08 ноя 2022 · 06:35    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Звучит немного фантастически, но потихоньку продавать автомобили гражданам начали еще до Великой Отечественной. Перед самой войной в продажу поступили списанные из государственных учреждений М-1 (эмки) – весьма интересные авто. Казалось бы, покупай – благо, что стоили они не так и дорого, но продавались они исключительно военным, причем, в обязательном порядке с регалиями и в офицерском звании. С «Москвичами-400» было проще, их даже мягко рекламировали ближе к концу 30-х, и для покупки они были доступны почти всем, но разживались такими машинами, в основном, государственные предприятия. Потом грянула война. Она и перевернула автомобильный рынок СССР, который к 1941 году только начинал формироваться."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Легендарная \"эмка\" - ГАЗ М-1", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200 (3).jpeg", "filesize": 142541, "height": 685, "pic_id": 227746, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/08/scale_1200_3.jpeg", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Трофеи и отечественные"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После победы над нацистской Германией в Страну Советов хлынули трофейные иномарки. Как такового учета их купли-продажи почему-то не велось, так что часть этих авто осела в частных руках."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вероятно, сыграло свою роль желание хоть как-то скомпенсировать людям потери личных машин, которые безвозвратно изъяли в самом начале ВОВ."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тем не менее, пригнанные из-за границы "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Опели, Мерседесы, Хорьхи"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "(ныне «Ауди») и Форды"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " попадали, в основном, или к офицерам, или, опять же, в госучреждения. Но и отечественная автомобильная промышленность на месте не стояла..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К концу 40-х годов было налажено массовое производство серийных автомобилей, которые были предназначены, в том числе, для народной эксплуатации:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Победа»;"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Москвич-400»;"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«ЗиМ» "}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Автомобиль \"Победа\" – символ СССР", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200 (4).jpeg", "filesize": 136369, "height": 684, "pic_id": 227748, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/08/scale_1200_4.jpeg", "width": 1017}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "До 1953 года продажи были абсолютно свободными, причем, по строго фиксированным ценам "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "(они и дальше сохранились, но постоянно росли по мере модернизации тех или иных моделей авто)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Например, бюджетный «Москвич» продавался за 8 тыс. рублей, более престижная «Победа» стоила 16000, а представительский, как его сейчас назвали бы, «ЗиМ» был доступен аж за 40 тысяч!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тем не менее, спрос был, и в какой-то момент государство решило его немного ограничить."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Очереди и ожидания"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Самый дорогой из представленных автомобилей – "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«ЗиМ» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". При средней зарплате рабочих на середину 50-х гг. около 800-1000 рублей, копить бы на него пришлось очень долго. Другое дело, "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Москвич» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " и относительно недорогая "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Победа» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "– на них можно было наскрести сравнительно быстро."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Авто ЗиМ (ГАЗ-12)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200 (5).jpeg", "filesize": 154106, "height": 768, "pic_id": 227750, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/08/scale_1200_5.jpeg", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Следовательно, были предприняты такие шаги: на недорогие машины сделали очереди, причем, стихийные, а на дорогую модель оставили свободную продажу – были бы деньги. Кстати, после этого серьезно возросло количество "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "доносов в правоохранительные органы"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " – люди стучали на счастливчиков, купивших машину без очереди, и, особенно активно на тех, кто обзавелся «ЗиМом»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Очереди на автомобили изначально "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "формировали сами покупатели"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " на предприятиях или во дворах среди соседей. Периодически устраивали переклички, причем, если кто-то не отзывался без уважительной причины, могли из очереди и выкинуть. На предприятиях же за "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«ускорение» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " очереди начальство брало с работяг немалые взятки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Государство смотрело на этот беспредел, и к концу 50-х постепенно начало переводить очереди под свой контроль – "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "они стали формироваться и контролироваться непосредственно в автомагазинах"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Стоит ли говорить, что создавался искусственный дефицит. "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Например, очередь на «Москвич» растягивалась на 3 года, а на «Волгу», заменившую «Победу» в конце 50-х гг., – аж на 7 лет, причем, с существенной доплатой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Попутно возникли проблемы с продажей подержанных машин. «Скинуть» старый авто частнику теоретически было можно, только был риск "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "попасть под статью за спекуляцию"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Предусмотренная же "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "система сбыта б/у автомобилей через комиссионные магазины"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " тоже была не совсем безопасной, да и выгодой не отличалась – граждане предпочитали «сбагривать» старые машины родственникам и знакомым за бесценок либо ездить на них десятилетиями."}], "attributes": []}], "selectedRange": [3707, 3707]}
Комментарии 2