22 апр 2022 · 11:52    
{"document":[{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"2022-04-22_13-22-28.jpg","filesize":164758,"height":607,"pic_id":44645,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/04/22/2022-04-22_13-22-28.jpeg","width":900}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Имя Валентины Гризодубовой в богатой личностями советской истории заслуживает особого внимания, потому что она была первой женщиной, удостоенной высокого звания Героя Советского Союза"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"С папой в небо"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Валя родилась в семье изобретателя и летчика Степана Васильевича Гризодубова 27 апреля 1909 года (хотя официальная дата рождения героини - 31 января 1910 года)."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Уже в возрасте 2,5 лет она совершила свой первый полет на отцовском самолете, привязанная к отцу ремнями. В возрасте 14 лет она участвовала в планерном ралли в Коктебеле. Окончив среднюю школу, Валентина поступила в Харьковский технологический институт, и одновременно была зачислена в консерваторию. Вероятно, это был самый подходящий набор учебных заведений для будущего пилота, но в ноябре 1928 года Харьковский Центральный аэроклуб открыл свой первый набор. 19-летняя лётчица за три месяца оканчивает этот клуб, оканчивает институт и поступает в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа. В 1929 году Гризодубова уже училась в Пензенской школе летчиков-инструкторов."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"С 1930 по 1937 год девушка работала летчиком-инструктором сначала в Туле, а затем в Москве. Валентина облетела почти всю страну на различных типах самолетов того времени. Только в 1937 году Гризодубова установила пять мировых рекордов на легкомоторных самолетах."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Как стать героем"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Валентина Гризодубова (слева), Полина Осипенко (в центре) и Марина Раскова (справа).","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"2022-04-22_13-27-07.jpg","filesize":199632,"height":427,"pic_id":44646,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/04/22/2022-04-22_13-27-07.jpeg","width":700}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"24-25 сентября 1938 года Валентина в качестве командира экипажа вместе с двумя другими легендарными летчицами – Полиной Осипенко и Мариной Расковой – вошла в историю на самолете \"Родина\". Они совершили беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток. Это был международный женский рекорд дальности полета (за 26 часов 29 минут советские девушки пролетели 6450 километров). Самолет был вынужден приземлиться в тайге, на болоте, из-за прерванной радиосвязи. Экипаж был обнаружен с воздуха и благополучно доставлен на Материк. За этот полет 2 ноября 1938 года весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза. Гризодубова была награждена \"Золотой звездой\" № 104."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В 1939 году Валентина Степановна была назначена начальником управления международных воздушных линий СССР и одновременно училась в Ленинградском институте инженеров гражданской авиации."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Все эти годы знаменитая летчица занималась большой общественной работой. Она была депутатом Верховного Совета СССР, в 1941 году возглавляла Антифашистский комитет советских женщин, была членом комиссии по расследованию зверств фашистских захватчиков."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Гризодубова занимала очень активную жизненную позицию. Она помогла вернуть из лагерей и ссылки почти пять тысяч человек. Примечательно, что именно ей и летчику Михаилу Громову принадлежит заслуга возвращения с Колымы Сергея Павловича Королева. Используя все свои знакомства, визиты в Кремль и другие инстанции, они добились того, что талантливого конструктора перевели в \"Туполевскую шарагу\" ЦК НКВД-29."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Став большим начальником и депутатом, она пыталась помочь множеству просителей. К ней приходили люди, приходили и звонили с самыми разными вопросами: \"На Камчатке гибнет промысловая рыба, выручайте!\" или \"Не дают внедрять новые технологии\"."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"В годы войны"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Портрет Валентины Гризодубовой в форме полковника ВВС.","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"IMG_20220422_134635_0.jpg","filesize":311745,"height":645,"pic_id":44647,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/04/22/IMG_20220422_134635_0.jpeg","width":1080}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Начало войны потребовало перестройки Управления международных воздушных линий СССР, которое она возглавляла. Гризодубова и пилоты управления начали выполнять особо сложные задания в тылу врага. В 1942 году она была назначена для укомплектования 101-го полка дальней авиации из числа пилотов гражданского флота. В полку также были летчики, которые летали с отцом Гризодубовой, и те, кого она сама обучала с довоенных лет. Сама Валентина Степановна постоянно вылетала на боевые задания – бомбить врага, оказывать помощь партизанам."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Задачи, стоящие перед 101-м полком, всегда были трудными. Нужно было прорываться к дальним целям в тылу врага, отражать атаки фашистских истребителей. Техника была несовершенной, нужно было летать в любую погоду и безошибочно достигать цели. Вот Валентина Степановна на своем личном примере и показала, как это сделать."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Полеты к партизанам вызывали особые трудности. Нужно было уметь многое сделать, чтобы добраться до места дислокации партизан, сесть на плохо подготовленную полосу, разгрузиться, забрать раненых, детей, посыльных, взлететь и вернуться на Большую землю."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Летчики полка вывезли из вражеского тыла 4 тысячи раненых, много детей, доставили в Центр множество оперативных документов, добытых у врага разведчиками и партизанами. Полк стал гвардейским, Краснознаменным, Красносельским."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"С 1946 года Валентина Гризодубова вернулась к мирной жизни. Работала в гражданской авиации, заместителем начальника НИИ-17 (впоследствии Институт приборостроения) по летной части. Институт разрабатывал радиоэлектронные устройства для армии и гражданской авиации. Она лично принимала участие в испытательных полетах."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В. С. Гризодубова скончалась 28 апреля 1993 года и была похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[2248,2248]}
Комментарии 0