3
Железнодорожный: туристический и нетуристический. Заброшенный завод | Паблико

Железнодорожный: туристический и нетуристический. Заброшенный завод


09 окт 2023 · 12:38    

Железнодорожный является одним из немалого числа посёлков Калининградской области, которые когда-то имели статус города. Несколько часов, проведённых там, вполне достаточно, чтобы составить общее представление о посёлке, но очень мало, чтобы узнать его достаточно хорошо. Сегодня я расскажу, что мне удалось запечатлеть в Железнодорожном за один выходной день.



scale_1200.jpg 261.36 KB


Из истории Железнодорожного:

В 1251 году Тевтонский орден захватил прусскую крепость Гердаво (Гердавия, Гирдове), а уже в 1257 году было образовано комтурство с центром в крепости Гердауэн. В 1315 году было начато строительство каменного замка. 21 сентября 1398 года поселение, выросшее у стен замка, получило городское право. 

В Первую мировую войну город потерял около половины своей застройки, и был заново отстроен в 1916—1918 годы, став примером «Восточнопрусского восстановления». Вторая мировая война уничтожила то, что чудом сохранилось в предыдущую мировую войну. 

После войны Гердауэн вошёл в состав СССР, а 17 июня 1947 года Гердауэн потерял статус города и был переименован в рабочий посёлок Железнодорожный, став частью Правдинского района. С 2006 до 2016 год он был центром городского поселения Железнодорожное, но уже в 2019 году был отнесён к сельским населённым пунктам как посёлок. В этом же году началась реставрация обветшалых зданий, находящихся в центре посёлка.



scale_2400 6.jpg 293.1 KB


Часть 1: Железнодорожный туристический

В Железнодорожном я бываю достаточно часто и не могу не отметить положительные изменения, которые происходят в населённом пункте. Однако, на мой взгляд, они всё равно больше напоминают мишуру, маскирующую общий упадок. Это слова не в укор стране, области или местным жителям. Просто всё в этом мире имеет свой закономерный жизненный процесс: рождение, расцвет и упадок. Каждый город несёт в себе печать той эпохи, в которой возник, и это очень здорово, когда в процессе закономерного упадка, эту «печать эпохи» красиво оформляют, и, возможно, приводят к новому расцвету, только уже в новом качестве или качествах, применимых для новой эпохи.

А пока идут лирические отступления, давайте просто посмотрим на фотографии туристической части Железнодорожного.



scale_2400 1.jpg 298.6 KB




scale_2400 2.jpg 222.33 KB


Кирха Гердауэна была построена в 1345 году. Во время Второй мировой войны она не пострадала, в 1948-1957 годах там размещался Дом культуры. Но из-за отсутствия необходимых ремонтных работ к середине 60-х годов прогнили стропила и начала осыпаться черепица, а позже обрушились крыша и часть восточного фронтона. В конце 90-х годов были произведены работы по консервации кирхи.



scale_2400 куп.jpg 293.15 KB


Водонапорная башня Гердауэна 1921 года постройки:



scale_2400.jpg 226.43 KB


Здание школы, построенное в начале XX века:



scale_2400.jpg 177.92 KB


Водяная мельница, построенная в 1908-1909 годы из полнотелого керамического красного кирпича. В послевоенные годы мельницу использовали по прямому назначению, но с 1974 года она заброшена.



scale_2400.jpg 383.28 KB


Искусственный водопад рядом с мельницей и Мельничный пруд (Бактинзее):



scale_2400.jpg 359.09 KB




scale_2400 к.jpg 354.68 KB


Ещё одним интересным объектом в туристическом центре бывшего Гердауэна является замок. В настоящее время на его территории сохранилось не очень много объектов: ворота в готическом стиле, руины западного флигеля, остатки конюшен, в которых в послевоенные годы располагалась ветлечебница, замковый колодец…

Вот, например, остатки западного флигеля:



scale_2400.jpg 302.79 KB


Хочу обратить внимание на обратную сторону возросшей туристической привлекательности посёлка. Если раньше большинство путешественников, которые интересовались историческими объектами этих мест, оставляли автомобили внизу на обочине или вообще в центре на парковке, то теперь было немало желающих подъехать по брусчатой дороге непосредственно к замковым воротам, а несколько автомобилей вообще заехали на территорию. Возможно, такое положение дел здесь иногда наблюдалось и раньше, но мне пришлось наблюдать такое отношение впервые.

