05 ноя 2022 · 20:20    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Первая публикация: 2010 год (возможно) / Время чтения: 17 часов 18 минут", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "20221103_142018.jpg", "filesize": 5637843, "height": 1600, "pic_id": 222781, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/05/20221103_142018.jpeg", "width": 2700}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Примечание: возможны спойлеры"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Затянул я, конечно, с прочтением данной книги "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "(хотя я всегда читаю долго)."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Но нужно отметить, что она и не маленькая "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "(как минимум, 8 дней мне потребовалось, чтобы с ней совладать),"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " тем более определённые жизненные обстоятельства вынудили меня на время отложить её и заняться другими делами. Не суть важно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Что можно сказать о самом учебнике?"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " В целом он со своей задачей справляется. Представление о истории России с начала прошлого века формирует "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "(до событий 2009 года, так как это последняя дата, упоминаемая в книге)."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Не всё мне, конечно, понравилось. Как по мне, здесь "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "слишком большой упор в повествовании сделан на верхушку политической власти"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " со всеми вытекающими отсюда последствиями, чем на события, происходящие внутри страны, или на внешнеполитическую деятельность российского государства. Это всё есть, но складывается такое ощущение, что про политиков и что у них там происходит внутри здесь говорят намного больше, чем про события в стране в целом. "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Но может мне и кажется, всё же в истории и в учебниках по истории я не особо разбираюсь, так что это лишь ощущение, а не претензия."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ещё, так как это учебник, то "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "по всем историческим событиям здесь проходятся очень вкратце."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Даже про ту же ВОВ здесь очень тезисно всё описывают. Не успеваешь толком осознать происходящего, а уже всё закончилось и история движется дальше. Это нормально для учебника, тем более охватывающего достаточно продолжительный период в больше чем 100 лет. Хотя "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "вопросы всё же возникают по некоторым моментам:"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " бессмысленность некоторых глав по отношению к остальному содержанию; отсутствие раскрытия, даже минимального, излагаемых тезисов, которое было бы очень даже к месту; а в одном моменте логика повествования нарушается, так как идёт упоминание того, о чём речи до этого не было "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "(это приводит к тому, что приходится лезть в интернет, чтобы понять высказывание авторов, так как до этого ничего подобного не упоминалось)."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Но обо всём этом будет чуть ниже."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И есть ещё один момент, который омрачает впечатления от данного учебника. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Может только мне так кажется, но разве учебная литература, тем более по истории, не должна быть объективной, нейтральной, не предвзятой по отношению к рассматриваемым вопросам?"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " А то тут так получается, что, читая про дореволюционный период, мы явно видим к нему отношение авторов как нейтральное или положительное, учитывая подачу и используемые тезисы, даже с оправданием некоторых политических деятелей; тоже самое можно отметить про период после распада СССР, хоть уже и в более нейтральном ключе; но вот всё то, что касается самого СССР, во время прочтения может сложиться впечатление, что там был настоящий «ад на Земле», где не было ничего хорошего, а нейтральное отношение к историческим событиям — это скорее исключение, чем обыденная практика в повествовании. И я не против позиции авторов или моральной оценки тех или иных исторических периодов, но пускай они их высказывают где-то на страницах отдельно выпущенных книг по истории или собственных монографий, а не в рамках учебной литературы. Учебник — это не место личного отношения, это материал для изучения, где я хочу видеть в рамках литературы по истории произошедшие события и факты и последствия этого, а не воспринимать моральную оценку самих авторов. Позвольте мне самому формировать отношение к тому или иному историческому периоду или событию, а не воспринимать навязанное заранее. Странный подход."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Про содержание учебника"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "20221103_142428.jpg", "filesize": 1406207, "height": 1000, "pic_id": 222795, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/05/20221103_142428.jpeg", "width": 2200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Теперь же нужно отметить "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "содержательную часть."