15 дек 2025 · 08:53    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200 (91).jpg", "filesize": 121079, "height": 443, "pic_id": 1041477, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/12/15/scale_1200_91.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251215%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251215T054955Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=bff1e293f6ff2d160d96716d08eff3606baf0ec8f093d96a47310109457255f8", "width": 790}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Азербайджанские учебники, особенно учебники истории – «слабое звено» в системе образования страны. В начале двухтысячных годов в школах составляли учебный план на базе старых советских учебников, затем, когда министерство образования Азербайджана издало учебники своими силами, ситуация стала меняться, причем – не к лучшему. Об этом говорится в материале, опубликованном на сайте «Jam-News»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так, отмечается, что проблемы азербайджанских учебников можно разделить на 4 вида: фактология (помимо искажения прошлого, замалчивание одних фактов и раздувание других), собственный некритический подход к истории и воспитание некритического подхода у молодежи, «датово-царское» описание событий и язык ненависти."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первый «стратегический» ляп учебников по истории – навязчивая идея о вечном азербайджанском государстве и вечной азербайджанской нации. То есть, Манна, Мидия, Атропатена, Албания, а также любые феодальные ханства объявляются азербайджанскими. Предъявляются территориальные претензии к Армении, Ирану и Грузии, часть территории которой в учебниках пятого класса названа «исконно азербайджанской землей»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что же касается вечной азербайджанской нации, в целом, дискурс наличия границ и единых национальностей относится к современности, но авторы считают, что так было всегда."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как подчеркивается в материале, азербайджанские учебники интерпретируют древний эпос тюркских народов - «Китаби Деде Горгуд» - следующим образом: «Одна из самых любимых поговорок огузов звучит так: “Никогда старый враг не может стать другом”. Огузские храбрецы клялись отомстить за кровь погибшего шехида. Этот обычай огузов со временем распространился среди всего азербайджанского народа. Азербайджанский народ и теперь клянется, что не оставит кровь шехидов без возмездия»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это – учебник истории пятого класса. Тут есть всё – и язык ненависти, и некритичное отношение к тезисам, и проблемы с фактологией, и воспитание некритичного мышления."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В другом учебнике пятого класса сказано, что «территория, называемая сегодня Арменией, – древняя и извечная земля Азербайджана – родная земля азербайджанцев». Тут присутствуют как искажение фактов, так и пресечение критического мышления."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В учебниках старших классов - аналогичная ситуация. Авторы как сами демонстрируют некритическое мышление, так и навязывают его ученикам. Например, в учебнике пятого класса рассказывается история некой «старухи», пришедшей с внуком к массовому захоронению в Губе. Женщина вспоминает свою душераздирающую историю, рассказывает ее внуку и говорит, что тогда ей было шесть."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "История переполнена мелкими ляпами и нелепостями, она даже не претендует на правдоподобие. Но главное, что захоронение в Губе было найдено в 2007 году, а, следовательно, женщине этой не меньше 95 лет (то есть, молодым мог бы быть и ее правнук). Учебник изобилует выражениями «кругом враги», «мы лучше всех»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что касается Второй мировой войны, авторы учебников никак не могут определиться. С одной стороны, говорится о «неоценимом вкладе» бакинских нефтяников в дело победы над фашизмом, с другой стороны, о подпольщиках-тюркистах, которые ненавидели Советский Союз и никак не могут быть «плохими», потому что мечтали о независимости Азербайджана!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Многие азербайджанцы, эмигрировавшие из Северного Азербайджана, после установления здесь советского режима, рассчитывали, что в случае победы Германии над Советским Союзом, Азербайджан получит национальную независимость. Так считали и некоторые из тех, кто жил на родине и был призван на службу в Советскую Армию. Одним из них был майор Абдуррахман Фаталибейли-Дуденгинский. Он попал в плен к немцам в Прибалтике. В 1941 году он обратился к Гитлеру с предложением создать воинскую часть из азербайджанцев. Гитлеровцы приветствовали его обращение»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Отмечается, что «гитлеровцы» по семантике ближе к обращению «стахановцы», «ленинцы», чем «фашисты». Но это не всё."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«В случае овладения Кавказом, немецкой армии было поручено не задевать национальные и религиозные чувства местного населения. Генерал фон Макизен, возглавлявший военные действия на Кавказе, принял ислам, совершал обряд намаза при всем народе»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По крайней мере, еще один источник сообщает, что генерал действительно принял ислам. Звали его, однако, Макензен. Дальше говорится о том, как «немцы высоко ценили их боевые качества, наградив многих из них медалями». Это про тех самых азербайджанцев, которые воевали на стороне «гитлеровцев»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«После окончания войны части этого легиона были переведены на территории нейтральных стран и распущены. Большая часть их осела в Турции. Те, кто вернулся на родину, длительное время подвергались преследованиям и ссылкам». Авторы учебника негодуют по этому поводу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Автор пишет, что даже в начале 20 века в Баку ни один человек на вопрос «кто ты?» не ответил бы «азербайджанец». Любой сказал бы «я мусульманин», либо, в крайнем случае, «тюрок». Единой нации в ее современном понимании тогда не было, и ничего стыдного в этом нет. Фактически, азербайджанское государство ведет отсчет с момента создания Азербайджанской Демократической Республики в 1918 году Мамедом Эмином Расулзаде и его «командой»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По словам автора, вместо того, чтобы сосредоточиться на переосмыслении истории, на более или менее объективных фактах, учебники превратили ее в рупор пропаганды и пищу для бесконечных издевок «противника». Нельзя выиграть информационную войну, если выглядишь смешно и сам себе противоречишь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Язык ненависти, датово-царский подход, воспитание некритического мышления, примордиализская картина мира – во всем этом нет ничего хорошего. По сути, это не учебники истории, а источник пропаганды, ненависти и глупости», – пишет автор."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кроме того, эти учебники удивительно скучные. В них отсутствует человеческий подход, практически не уделяется внимания жизни простых людей в тот или иной период, кухне, культуре. Они написаны бесконечно пафосным, казенным языком, с использованием сложных слов и терминологии безо всякой на то необходимости."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Отметим, что ранее сайт «JamNews» писал о том, что азербайджанские учебники изобилуют оскорблениями в адрес армянского народа, что является «языком ненависти». Текст в учебниках в точности повторяет общеизвестные пропагандистские тезисы, распространяемые официальными властями."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Напомним также, что согласно влиятельному британскому сайту «Open Democracy», школьное образование является одним из основных элементов государственной пропаганды в Азербайджане, и власти используют его для пропаганды ненависти против армян."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По материалам: "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/away?to=http%3A%2F%2Fwww.panorama.am%2Fru%2Fnews%2F2016%2F12%2F13%2F%25D0%2590%25D0%25B7%25D0%25B5%25D1%2580%25D0%25B1%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25B4%25D0%25B6%25D0%25B0%25D0%25BD-%25D1%2583%25D1%2587%25D0%25B5%25D0%25B1%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BA%25D0%25B8-%25D0%25BF%25D0%25BE-%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B8%25D0%25B8%2F1693566"}, "string": "panorama. am"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}], "selectedRange": [952, 1111]}
Комментарии 0