якорь у затонувшей древней галеры. Об этом ходили разговоры во всех кругах марсельских моряков и рыбаков, и когда «Калипсо» прибывала, чтобы разгрузить амфоры на причалы Старого порта, то это производило настоящий фурор. Друг Страда Альбер Фалько, известный подводный охотник, был завербован Кусто. Страда горячо завидовал своему приятелю."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Альбер Фалько грузит ценный археологический груз с Гран Конглуэ в порту Марселя", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Страда Фалько.jpg", "filesize": 2597482, "height": 2559, "pic_id": 408692, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/05/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0_%D0%A4%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BE.jpeg", "width": 3241}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Очень быстро Кусто вызвал смятение в марсельском сообществе, и город пришел в восторг от той известности, которую ему обеспечил командор «Калипсо». Жак-Ив получил материально-техническую поддержку от Торговой палаты Марселя и службы маяков. Он думал о создании небольшой научно-технической конторы для обеспечения своих дальнейших исследований морских глубин. В конце 1952 года Кусто на пробной основе нанял Андре Лабана, инженера-химика, который заинтересовал его своей изобретательской универсальностью. Развивающееся французское телевидение искало тогда сюжеты для своих передач. И Кусто представил им такой материал с места раскопок. Все, что нужно было сделать, это спроектировать водонепроницаемый корпус для кинокамеры Thomson CSF. Лабан отвечал за это. Но ему была нужна команда. Именно здесь в дело вступил Клод Страда. Торговая палата не была против, чтобы он работал на Кусто в нерабочее время. Каждый день в 16: 00 Клод сворачивал рабочие чертежи и раскрывал чертежи подводной телевизионной коробки Лабана. К Лабану и Страда был приставлен механик из Торгово-промышленной палаты Арман Давсо. Он вытачивал на станках детали, воплощая чертежи в реальность. Этот бокс с телекамерой заставил попотеть трех изобретателей. Клод вспоминает: «Кусто принес нам свои словесные идеи, и мы положили их на музыку.»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Камера превзошла все ожидания. В 1953 году с ее помощью была осуществлена первая в истории телевидения прямая трансляция под водой. Успех привел к официальному созданию Французского Управления Подводных Исследований (OFRS - Office Français de Recherches Sous-marines), некоммерческой ассоциации, которую Кусто представил как гражданский аналог Группы подводных исследований (GRS - Groupe de Recherche Sous-marines), созданной им вместе с Филиппом Тайе и Фредериком Дюма во французском флоте в 1945 году."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На тот момент это была всего лишь организация без средств, на добровольной основе. Лабан взял на себя управление. Ему помогали Страда и Давсо, прикомандированные от Торговой палаты. После телевидения OFRS проектирует «Тройку» — подводные буксируемые сани для съемки на больших глубинах и совершенствует подводные скутеры GRS для кино."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однажды в 1953 году Клод Страда вместе с Арманом Давсо добрался до места раскопок Гранд Конглуэ на барже. «Калипсо» уже не было, небольшая команда на суше продолжала раскопки. Клод рассказывал: «Давсо предложил мне нырнуть и поработать со шлангом для раскопок, я обрадовался! Я спустился на 40 метров с веревкой, привязанной к моей талии, которую мне нужно было потянуть, предуприв Давсо, чтобы он включил компрессор всасывающего насоса. Дошел до дна, а веревки нет! Я колеблюсь и говорю себе, что если я вернусь, чтобы найти ее, мое погружение будет испорчено. И тут я вижу пустой контейнер на дне. Я надуваю его воздухом и вижу, как он поднимается на поверхность. На поверхности Арман все понял и включил насос. Когда я вернулся, он сказал мне: «Мой дурачок, а ты не так глуп, как я думал!»... Да, не хотелось упустить такую уникальную возможность археологических раскопок на затонувшей галере!»"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Рядом с офисом Страда в Торговой палате находился офис Радио Марселя. Каждое утро была радиосвязь с «Калипсо». Клод часто отвечал первым. Он мечтал побывать на легендарном судне. Но каждый раз, когда он выражал свое желание, Кусто отвечал ему: «Нет, нет, извините, вы нам нужны здесь!»