Ворота замка Гердауэн:



scale_2400.jpg 382.75 KB


Руины конюшен, пожалуй, представляют особый интерес для любителей полазить по разрушающимся заброшенным зданиям. По себе скажу, это особая мания… Чуть позже мы остановимся на ней подробнее.



scale_2400.jpg 367.71 KB




scale_2400 1.jpg 314.48 KB


Часть замковой стены:



scale_2400.jpg 408.52 KB


Раскопанные подвальные помещения:



scale_2400.jpg 221.43 KB


Часть 2: Железнодорожный нетуристический 

В туристической части посёлка много автомобилей и праздношатающихся туристов (по крайней мере, в выходной день). Но если вы немного отойдёте в сторону от популярных направлений и пройдёте, например, вдоль по улице Коммунистическая, возможно, вы решите, что здесь населённый пункт практически вымер. Конечно, там вы по-прежнему встретите немало интересных исторических зданий и иных объектов, которым пока не уделено столько внимания. Поэтому, в принципе, единственная причина, по которой я причисляю объекты, представленные в двух следующих галереях, к нетуристической части, лишь по причине отсутствия в их окрестностях толп туристов с фотоаппаратами. 



Здание почтамта, используемое по прямому назначению




Дом культуры


На фото ниже — здание районного управления (Крайсхаус Гердауэна), построенное в конце XIX — начале XX века по проекту архитектора Фридриха Хайтманна. Здание является объектом культурного назначения, хотя с 2006 года признано аварийным. Несмотря на то, что фасад выглядит весьма неплохо, если вы обойдёте крайсхаус с тыльной части, обнаружите, что здание находится в весьма неприглядном состоянии.



scale_1200.jpg 314.08 KB


Но изюминкой нашей прогулки по нетуристической части Железнодорожного я бы назвала комплекс заброшенных зданий, которые находятся совсем недалеко от туристического центра. Если верить кадастровым картам, на этой территории находился маслосырзавод. На территории были расположены котельная, гаражи, производственно-лабораторный корпус, гараж автотехники, трансформаторная подстанция и т. д.

Здания заброшены и никем не охраняются. По сути, на территории сплошные руины, сквозь асфальт прорастает бурьян, нет лишнего шума, отчего может показаться, что вы на мгновение оказались в зоне отчуждения.



scale_2400.jpg 314.38 KB


Здание цеха:



scale_1200 1.jpg 274.66 KB


Большинство зданий уже выглядит так, словно по ним недавно прошла война. Хотя годы запустения приносят разрушений не меньше…



scale_2400 1.jpg 276.34 KB


В этом помещении солнечные лучи выглядели так, словно на потолке было включено освещение.



scale_2400.jpg 256.11 KB




scale_2400 1.jpg 406.22 KB


Всё, что находится на территории бывшего маслосырзавода, настолько не вписывается в представления о том, что должно находиться недалеко от оживлённого центра довольно крупного посёлка, что складывается впечатление, что вы случайно шагнули в параллельное измерение. Кстати, именно по этой причине мы не на шутку перепугались, когда услышали голоса таких же любопытствующих, кто зашёл в эту «параллельную реальность».

Но, конечно, я не могу не отметить, что территория бывшего завода находится на берегу живописного Мельничного пруда, фотографии которого я просто не могу не приложить.



scale_2400.jpg 273.05 KB


Приглашаю в мои группы в VK «Калининградские прогулки» и «Творческий поиск» .

Если понравилась статья, подписывайтесь на канал и ставьте лайки.