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Тут всё просто, а основные рассматриваемые периоды и так до очевидности понятны. В рамках "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "дореволюционного периода"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " нам показывают Россию в начале XX века, говорят о революции 1905-1907 годов и её последствиях, ведут речь про ПМВ и крушение монархии, а также затрагивают вопрос о культурной и духовной жизни на рубеже конца XIX — начала XX веков. В рамках "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "прихода к власти Советов и до войны"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " нам говорят про революцию 1917 года, про гражданскую войну, про укрепление и модернизацию Советского режима, заканчивая всё ВМВ. В рамках "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "послевоенного периода"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " нам показывают возникшие вызовы (холодная война и гонка вооружений), либерализацию Советской системы (Хрущёв), правление Брежнева — от стабильности к кризису, и, конечно же, распад СССР. И последнее — это уже "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "современная Россия"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " в годы 90-ых и при правлении Путина."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И после такого краткого пересказа всех глав в учебнике "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "(периоды, если что, я сам выделил, так как история в моей голове именно так делится на них),"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " стоит отметить их "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "неравномерное распределение в содержании."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Я, конечно, понимаю, что для всеобщей истории последние сто лет — это и есть «новейшая история», но, когда я давным-давно покупал данный учебник, мой предположительный расчёт состоял в том, что в нём, наверное, про современную Россию и послевоенный период СССР должно чуть подробнее акцентироваться внимание, чем вышло на самом деле. Для меня эти два периода — послевоенный и Россия 90-ых, — так и остались тёмным пятном в историческом понимании. К сожалению, данный учебник не смог в полной мере удовлетворить мои хотелки. Это, конечно, моя проблема, а не учебника, но всё же осадочек остаётся. А всё вот почему."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если мы будем "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "рассматривать все эти периоды постранично количественно, то получается следующее:"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " на дореволюционный период дано 140 страниц, а это 17 лет истории; на приход к власти Советов — 170, а это 28 лет; на послевоенный — 90, а это 46 лет; и на современную Россию — 50 страниц, а это 18 лет "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "(плюс-минус)."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Из этого соотношения можно сделать вывод, что, казалось бы, историю нам преподносят новейшую, а "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "в основном речь в учебнике ведётся о первой половине прошлого века."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " И ведь нельзя сказать, что вторая половина прошлого века была менее содержательной на исторические события. Всё же, как по мне, странные немного акценты с удалением большего внимания тем или иным периодам. И понятно, что концентрация исторических событий может разниться в те или иные времена, но неужели в послевоенный период совсем ничего не происходило, раз авторы ему уделили так мало внимания."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "О лишнем в содержании"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "photo_2022-11-04_19-12-25.jpg", "filesize": 95805, "height": 366, "pic_id": 222801, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/05/photo_2022-11-04_19-12-25.jpeg", "width": 1280}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И тут можно задаться вопросом "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "о ненужности некоторой информации в учебнике."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Такого здесь немного, но всё же подобное имеется, как минимум, я отметил для себя три момента. Первый из них — "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "это первый параграф."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Мне он просто не понравился. Если бы я не ставил себе цель дочитать книгу до конца, то на этом же первом параграфе и бросил бы чтение. Казалось бы, что это вводная вступительная часть, но по своей сути она относится скорее к размышлениям об историческом периоде (дореволюционном), чем рассказывает нам о нём."}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": " Точнее будет сказать, что умных и громких слов здесь много, а вот смысла очень мало."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Вся суть в этом параграфе сводится к тому, что православная религиозность, укоренившаяся как в образе жизни народа, так и в государственном устройстве, послужила причиной краха Российской империи из-за того, что не соответствовала современным реалиям того времени на фоне других западных стран с их индивидуальным торжеством успеха и т. п. Меня лично такое сразу отвратило. Но умные слова с минимальным содержанием на этом первом параграфе и останавливаются, а дальше уже идёт нормальное "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "(можно даже отметить, что в целом неплохое)"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " историческое повествование."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А есть тут ещё "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "другой параграф, но уже скорее комичный по своему содержанию. И речь в нём ведётся о Распутине."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Точнее как о Распутине, не то, чтобы о нём самом, а о том, что кто-то там во что-то там верит и мифологизирует вокруг его персоны, но авторы как бы не собираются предоставлять какую-либо достоверную информацию о нём, да и вообще о нём говорить не собираются. Это очень забавно читать, потому что я всю суть параграфа этого и пересказал. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Тогда спрашивается зачем вводить о данной персоне целый параграф, если речи о нём вести никто даже не собирался?"