13 май 2022 · 20:21    
{"document":[{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Приветствую Вас, мои уважаемые читатели."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["heading1"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"Когда-то я написал эту статью на другом ресурсе, а теперь хочу поделиться с Вами ею здесь."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В связи с образованием СНГ, НИС «Космонавт Юрий Гагарин» был приватизирован Украиной. В 1996 году судно было продано на металлолом по цене 170 долларов за тонну. В свой последний рейс к месту утилизации, индийский порт Аланг, судно вышло из порта Южный (Одесса) в июле 1996 года."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"01.jpg","filesize":219357,"height":840,"pic_id":57492,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/05/13/01_gazzflI.jpeg","width":1293}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Первый раз в жизни я ощущал себя мародером. Под ногами хрустели обломки плексигласа. Из раскуроченных приборов понуро свисали разноцветные проводки. Над мертвой панелью кто-то навесил табличку: «Не включать! Работают люди!» Боцман, чуть крякнув, отодрал доску, приколоченную к косяку, и пропустил в библиотеку. Видимо, книги здесь собирали долго и с любовью — затрепанные, читанные тома — Чехов, Толстой, Уэллс, мемуары Козинцева. Я подобрал и запихнул в свою сумку воспоминания космонавта Рюмина с автографом и «Сын земли и звезд» — повесть о Гагарине — с посвящением капитану Георгию Федоровичу Григорьеву. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"— Что будет с остальными книгами? — спросил я старпома. Он пожал плечами: "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"— Индусы, наверное, сожгут… "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Мертвое судно — зрелище не для слабонервных. Лет двадцать назад мы дворовой компанией, пляжась на «Ланжероне», любили разглядывать силуэты загадочных космических кораблей, гордо выстроившихся на рейде. Мы угадывали их издалека. Тот, что с белыми шарами во всю палубу, — «Космонавт Владимир Комаров», самый большой с громадными тарелками-антеннами — «Космонавт Юрий Гагарин», тот, что поменьше, — «Сергей Королев». И мечтали хоть разочек побывать на них, казалось, взятых из фантастических книжек."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"02.jpg","filesize":235541,"height":830,"pic_id":57494,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/05/13/02_MUZVbZJ.jpeg","width":1180}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"И вот одна из детских, так редко сбывающихся во взрослой жизни, фантазий все-таки состоялась. Но от этого лишь печалью щемит сердце. Я на корабле, пережившем, кажется, сотни три пиратских налетов. Все всклокочено, разбито. Да и само судно официально уже не «Космонавт Юрий Гагарин», а просто «Агар» с портом приписки Кингстаун, Багамские острова. Почему «Агар»? В фамилии «Гагарин» белой краской замазали первую и две последние буквы — так дешевле. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Со дня на день с рейда Ильичевска «Гагарин» и «Королев» уйдут в свой последний рейс в Аланду — индийский порт, где проржавевшие борта разрежут на металлолом."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"03.jpg","filesize":261733,"height":964,"pic_id":57495,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/05/13/03_7URh4gq.jpeg","width":1500}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В начале семидесятых «Юрий Гагарин» был самым уникальным научно-исследовательским судном в мире. Сто десять лабораторий. Его две с половиной сотни сотрудников при необходимости могли полностью заменить подмосковный Центр управления полетами. Говорят, в год постройки его стоимость оценивалась в 500 миллионов долларов. «Гагарин» в открытом океане поддерживал связь с космонавтами, его антенны могли доставать спутники, летящие к «Марсу» и «Венере». Видимо, секретные подразделения «слушали» в те времена и Америку – не случайно «точка» судна находилась обычно у ее берегов. Когда в начале семидесятых на Ильичевск обрушилась стихия и город остался без света, к причалу подошел «Гагарин», включил энергоустановки и несколько дней освещал весь город. А бортовая пекарня в это время кормила горожан хлебом. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Официально «Гагарин», «Королев» и «Комаров» были судами Академии наук СССР, а обслуживало их Черноморское морское пароходство. Как раз в 91-м «Гагарина» подлатали, и он должен был уйти в новый рейс. Но тут оказалось, что судно теперь в одной стране, а Академия наук — в другой. И платить за его эксплуатацию нечем. Тем более все больше разговоров шло о сворачивании космических программ."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"04.jpg","filesize":123545,"height":527,"pic_id":57496,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/05/13/04_1ikbPEd.jpeg","width":1280}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"«Комарова» передали в Балтийское пароходство. Там с ним промучились и разрезали на металлолом. «Королева» и «Гагарина» Черноморское пароходство, даже несмотря на собственные тяжелые времена, долго пыталось сохранить. Писали по украинским, российским инстанциям. Даже появились предложения — устроить на корабле постоянную выставку продукции оборонки, ходить по крупным портам, показывать, продавать. Но в конце концов суда под свой «патронат» взяло украинское Минобороны. О совместном использовании с Россией теперь уже речь идти не могла. Впрочем, и Минобороны суда оказались, в общем-то, ни к чему, да и не по карману. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Моряки знают, корабли, как люди, без дела быстро умирают. Оказавшись на рейде возле порта Южный без должного присмотра, «Гагарин» и «Королев» быстро ржавели. Из лабораторий исчезала аппаратура. Пароходство, само оказавшееся в жесточайшем кризисе, не в состоянии было содержать два гиганта. Команда, чтобы прокормить себя и согреть, меняла кабели и приборы на продукты. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В результате офицеры украинских ПВО прошлись по судам и сняли все, что им могло еще пригодиться. Прихватили и кое-что из бытовых мелочей. И даже почему-то корабельный музей."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"05.jpg","filesize":1044622,"height":2078,"pic_id":57497,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/05/13/05_jLEKGbm.jpeg","width":3000}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"К началу 96-го корабли уже годились разве что на металлолом. Фонд госимущества Украины разрешил их продать. Посредник — австрийская фирма «Зюд Меркур» предложила за металл «Гагарина» и «Королева» хорошую цену — 170 долларов за тонну. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"К концу года от судов останутся одни воспоминания. И это последнее фото «Гагарина» которое я сделал на внешнем рейде Ильичевска за несколько суток до их ухода навсегда. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Александр МИЛКУС"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Одесса-Ильичевск. Газета «Комсомольская Правда» 06.07.1996"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"07.jpg","filesize":1098313,"height":1961,"pic_id":57498,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/05/13/07_zDAa7B3.jpeg","width":3000}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"А теперь от себя добавлю. Это фото сделано летом 1984 года. На нем я с мамой на фоне \"Гагарина\". Порт Одессы. Я был потрясен этим огромным кораблем, на то время большего судна я не видел. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"Это был первый день стоянки в пассажирском порту Одессы. По словам людей на пирсе, через пару дней он должен был уйти в торговый порт, вроде \"Южный\" его называли. На корме судна стояло с десяток иномарок. Думаю, это экипаж для себя покупал. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"italic":true},"string":"Об этом корабле рассказывал и своим детям, значит память о нем будет жить. Жаль, что развалился союз, жаль, что наша страна почти лишилась науки. Очень надеюсь, что все это исправится."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true,"italic":true},"string":"P.S. Эта статья была написана 3 года назад. Хочу с удовольствием заметить, что наука возрождается. Не так быстро как хотелось, но все же."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[161,188]}
Комментарии 0