24 май 2025 · 07:24    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Бронепоезд будущего» — проект времен холодной войны"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "1983 год. СССР начинает разработку локомотивов на ядерном топливе. Но предназначались они не для перевозки угля или пассажиров. Эти монстры должны были использоваться для передвижных ракетных комплексов — неуязвимых «призраков», способных месяцами скрываться на бесконечных железнодорожных ветках Транссиба. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Предполагалось, что локомотив с реактором сможет преодолевать тысячи километров без остановок, что особенно актуально для Сибири и Дальнего Востока, где дизельные поезда зависели от заправок на редких станциях."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Источник - freepik.com", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "freepik__the-style-is-candid-image-photography-with-natural__85914.jpeg", "filesize": 197084, "height": 1024, "pic_id": 991756, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/05/24/freepik__the-style-is-candid-image-photography-with-natu_DqCqCnK.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250524%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250524T042050Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=b4fb7ca8db4cb21d72b8aef5658bf2e5c397fcac719f1527038df362c0aee2ee", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К 1985 году конструкторы представляют первый проект. Вместо привычного тепловозного дизеля — реактор на быстрых нейтронах, похожий на те, что стоят на атомных подлодках. Расчеты обещают фантастические возможности: один атомовоз может тянуть состав весом 15 000 тонн, месяцами не требуя дозаправки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но за цифрами скрывались труднопреодолимые проблемы. С учетом биологической защиты вес одного только реактора достигал 140 тонн. Рельсы и мосты тех лет не выдержали бы такую нагрузку. А случайная авария могла оставить после себя «радиоактивный след» длиной в сотни километров. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кроме того обслуживание реактора требовало квалифицированных физиков-атомщиков, а не обычных железнодорожников. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Дерзкое техническое наследие, оставшееся на бумаге"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К концу 1980-х стало ясно: атомовоз — это красивая, но дорогая и опасная задумка. Военные осознали, что скрыть передвижение 500-метрового радиоактивного состава уже невозможно — спутники НАТО уже способны его отследить. Экономисты подсчитали, что стоимость одного такого «поезда-призрака» превышает бюджет небольшого советского города."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Последнюю точку поставила Чернобыльская катастрофа 1986 года, после которой «мирные» атомные эксперименты стали политически невозможны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сегодня чертежи атомовоза пылятся в архивах как наследие творческой дерзости советских инженеров. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Атомовоз так и не вышел за рамки проекта, но его наследие живо и сегодня. Современные атомные ледоколы и подводные лодки — прямые потомки тех смелых экспериментов. А когда инженеры говорят о перспективах ядерных двигателей для космических кораблей, в их словах слышится и эхо атомного локомотива. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ведь иногда, чтобы понять границы возможного, нужно сначала помечтать о невозможном. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fbazatexta.turbo.site%2F&postId=1986979"}, "string": "Александрович Сергей"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " - инженер, технический автор "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Канал в "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://t.me/tehtupik"}, "string": "телеграмм"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ":"}], "attributes": []}], "selectedRange": [2348, 2348]}
Комментарии 0