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Просто воды налили без смысла и толка. Хотя нет. Есть тут один очень важный и значимый смысл. Авторы, цитируя А. Керенского, что "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Без Распутина не было бы Ленина»,"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " раскрывают эту цитату уже своими словами, важными для понимания их позиции по отношению к СССР:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«... Россию бы не постигли испытания и мучения, которые она выдерживала почти столетие под игом беспощадных коммунистов» // с. 106"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "То есть понятно отношение авторов, учитывая их словесные выражения, что явно намекает на отсутствие какой-либо объективности, нейтральности или непредвзятости при рассмотрении самого периода времён СССР. И в этом действительно "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "имеется проблема, потому что, читая всё дальше, ты просто начинаешь сомневаться во всех словах авторов,"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " так как задаёшься вопросом: "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«раз у них такая позиция, то станут ли они манипулировать фактами для её подтверждения?» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Это самая худшее, что здесь имеется, но об этом я ещё и дальше скажу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но вот что действительно "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "выделяется на фоне всего остального и кажется бесконечно ненужным для содержания — это целая глава о духовной и культурной жизни второй половины XIX века — начала XX."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Я бы понял, если бы авторы, как это иногда делают в других учебниках по истории, после каждого исторического периода вклинивали главу о культуре, науке и т. п. Но здесь это одна единственная глав об этом и более ничего подобного в виде обсуждения культуры и науки не встречается нигде. И ведь не только в этом проблема. В самой этой главе обсуждаются достижения и деятели культуры и науки не из начала XX века, а только из второй половины XIX. То есть вообще смысл какой-либо для включения данной главы в учебник теряется. Опять же, кроме другого смысла, который авторы в данном случае напрямую не высказывают, но об этом можно догадаться: "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«что вот посмотрите какое духовное, культурное и научное богатство Российской империи испоганили и на корню уничтожили большевики»."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Не утверждаю, что именно это имели в виду авторы, но это единственное логичное оправдание включения этой бессмысленной главы в учебник."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И вот когда видишь явное излишество в материале учебника, то "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "некоторые моменты в нём становятся очень и очень странными, а именно те, которые никоим образом не поясняются и не дополняются"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (про дополнение будет чуть ниже). Сидишь ты такой, читаешь о периоде 1938-1939 года, где рассказывается о японской агрессии, когда Япония вторглась на советские территории, и тут БАЦ тебе говорят о "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "\"лучших советских асах, воевавших в республиканской Испании "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "//"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " с. 285\"."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " И ты такой: "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Чего? Почему советские лётчики воевали в Испании? У СССР с Испанией была что ли война?» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Подобное действительно нарушает логику повествования и ошарашивает. О том, что в Испании (1936-1939 года) была гражданская война и на одной из сторон выступала СССР (хоть и не самым, вроде как, значительным образом), и словом не было упомянуто. То есть у авторов хватило времени и сил, чтобы целую главу посвятить культурной и научной жизни периода, который даже не рассматривается в учебнике, бессмысленный первый параграф написать, а также налить воды на ещё один параграф о Распутине, но у них не хватило желания пояснить то, что они сами же и заявляют. Я даже не знаю как это назвать. Халтурой, наверное."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Идеологическая ангажированность» "}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "стр. 61", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "photo_2022-11-04_20-15-51.jpg", "filesize": 147010, "height": 315, "pic_id": 222808, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/05/photo_2022-11-04_20-15-51.jpeg", "width": 957}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Теперь же о самом неприятном в учебнике — нескрываемой предвзятости авторов."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Помимо того, что уже было упомянуто, есть тут один момент, который является для меня чуть ли не показательным. Говоря о таком политическом деятеле Российской империи как П. А. Столыпин и в частности о его реформах, авторы заявляют следующее:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Поэтому все разговоры о провале и крахе столыпинских преобразований свидетельствуют не столько о результативности реформ, сколько об идеологической ангажированности, а нередко и просто о научном невежестве сочинителей» // с. 77"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Значит, если ты говоришь о том, что столыпинские реформы были неудачными, то ты становишься "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "идеологически ангажированным."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Ага. Понятно. Тогда интересно следующее. Если авторы сего учебника, говоря "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "о Ленине, характеризуют его исключительно подобным образом:"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " маниакальный фанат революции, являющийся полным неудачником во всех остальных сферах жизни, уступавший по кругозору и интеллекту многим другим из своего круга и оказавшимся у руля только благодаря случайности, при этом приводя в качестве аргумента цитату "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "(картинка выше),"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " описывающую Ленина не самым лучшим образом "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "(а мы, конечно же, доверимся словам кого-то там, ведь это явно доказывает правоту авторов) [с. 60-61],"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " — "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "то, случаем, не являются ли авторы и сами идеологически ангажированными?"