03 июн 2025 · 20:54    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Маховик вместо мотора..."}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Представьте автомобиль, которому не нужен бензин, электричество или водород. Его двигатель — это раскрученный до безумных оборотов стальной диск, запасающий энергию в кинематике вращения. Звучит неправдоподобно. Однако машины на маховике давно существовали в реальности и, возможно, еще вернутся на дороги будущего. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "От автобуса до болида: как маховик едва не заменил ДВС?"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Идея использовать маховик в транспорте не нова — первые эксперименты начались еще в 1850-х годах, когда инженеры пытались создать маховиковые локомотивы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но настоящий прорыв случился в 1950-х, когда швейцарская компания Oerlikon Gyrobus выпустила "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "гиробус"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " — городской автобус, работающий на энергии маховика. Он разгонял 1, 5-тонный стальной диск до 3000 об/мин, запасая достаточно энергии для 6 км пути. Заправка занимала 2-3 минуты — быстрее, чем зарядка современных электробусов! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Определенный азарт технологии маховика вызвали в автоспорте. К примеру, в 2011 году концерн Porshe представил экспериментальный спортивный гибрид — модель 918 RSR с электроприводом на передней оси и маховиком для накопления энергии вместо литиево-ионной батареи. Маховик был установлен в салоне машины на месте переднего пассажирского сиденья. При разгоне он играл роль генератора для питания двух тяговых электромоторов. Суммарная мощность силовой установки удалось довести до внушительной величины в 767 л. с. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Источник - freepik.com", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "freepik__the-style-is-candid-image-photography-with-natural__16750.jpeg", "filesize": 143867, "height": 1024, "pic_id": 996038, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/06/03/freepik__the-style-is-candid-image-photography-with-natu_Gfq9DTX.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250603%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250603T174818Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=350b715a83249ce3e6ae1398f3ec5cbc63f4afde40437d7a58b8c3c340bf4280", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Почему маховик не стал мейнстримом?"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Главная проблема маховиков — гироскопический эффект: быстро вращающийся диск сопротивляется изменению направления движения машины, что делает управление автомобилем сложным. Кроме того, есть риск разрушения маховика на высоких оборотах (до 100 000 об/мин в современных экспериментах), что требует сверхпрочных материалов. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но настоящим «ударом» для маховика стал доработанная эффективность аккумуляторов. Если в 1970-х КПД маховика (до 90%) превосходил свинцовые батареи того времени, то с появлением литий-ионных технологий это преимущество сошло на нет. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Будущее маховиков: гибриды и космос"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сегодня маховики находят применение в гибридных системах — например, в автобусах Volvo и поездах Siemens, где они помогают рекуперировать энергию торможения. В космической отрасли их используют NASA и ESA для стабилизации спутников. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А в 2024 году стартап Torqeedo представил концепт маховикового накопителя для электрокаров, который может увеличить запас хода на 20%. Возможно, однажды маховики вернутся в автоспорт или даже в гражданские авто — как легкая, долговечная и экологичная альтернатива батареям. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Энергия, застывшая во вращении"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сегодня маховичные автомобили пока остаются технологической диковинкой, но их история доказывает: иногда самые простые идеи — вращение, инерция, кинетическая энергия могут быть гениальнее сложных двигателей. Кто знает, может, через 20 лет мы увидим «вечные машины», которым не нужно заряжаться — достаточно просто раскрутить их маховик. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Держите руку на пульсе — будущее уже крутится!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Авторский канал в "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://t.me/tehtupik", "italic": true}, "string": "телеграмм"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}], "selectedRange": [2963, 2963]}
Комментарии 0