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фото Общества Кусто. Камера SM2, которая сделала большую часть изображений «Мира ,безмолвия»", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "страда камера.jpg", "filesize": 217939, "height": 664, "pic_id": 408694, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/05/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0_%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B0.jpeg", "width": 980}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В конце 1954 года трое мужчин взялись за разработку водонепроницаемой пленочной камеры. Все камеры, которые Кусто использовал до этого, были портативными наземными камерами, помещенными в боксы. А чтобы ограничить риск попадания воды, коробка была «дышащей», т. е. в сочетании с регулятором легочного аппарата Кусто-Ганьяна и небольшим баллоном со сжатым воздухом, который автоматически поддерживал во внутренней части коробки атмосферное давление. Кусто хотел специальную подводную камеру с водонепроницаемым корпусом. Трое сотрудников OFRS задумались. Пришлось изобретать первые катушки для водонепроницаемых камер, думать об удобстве перезарядки, балансировке в воде, доступе к системам управления и т. д. Когда «Калипсо» отправлялась в круиз по Индийскому океану и Красному морю, чтобы снимать «Мир безмолвия», камеры были едва доделаны, еще не тестировались. Лабан сел на корабль, Клод остался в Марселе. Техническая переписка между ними продолжалась до окончательных корректировок. Но успех оказался грандиозным. Первые запечатленные кадры были просто потрясающие, а камеры идеально подходили для эксплуатации. Они оказались настолько совершенны, что Кусто не изменял их в течение последующих 40 лет. Они, конечно, подвергались в дальнейшем корректировкам, постоянной адаптации, но оставались неизменными в своей общей архитектуре и базовой механике."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фото Общества Кусто. На задней палубе «Калипсо» в июле 1955 года Андре Лабан, Клод Страда, Фредерик Дюма, Жак-Ив Кусто", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "страда кусто.jpg", "filesize": 135975, "height": 677, "pic_id": 408698, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/05/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0_%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE.jpeg", "width": 854}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В июне 1955 года Клоду Страда посчастливилось присоединиться к «Калипсо» в Порт-Судане. Судно возвращалось из Индийского океана, где команда отсняла значительную часть «В мире безмолвия». Курс был на Суэцкий залив, где на выходе было замечено затонувшее судно. Клод вспоминал: «Кусто сказал мне: «Страда, мы только что нашли место крушения, наденьте гидрокостюм и спускайтесь быстрее смотреть». Это было мое первое погружение в Красном море, я уже 3 дня слышал об акулах, и не очень спокойно относился к идее спускаться туда». Страда погрузился, достиг задней части затонувшего корабля на глубине около 30 метров. Он был первым дайвером, исследовавшим то, что сегодня является одним из самых известных и посещаемых затонувших кораблей в мире: «Тистлегорм». Кинокадры с Дюма, исследующим обломки, которые отсняли Жак-Ив Кусто и Луи Маль, — одна из самых сенсационных сцен в «Мире Безмолвия». Так же, как спуск дайверов на дно при свете факелов во вступительной сцене, снятой несколькими днями позже на Крите. Клод Страда — один из этих пяти ныряльщиков. Переигрывая несколько раз, Клод вспоминает: «Мы все должны были синхронизироваться и спускаться с одинаковой скоростью. На последнем дубле я был так сосредоточен, что забыл выдохнуть через нос. Я вернулся с двумя синяками под глазами»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фото Общества Кусто. Кадр из фильма \"В мире безмолвия\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "страда безмолвие.jpg", "filesize": 196134, "height": 766, "pic_id": 408702, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/05/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0_%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B2%D0%B8%D0%B5.jpeg", "width": 695}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Именно на Крите снималась сцена с водолазами в жестких скафандрах. Клод вспоминает совершенно памятную вечеринку, которая последовала в кают-кампании: «Одна из них была турецкой. И она была, по-турецки так сильна. Они пили рецину, греческое смолистое белое сухое вино, и угостили нас ромом. Мы пили и хохотали, как черти, всю ночь напролет. Утром мы еще пели на причалах» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фото Общества Кусто. На площади Калипсо Клод Страда (за рожком), Фредерик Дюма, Жак-Ив Кусто, греческий ныряльщик, Дени Мартен-Лаваль (у окна)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "страда каюта.jpg", "filesize": 178104, "height": 701, "pic_id": 408708, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/05/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0_%D0%BA%D0%B0%D1%8E%D1%82%D0%B0.jpeg", "width": 985}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Успех «Мира безмолвия», «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах в 1956 году и «Оскар» в Голливуде в 1957 году поменяли все для команды Кусто. У OFRS появилось офисное здание, расположенное недалеко от Торговой палаты Марселя, на набережной Гранд-Биг, и ангар для мастерской."