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Меня подобное поражает. Пытаться одних в чём-то винить, авторы сами за собой не замечают того же самого. Ведь дать столь однобокую характеристику Ленину, не говоря о нём ничего более, это ещё постараться нужно. И тут даже не имеет значение можно было Ленина так характеризовать или нельзя, так как авторы явно подобным описанием ушли далеко за пределы нейтрального и непредвзятого отношения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И вот мы видим, что авторы, как минимум, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "вступаются за деятельность"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Столыпина, мы видим, что обо всех политических деятелях дореволюционного периода здесь говорят либо нейтрально, либо в положительном ключе "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "(повествуя о Николае II с благоговением);"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " также мы видим, что авторы, хоть и нейтрально, но всё же оправдывают Горбачёва "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "(говоря о его явных заслугах и того, что он стал решающим фактором для развала советской системы, «спасительного для России» [с. 418])"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " с Ельциным "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "(заменяя вину на судьбу, говоря о колебаниях экономической политики; о кардинальном изменении страны, создании реально функционирующей демократии [с. 462])."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Но "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "мы не видим ничего подобного относительно любого политического деятеля времён СССР."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Нет при разговоре о них таких же обобщающих и оправдывающих их деятельность выводов. Лишь наоборот — их критикую по всем фронтам открыто и без стеснения, не говоря уже об открытой враждебной неприязни к Ленину "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "(так как книга большая и не всё я себе отмечал, то здесь может и лукавлю, но по моим воспоминаниям про политических деятелей СССР также как про деятелей из других периодов авторы точно не высказываются, может только моментами про Хрущёва, но и ему всё равно прилетает)."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " И когда видишь такой "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "разительный контраст про политических деятелей в разные периоды,"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " невольно задумываешь: "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«а насколько достоверно авторы нам преподносят тогда историю? Можно ли им доверять, учитывая их явную идеологическую ангажированность?» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " А это, если честно, самые последние вопросы, которые я бы хотел задавать себе во время прочтения учебника."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Да и в целом, когда читаешь учебник, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "создаётся впечатление, что до революции всё было хорошо, а после ничего хорошего не было вообще."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Помимо уже сказанного в главе о духовной, культурной и научной жизни, мы можем прочитать, что и у обычных тружеников жизнь была приятной. Все условия на законодательном уровне им предоставлялись. А в пример приводят Морозовскую стачку, где всех бунтовщиков оправдали. Да, некоторые работодатели эксплуатировали рабочих, но в целом-то всё было хорошо, государство заботилось о простых работягах. Тогда спрашивается: "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«если всё было хорошо, то с чего вдруг революционные настроения имелись в обществе? Или как же другие забастовки, которые явно были? Там также всех оправдывали?» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "То есть нам как бы говорят, что было не всё гладко в дореволюционный период, но было очень даже приемлемо."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " И вот на фоне всего этого мы читаем уже про СССР, где ничего не было хорошего. Я пытался вычленить из рассказа о советском периоде хоть какие-либо достижения, которые бы смогли выделить авторы, но такого просто нет. Даже если о чём-то они начинают говорить в нейтральном ключе, то потом сразу же скатываются в повальную критику. Тут врали, там репрессировали, здесь убивали и т. д. Ты даже не наблюдаешь рассказа о каких-либо социальных благах. Просто всё было ужасно. Жить было, видимо, невозможно. "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Иго беспощадных коммунистов»,"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " наверное, какой-то ад на Земле устроило. Тогда спрашивается: "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«каким образом СССР смог просуществовать в течении 68 лет? Почему он раньше тогда не рухнул, раз всё было так плохо?» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "То есть авторы явно играют на контрасте — здесь было всё хорошо, а здесь было всё плохо, — не давая возможности читателю самому определиться с моральной оценкой."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Хотя всё же стоит отметить, что авторы не выдержали и на сравнении того, что было в 90-ых, всё же упомянули про имеющиеся социальные блага в СССР, которые нынешние граждане России лишились "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "(доступность образования и медицины, и даже транспортных услуг, повальное закрытие детских лагерей и санаториев, детских клубов и спортивных школ, а повышение цен лишило многих граждан привычных благ в виде химчисток, парикмахерских, столовых, прачечных [с. 443], то есть не всё так плохо было, как нам рассказывали до этого???)