Первая публикация статьи на Яндекс. Дзен

Железнодорожный является одним из немалого числа посёлков Калининградской области, которые когда-то имели статус города. Несколько часов, проведённых там, вполне достаточно, чтобы составить общее представление о посёлке, но очень мало, чтобы узнать его достаточно хорошо. Сегодня я расскажу, что мне удалось запечатлеть в Железнодорожном за один выходной день.



scale_1200.jpg 261.36 KB


Из истории Железнодорожного:

В 1251 году Тевтонский орден захватил прусскую крепость Гердаво (Гердавия, Гирдове), а уже в 1257 году было образовано комтурство с центром в крепости Гердауэн. В 1315 году было начато строительство каменного замка. 21 сентября 1398 года поселение, выросшее у стен замка, получило городское право. 

В Первую мировую войну город потерял около половины своей застройки, и был заново отстроен в 1916—1918 годы, став примером «Восточнопрусского восстановления». Вторая мировая война уничтожила то, что чудом сохранилось в предыдущую мировую войну. 

После войны Гердауэн вошёл в состав СССР, а 17 июня 1947 года Гердауэн потерял статус города и был переименован в рабочий посёлок Железнодорожный, став частью Правдинского района. С 2006 до 2016 год он был центром городского поселения Железнодорожное, но уже в 2019 году был отнесён к сельским населённым пунктам как посёлок. В этом же году началась реставрация обветшалых зданий, находящихся в центре посёлка.



scale_2400 6.jpg 293.1 KB


Часть 1: Железнодорожный туристический

В Железнодорожном я бываю достаточно часто и не могу не отметить положительные изменения, которые происходят в населённом пункте. Однако, на мой взгляд, они всё равно больше напоминают мишуру, маскирующую общий упадок. Это слова не в укор стране, области или местным жителям. Просто всё в этом мире имеет свой закономерный жизненный процесс: рождение, расцвет и упадок. Каждый город несёт в себе печать той эпохи, в которой возник, и это очень здорово, когда в процессе закономерного упадка, эту «печать эпохи» красиво оформляют, и, возможно, приводят к новому расцвету, только уже в новом качестве или качествах, применимых для новой эпохи.

А пока идут лирические отступления, давайте просто посмотрим на фотографии туристической части Железнодорожного.



scale_2400 1.jpg 298.6 KB




scale_2400 2.jpg 222.33 KB


Кирха Гердауэна была построена в 1345 году. Во время Второй мировой войны она не пострадала, в 1948-1957 годах там размещался Дом культуры. Но из-за отсутствия необходимых ремонтных работ к середине 60-х годов прогнили стропила и начала осыпаться черепица, а позже обрушились крыша и часть восточного фронтона. В конце 90-х годов были произведены работы по консервации кирхи.



scale_2400 куп.jpg 293.15 KB


Водонапорная башня Гердауэна 1921 года постройки:



scale_2400.jpg 226.43 KB


Здание школы, построенное в начале XX века:



scale_2400.jpg 177.92 KB


Водяная мельница, построенная в 1908-1909 годы из полнотелого керамического красного кирпича. В послевоенные годы мельницу использовали по прямому назначению, но с 1974 года она заброшена.



scale_2400.jpg 383.28 KB


Искусственный водопад рядом с мельницей и Мельничный пруд (Бактинзее):



scale_2400.jpg 359.09 KB




scale_2400 к.jpg 354.68 KB


Ещё одним интересным объектом в туристическом центре бывшего Гердауэна является замок. В настоящее время на его территории сохранилось не очень много объектов: ворота в готическом стиле, руины западного флигеля, остатки конюшен, в которых в послевоенные годы располагалась ветлечебница, замковый колодец…

Вот, например, остатки западного флигеля:



scale_2400.jpg 302.79 KB


Хочу обратить внимание на обратную сторону возросшей туристической привлекательности посёлка. Если раньше большинство путешественников, которые интересовались историческими объектами этих мест, оставляли автомобили внизу на обочине или вообще в центре на парковке, то теперь было немало желающих подъехать по брусчатой дороге непосредственно к замковым воротам, а несколько автомобилей вообще заехали на территорию. Возможно, такое положение дел здесь иногда наблюдалось и раньше, но мне пришлось наблюдать такое отношение впервые.