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Второй чертежник, Андре Фолько, был нанят в 1955 году. Страда все еще работал в Торговой палате, но теперь был откомандирован на полную ставку в OFRS. Когда новый чертежник Серж Лажье, а также инженер Жан Моллар были присланы для усиления небольшой команды, Клода назначили главой конструкторского бюро. Он сохранит эту функцию, когда официально покинет Торговую палату, чтобы стать сотрудником OFRS в 1963 году, и останется таковым до ее закрытия в 1972 году."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фото Общества Кусто. Клод Страда и Арман Давсо делают полномасштабную модель Ныряющего блюдца SP350", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "страда давсо.jpg", "filesize": 168881, "height": 677, "pic_id": 408714, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/05/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0_%D0%B4%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BE.jpeg", "width": 886}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1957 году OFRS взялось за новую серьезную задачу: спроектировать небольшую исследовательскую подводную лодку для размещения на борту «Калипсо». Медленное, осторожное вынашивание идеи. Сначала Лабан работал в одиночку со Страдой, Давсо и Фолько, пока не прибыл Жан Моллар. Тот посвятил этому все свое время. Первая полномасштабная модель была изготавливается из гипса, затем из дерева, чтобы проверить размеры, включая все внутреннее и внешнее оборудование. Клод иногда просыпался ночью с идеей, которую он записывал в блокнот, прежде чем она исчезла бы в его снах. В конце 1959 г. OFRS родило фантастическое устройство, которое оставит след в умах широкой публики, а также научных и промышленных кругов того периода, когда подводные исследования, параллельно с освоением космоса, очаровывали весь мир. Маленький OFRS, чьи финансовые средства были смешны, совершил подвиг. Водолазная тарелка SP350 (способная погружаться на 350 м) по прозвищу «Дениз» ворвалась на экраны фильма «Мир без солнца», удостоенного премии «Оскар» в 1964 году."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фото Общества Кусто. Клод Страда, Андре Фолько, Андре Лабан работают над форсунками SP 350", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "страда форсунки.jpg", "filesize": 142066, "height": 656, "pic_id": 408883, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/05/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0_%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B8.jpeg", "width": 907}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Компания Westinghouse привезла «Ныряющее блюдце» в Калифорнию, чтобы проверить его способности и исследовать каньон Ла-Холья. Компания заказала Кусто подводную лодку на максимальную глубину 1200 м, это будет подводный аппарат «Deepstar»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фото Общества Кусто. Мастерская OFRS, Клод Страда собирает арки обтекателя Deepstar", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "страда дипстар.jpg", "filesize": 317904, "height": 692, "pic_id": 408887, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/05/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0_%D0%B4%D0%B8%D0%BF%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80.jpeg", "width": 1022}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С годами к штату OFRS были добавлены новые имена, укрепившие костяк трех первопроходцев в конструкторском бюро или в мастерской: Анж Мартен, Клод Коллини, Жан-Пьер Маркине, Ив (Леон) Ольм, Пьер Бернар, Роже Шопиан, Тити Леандри, Мими Манакджян, Гастон Ру, Мариус Орси, Эжен Лагорио, Адольф Эхингер и др."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фото Общества Кусто. Клод Страда размещает логотип OFRS на Deepstar", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "страда рисует.jpg", "filesize": 128268, "height": 674, "pic_id": 408888, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/05/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0_%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%B5%D1%82.jpeg", "width": 1022}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Большая сила OFRS заключалась в том, что они контролировали все этапы: проектирование, тестирование, использование на месте, техническое обслуживание. «Когда к неудачно установленной гайке было трудно добраться, Пьер Бернар, мастер нашей мастерской, знал, как нам об этом сообщить, и в дальнейшем мы ломали голову, пытаясь найти решение», — вспоминал Клод. OFRS создало «Deepstar» в 1965 году."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фотоархив Клода Страда. Жан-Пьер Маркинез, Жан Моллар, Пьер Бернар, Клод Страда, Симона Кусто на обеде, устроенном в их честь в Сан-Диего компанией Westinghouse, ноябрь 1965 г.