15 июн 2025 · 07:38    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "От паровой машины до суперкара"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 18 веке изобрели паровую машину. Но как объяснить потребителям, насколько она мощная? Инженер и изобретатель "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Джеймс Уатт"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " придумал простой и гениальный прием — он сравнил силу машины с силой лошади. Так родилась всем известная "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«лошадиная сила» (л. с.)"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Для того времени это был «маркетинговый ход», говоря современным языком."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Уатт подсчитал: одна лошадь может поднять 330 фунтов угля на высоту 100 футов за минуту. Это 745, 7 ватт. Цифра совершенно не запоминающаяся. Но люди поняли главное на тот момент — паровая машина заменяет собой десятки лошадей. А сколько конкретно лошадей она заменит — отражает показатель мощности."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Почему мы до сих пор используем «л. с.»?"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Технологии пошли вперед, а единица измерения осталась. Сегодня лошадиная сила — архаика. В системе СИ мощность давно измеряют в ваттах: 1 л. с. = 735, 5 Вт. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но привычка и образ тягового животного сильнее логики. Автопроизводители до сих пор используют «лошадей» — так звучит солиднее. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фраза «этот двигатель выдаёт 150 л. с.» звучит понятнее, чем «мощность мотора составляет 110, 325 кВт»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В л. с. также считают налог на транспортное средство в России, принимая 1 л. с. равной 735, 499 Вт, и поэтому существует понятие "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "налоговой лошадиной силы"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Сто дюжих коней под капот я запрятал...» "}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сегодня мощность двигателей измеряется сотнями, а то и тысячами «лошадей». Например:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "обычный хэтчбек — 100–150 л. с.;"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ferrari SF90 Stradale — 1000 л. с. (и это гибрид!);"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Bugatti Chiron — 1500 л. с.;"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "электромобили вроде Tesla Model S Plaid — 1020 л. с."}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но есть легкий гоночный автомобиль без кузова с мотором от мотоблока. Он называется «карт». Время его разгона впечатляет — 3-4 cек. до 100 км/час. А скорость может достигать 260 км/час. Откуда такая динамика при мощности движка всего в 6–15 л. с., спросите вы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Все дело в «удельной мощности» — отношении полной мощности мотора к снаряженной массе автомобиля. У карта этот показатель в среднем составляет 0, 1-0, 15. Для сравнения, у Audi TT с 272-сильным движком тоже 0, 15, а у самосвала КАМАЗ — 0, 03."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Грубо говоря удельная мощность — это количество силы на килограмм веса. Можно думать об этом показателе как о «плотности мощности»:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Лошадь весит 500 кг и выдает 1 л. с. → ее удельная мощность — 1/500 = 0, 002 «лошади на кило»."}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Спортивный мотоцикл (200 л. с., 200 кг) → 1 л. с. /кг — в 500 раз «плотнее»!"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Чем выше это соотношение, тем резче ускорение, выше скорость и ярче ощущения движения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пример: слабенький 9-сильный карт весит как «три ведра воды». Но его удельная мощность близка к спорткару: на поворотах он «прилипает» к трассе, при этом мощно ускоряясь за доли секунды. И здесь роль также играет его низкий центр тяжести и геометрия."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А КАМАЗ с его сотнями «лошадей» не может так быстро преображать энергию мотора в движение — он тяжелый и большой. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Картинг — это «чистая физика»: минимум веса, максимум отдачи. Даже слабый мотор здесь превращается в «зверя», потому что ему не приходится таскать лишнюю массу. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Философия удельной мощности"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это не просто цифры и формулы. Это закон природы: чтобы быть быстрым, надо увеличивать силу, либо уменьшать вес. Именно поэтому:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "самолеты делают из алюминия, а не из стали;"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "боксеры-легковесы бьют быстрее и сильнее тяжеловесов (относительно своего веса)."}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так что важнее: много «лошадей» или мало килограммов?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ответ: их соотношение. Можно поставить реактивный двигатель на телегу, но она развалится. А можно сделать как Bugatti — 1500 л. с. + углеродное волокно, чтобы каждая «лошадь» работала на пределе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но и удельная мощности решает не все... Разберем на конкретном примере."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Когда мощность бьет мгновенно "}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С появлением электрических картов стало еще интереснее. Возьмем электрокарт мощность 15 л. с. и его бензинового «собрата» той же массы, но большей мощностью — 20 л. с. У электрического — удельная мощность 0, 15 л. с. /кг, у бензинового — 0, 2 л. с. /кг. Кто из них будет быстрей при старте с места. Более вероятный ответ — электрокарт: у него низкий крутящий момент, это значит, что разгоняется он резче, даже при меньшей удельной мощности. Проще говоря — электромотору не нужно долго раскручиваться."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Почему Tesla «делает» Ferrari на старте?"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У Ferrari может быть 800 л. с., но она весит полторы тонны. А Tesla — 1000 л. с. при двух тоннах массы. Казалось бы, проигрыш последней по полной и удельной мощности очевиден. Но у электромобиля "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "моментальная отдача мощности"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", и первые 100 км/ч он наберет в разы шустрее — "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "каждая его «лошадь» быстрее включается в разгон"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тут важный момент: у ДВС и тяговых электродвигателей разная «манера» отдачи мощности. Мощность — важна, но главное — как она используется. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А то, что ДВС — «полный отстой» по эффективности и КПД, я уже писал "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://t.me/tehtupik/15"}, "string": "здесь"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Какова «истинная» мощность настоящей лошади?"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А теперь самое интересное! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Автопроизводители в характеристиках машины обычно указывают "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "максимальную мощность"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " двигателя."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А вот как насчёт "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "настоящих лошадей"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "? Оказывается, скаковая лошадь на коротком рывке может выдать "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "до 15 л. с."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", но лишь на несколько секунд. Следуя логике современных автопроизводителей мощность живого коня скаковой породы именно "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "составит 15 л. с..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как вам такая арифметика?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Если вам интересно каждый день узнавать об интересной технике, я приглашаю вас в гости к себе по ссылке ниже."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Канал "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://t.me/tehtupik", "italic": true}, "string": "«Причуды техники...» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}], "selectedRange": [5083, 5083]}
Комментарии 0