Ворота замка Гердауэн:



scale_2400.jpg 382.75 KB


Руины конюшен, пожалуй, представляют особый интерес для любителей полазить по разрушающимся заброшенным зданиям. По себе скажу, это особая мания… Чуть позже мы остановимся на ней подробнее.



scale_2400.jpg 367.71 KB




scale_2400 1.jpg 314.48 KB


Часть замковой стены:



scale_2400.jpg 408.52 KB


Раскопанные подвальные помещения:



scale_2400.jpg 221.43 KB


Часть 2: Железнодорожный нетуристический 

В туристической части посёлка много автомобилей и праздношатающихся туристов (по крайней мере, в выходной день). Но если вы немного отойдёте в сторону от популярных направлений и пройдёте, например, вдоль по улице Коммунистическая, возможно, вы решите, что здесь населённый пункт практически вымер. Конечно, там вы по-прежнему встретите немало интересных исторических зданий и иных объектов, которым пока не уделено столько внимания. Поэтому, в принципе, единственная причина, по которой я причисляю объекты, представленные в двух следующих галереях, к нетуристической части, лишь по причине отсутствия в их окрестностях толп туристов с фотоаппаратами. 



Здание почтамта, используемое по прямому назначению




Дом культуры


На фото ниже — здание районного управления (Крайсхаус Гердауэна), построенное в конце XIX — начале XX века по проекту архитектора Фридриха Хайтманна. Здание является объектом культурного назначения, хотя с 2006 года признано аварийным. Несмотря на то, что фасад выглядит весьма неплохо, если вы обойдёте крайсхаус с тыльной части, обнаружите, что здание находится в весьма неприглядном состоянии.



scale_1200.jpg 314.08 KB


Но изюминкой нашей прогулки по нетуристической части Железнодорожного я бы назвала комплекс заброшенных зданий, которые находятся совсем недалеко от туристического центра. Если верить кадастровым картам, на этой территории находился маслосырзавод. На территории были расположены котельная, гаражи, производственно-лабораторный корпус, гараж автотехники, трансформаторная подстанция и т. д.

Здания заброшены и никем не охраняются. По сути, на территории сплошные руины, сквозь асфальт прорастает бурьян, нет лишнего шума, отчего может показаться, что вы на мгновение оказались в зоне отчуждения.



scale_2400.jpg 314.38 KB


Здание цеха:



scale_1200 1.jpg 274.66 KB


Большинство зданий уже выглядит так, словно по ним недавно прошла война. Хотя годы запустения приносят разрушений не меньше…



scale_2400 1.jpg 276.34 KB


В этом помещении солнечные лучи выглядели так, словно на потолке было включено освещение.



scale_2400.jpg 256.11 KB




scale_2400 1.jpg 406.22 KB


Всё, что находится на территории бывшего маслосырзавода, настолько не вписывается в представления о том, что должно находиться недалеко от оживлённого центра довольно крупного посёлка, что складывается впечатление, что вы случайно шагнули в параллельное измерение. Кстати, именно по этой причине мы не на шутку перепугались, когда услышали голоса таких же любопытствующих, кто зашёл в эту «параллельную реальность».

Но, конечно, я не могу не отметить, что территория бывшего завода находится на берегу живописного Мельничного пруда, фотографии которого я просто не могу не приложить.



scale_2400.jpg 273.05 KB


Приглашаю в мои группы в VK «Калининградские прогулки» и «Творческий поиск» .

Если понравилась статья, подписывайтесь на канал и ставьте лайки.

Первая публикация статьи на Яндекс. Дзен

Читайте также
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