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "страда симона.jpg", "filesize": 210053, "height": 696, "pic_id": 408889, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/05/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0_%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0.jpeg", "width": 775}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Команда Жана Моллара, Клода Страда, Жана-Пьера Маркинеза и Пьера Бернара прилетела в США на 4 месяца для завершения запуска и проведения испытаний. Клод вспоминал невероятный прием, оказанный им, популярность Кусто, перевод «Deepstar» с восточного побережья на западное и их незабываемое путешествие по Соединенным Штатам на фольксвагене."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1967 году OFRS нанесла последние штрихи на две подлодки SP-500, предназначенных для Calypso. Заказанные у компании Sud-Aviation, которая сделала предложение по гораздо более низкой цене, чем думала OFRS, они были доработаны Жаном Молларом и Клодом Страда. Они никогда не были бы введены в эксплуатацию без этой окончательной разработки OFRS."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1968 году OFRS снова разработала жемчужину: «Циану» - водолазную тарелку той же архитектуры, что и «Deepstar», но способную погружаться на глубину до 3000 метров. Подводная лодка, доставленная в Национальный центр по освоению океанов (CNEXO), впоследствии совершит сотни научных погружений без каких-либо происшествий (теперь она в виде почетного экспоната выставлена в Сите-де-ла-Мер в Шербуре, Северо-Восточная Франция)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Подводный аппарат \"Циана\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Страда-Циана.jpg", "filesize": 422240, "height": 1200, "pic_id": 408890, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/05/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0-%D0%A6%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%B0.jpeg", "width": 1600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1968 году Кусто бросил OFRS новый большой вызов: спроектировать подводную лодку/дом «Арджиронет», способную оставаться на дне несколько недель и позволяющую водолазам выходить на глубину 600 метров:. Партнерами данного проекта были IFP (Французский нефтяной институт) и недавно созданный CNEXO (Национальный центр по эксплуатации океанов)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "OFRS сильно разросся и был вынужден изменить свое название на CEMA (Центр перспективных морских исследований). Андре Лабан ушел из CEMA, чтобы работать полный рабочий день в экспедициях на «Калипсо». Жан Моллар взял на себя техническое управление, а Клод Страда возглавил конструкторское бюро. Проект беспрецедентного масштаба обладал значительными ресурсами. К штату присоединились новые инженеры и дизайнеры."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Личная жизнь Клода не была безоблачной. Он развелся со своей первой женой в 1969 году после 20 лет бездетного брака. Он был влюблен в Кристиан, исполнительного секретаря OFRS. Они жили вместе с 1970 года и поженились 6 декабря 1975 года. У Кристианы был сын от первого брака, которого Клод воспитывал как собственного ребенка. Дочь Орели родилась от их союза в марте 1976 года и подарила им двух маленьких девочек."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Клод и его вторая жена Кристиан Страда, Марсель. 2016", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "страда жена.jpg", "filesize": 192193, "height": 779, "pic_id": 408892, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/05/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0_%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B0.jpeg", "width": 1049}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Проект Арджиронет «был проектом со значительным бюджетом. Он требовал государственной поддержки. Но что-то пошло не так. Правительство прокатило Кусто. В финансовой поддержке Французский нефтяной институт отказал. Это привело к банкротству CEMA в 1972 году. 180 человек были уволены в два этапа. Проект» Арджиронет\" заглох. Инженеры, чертежники и техники CEMA перешли в фирму COMEX Анри Жермена Делоза, чья профессиональная водолазная деятельность на морских нефтяных верфях находилась на подъеме. Клод Страда, который несколько раз отказывался от предложений Делоза в течение 1960-х годов, оставаясь верным OFRS и Кусто, в этот раз приглашения в COMEX не получил."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Анри Жермен Делоз и Леонид Ильич Брежнев. 1971 год. Фирма COMEX плодотворно сотрудничала с русскими коллегами в области создания подводных лодок для флота СССР и тренировало специалистов по обслуживанию нефтепровода", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Страда Делоз.jpeg", "filesize": 74878, "height": 711, "pic_id": 408894, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/05/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0_%D0%94%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B7.jpeg", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Затем Клод Страда приступил к созданию небольшого подводного роботизированного аппарата для осмотра корпусов кораблей, стоящих на якоре в гавани. Он нанялся в «Welldocky» - компанию по техническому обслуживанию судов. Его идея обрела практическое применение, когда круизный лайнер «Мермоз» (нынче переименнованный в «Серенаду») сел на одну из песчаных отмелей Флориды. Роботизированный подводный аппарат Клода Страда позволил провести инспекцию данной проблемы для «Bureau Veritas». Два года спустя компания перешла к SPAM, группе из 4000 человек, и Страда был уволен."