03 янв 2023 · 21:05    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Те, кто застал советские времена в зрелом возрасте, наверняка помнит цены на новые автомобили. Но в отличие от современных реалий, купить авто было непросто, а в организации их отгружали в разы дешевле, чем населению."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Автомобиль для населения в советские времена был роскошью по всем параметрам – купить их было очень сложно, стоили они дорого, обслуживать за пределами крупных городов было почти негде. Если кому-то удавалось купить машину, ее берегли так, как ничто больше. Наверное поэтому до наших дней дожило достаточно много экземпляров, выпущенных при СССР."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200 (53).jpg", "filesize": 172619, "height": 634, "pic_id": 345440, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/03/scale_1200_53.jpeg", "width": 945}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Купить авто было сложно – в свободной продаже их не было, это было доступно или за особые заслуги, или в порядке очереди (достаточно долгой). Когда очередь наконец подходила, за новую «Копейку» приходилось выложить 6400 рублей (в ценах 1983 года), за «Тройку» – 7500 рублей, а «Шестерка» стоила уже 8400 рублей. Мечта всей страны – 24-я «Волга» оценивалась в 11200 рублей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200 (54).jpg", "filesize": 129690, "height": 548, "pic_id": 345441, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/03/scale_1200_54.jpeg", "width": 984}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Много это или мало? В пересчете на тогдашние зарплаты – очень много. По официальной статистике в 1985 году средняя зарплата по всему Союзу составляла около 174 рублей в месяц."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Другими словами, «начальная» модель в линейке Волжского автозавода стоила примерно как средняя зарплата за 36 месяцев – или 3 года."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Чтобы было понятнее, в 2018 году средняя зарплата по России составила 43 381 рубль, а за 3 года наберется 1 561 716 рублей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сейчас у АвтоВАЗа больше миллиона стоит только одна модель в максимальной комплектации. Рестайлинговая «Гранта» в стандартной комплектации стоит около 434 000 рублей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200 (55).jpg", "filesize": 137351, "height": 573, "pic_id": 345442, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/03/scale_1200_55.jpeg", "width": 856}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но наиболее несправедливым было то, что в организации и на экспорт новые «Жигули» продавались по куда более низким ценам."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Согласно Прейскуранту № 21-01 от 1973 года, ВАЗ-2101 отпускался организациям по цене 2300 рублей. Для населения в 1973 году эта модель стоила 5500 рублей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Считается, что оптовые цены из таких прейскурантов показывают реальную себестоимость производства автомобилей в СССР. Другими словами, на продаже авто населению государство зарабатывало по 100-200% прибыли."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С экспортом ситуация аналогичная. Стране нужна была валюта, поэтому советские автомобили продавались за рубежом дешевле рыночных цен. По статистике, в 1980-е годы на автомобили приходилось до 80% от экспорта машиностроительной отрасли."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200 (56).jpg", "filesize": 159139, "height": 640, "pic_id": 345443, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/03/scale_1200_56.jpeg", "width": 954}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В том же 1973 году ВАЗ-2101 продавался во Франции за эквивалент 2083 рублей (при цене в СССР в 5500 рублей). И это при гораздо более богатой комплектации и высоком качестве сборки экспортных моделей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поговаривают, что немалую часть экспортных машин скупали советские же граждане, находящиеся в командировке. Но в это поверить сложно – на экспорт шли сотни тысяч автомобилей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Впоследствии хронический дефицит автомобилей у населения позволил АвтоВАЗу остаться на плаву в сложные 90-е годы. Хоть вокруг завода шли настоящие криминальные войны, объем производства составлял 600 и более тысяч авто в год. Цены стали адекватны рынку, и спрос позволил предприятию полноценно работать."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Однако после 2008 года о таких цифрах компания может только мечтать. Например, в 2016 году АвтоВАЗом было произведено только 408 тысяч авто, а прибыли автогигант не видел уже давно."}], "attributes": []}], "selectedRange": [3125, 3125]}
Комментарии 0