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После нескольких месяцев сомнений он встретил старого знакомого, который работал в фирме «TRAVOCEAN». Компания искала инженера-проектировщика машины для закапывания электрических кабелей на дно моря. Клод Страда размышлял о процедуре, начав со старой, вышедшей из строя машины, купленной в «COMEX». Он создал оригинальные схемы технического решения, достаточно точные, чтобы убедить крупнейшую государственную энергогенерирующую компанию Франции «EDF» подписать контракт с «TRAVOCEAN». Это касалось прокладки электрического кабеля между Францией и Англией. Французы должны были пройти одну половину пути, англичане — вторую и соединиться посередине. Клод Страда вложил весь свой опыт, интеллект, свое чутье в работу, чтобы спроектировать и построить машину. Это была подводная лодка, своего рода плуг, который копал борозды на дне моря, а затем засыпал проложенный электрический кабель. Аппарат исследовал морское дно, пилотируемый двумя мужчинами, запертыми в капсуле с атмосферным давлением. Кабель прошел от Сангатте до Дувра на глубине не более 60 метров. Машина Клода Страда — 53-тонный монстр. Но когда он обнаруживает, что английский аппарат делает в 4 раза больше, то говорит себе, что у него все не так, что его машина никогда не заработает. Он теряет сон и покой до первых настоящих испытаний. Облегчение наступило полное, когда все тесты были пройдены идеально. Прокладка первого участка кабеля заняла всего 2 месяца, чуть меньше, чем у англичан."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фотоархив Клода Страда. Спуск тросового плуга Travocéan с баржи", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "страда плуг1.jpg", "filesize": 211486, "height": 637, "pic_id": 408895, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/05/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0_%D0%BF%D0%BB%D1%83%D0%B31.jpeg", "width": 957}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фото из архива Клода Страда. Клод Страда перед тросовым плугом своей конструкции", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "страда плуг2.jpg", "filesize": 232401, "height": 637, "pic_id": 408896, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/05/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0_%D0%BF%D0%BB%D1%83%D0%B32.jpeg", "width": 1018}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Клод работал в TRAVOCEAN до 1986 года. Ему исполнилось 60 лет, он ушел на пенсию, но продолжил изобретать. Он работал на разных клиентов, спроектировал машину для сбора водорослей, машину по закапыванию кабеля для Кореи, сотрудничал с верфями Сейне в области звукоизоляции атомных подводных лодок."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1996 году у Клода Страда диагностировали рак толстой кишки. Его нужно было оперировать. Ему 70 лет, и он навсегда распрощался с черчением и проектированием. Излечился от рака и начал новую жизнь дедушки и пенсионера. Это был безмятежный и приветливый человек, который любил говорить о своей фантастической жизни."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фотоархив Клода Страда. Клод Страда, Андре Лабан, Андре Фолько, июнь 2002 года: 50-летние друзья", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "страда 50.jpg", "filesize": 228333, "height": 661, "pic_id": 408898, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/05/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0_50.jpeg", "width": 1026}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Клод Страда, самоучка, который учился на работе и в общении с другими, с огромным уважением относился к инженерам, окончившим Высшие учебные заведения. Сдержанный и бескорыстный человек, он часто оставался в тени, Его система сброса балласта были устанавливлены на всех аппаратах COMEX."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Клод Страда отличался плодотворным творчеством, точной памятью, интуитивным умом, неподкупной честностью, скромной щедростью, вежливостью и старомодной добротой. Что нам будет не хватать..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Клода Страда не стало 20 июля 2020 года."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фото Франка Мачу. Клод Страда в июле 2012 года", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "страда 0.jpg", "filesize": 142408, "height": 696, "pic_id": 408899, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/05/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0_0.jpeg", "width": 604}}], "attributes": []}], "selectedRange": [17559, 17559]}
Комментарии 0