."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Неприятный подход в повествовании выбрали авторы для учебной литературы — хаять одних, хвалить других."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И при этом при всём, если даже не учитывать подход авторов, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "сам учебник не делает ничего такого, чтобы вызывать к себе доверие."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Я говорю про банальный список литературы. И здесь я не имею в виду используемую литературу. Я говорю про рекомендованную или дополнительную. Ведь как в идеале должен работать учебник. Ты читаешь его, тебя заинтересовывает какой-либо исторический период "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "(на примере учебников по истории)"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " и для дальнейшего ознакомления ты обращаешься к рекомендованной литературе, которую авторы постарались для тебя как для студента/ученика или просто человека интересующегося составить. В идеале — это такой беспрерывный поток знаний, когда от одной книги ты переходишь к другой. Но здесь этого нет. Я, конечно, понимаю, что список литературы является, наверное, не самым обязательным "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "(хотя в методических указаниях при составлении учебников, да и в тех же самых указаниях по рецензированию учебников всегда, вроде как, имеется пункт, касающийся составления или анализа списка литературы),"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " но по своей практике "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "(хоть она касается только учебников по психологии)"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " могу сказать, что если в учебной литературе нет списка литературы или он неумело составлен, то с большой вероятностью этот учебный материал может оказаться не самого лучшего качества. Да, можно отметить, что из контекста здесь можно выделить те или иные документы, на которые ссылаются авторы. Но это мало по итогу что даёт "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "(да и тут даже банальных сносок нет),"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " так как это в основном указы, законы и т. д. И я вот даже посмотрел сейчас. Из четырёх имеющихся у меня на руках учебников по истории, включая рассматриваемый, в двух из них присутствует рекомендательная и дополнительная литература, а в двух нет. То есть да она не обязательная, но доверие явно вызывает больше тогда, когда она имеется. Ещё можно отметить, что и "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "грифа у данного учебника нет."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Хотя с ними ещё всё сложнее, так как они совсем необязательны. Но, как минимум, если гриф имеется мы как читатели можем понять, что данное издание было как минимум прорецензировано и оценено на соответствие стандартам имеющегося образования, что уже намного больше вызывает доверие "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "(хотя и бывают порой исключения из правил)."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Да тут даже нет приписки к тому или иному учебному заведению "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "(а обычно такое бывает, когда учебник издаётся университетом или для него)."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " То есть это просто книга по своей сути, которая называет себя учебником. Единственное, что тут, наверное, может подкупить — это надпись «под редакцией члена-корреспондента РАН А. Н. Сахарова» и в соавторстве с двумя другими докторами исторических наук А. Н. Боханов и В. А. Шестаков. Но, как мы видим, ученые степени не являются гарантией непредвзятого, нейтрального и объективного подхода."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "И вот как, после всего этого, доверять словам авторов?"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Как я должен воспринимать их высказываемые тезисы? Вот например, авторы говорят про статью 58 УК РСФСР, что она"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " «позволяла подвести под контрреволюционную пропаганду простую критику любого должностного лица» [с. 246]."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " И это всё, что они об этом говорят. Никаких подтверждений своих слов, никаких имеющихся дел или примеров. Просто вкидывают тезис, ничем его не подкрепляя. Я после всей предвзятости авторов должен на слово верить им, а их даже не заботит конкретизация или дополнение своего высказывания. Я не понимаю такой подход. Раз уж они таким ужасным представляют СССР, то вот именно здесь они должны были разойтись и показать как там всё было плохо. Но этого почему-то нет. Или при том же упоминании "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "уголовной ответственности за опоздание на работу [с. 253],"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " можно же было чем-то дополнить это высказывание. Показать статистку того, сколько людей довели всё же до уголовного срока "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "(при этом тюремное заключение назначалось при повторном опоздании, а при первичном исправительные работы по месту работы с удержанием 25% зарплаты и это мы говорим про годы, когда ВМВ уже шла полным ходом, то есть про 1940 год, надеюсь, что я правильно всё это понял)."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Почему я должен на каждый тезис авторов идти в интернет и смотреть о чём они вообще говорят? Почему я должен каждый раз сомневаться в том, какую информацию мне предоставляют авторы? И почему авторы готовы уделить целый абзац текса "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "о пропагандистском букваре [с. 267],"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " но совершенно не готовы пояснять свои тезисы по типу вышеизложенных? Мне лишь грустно и печально от всего этого. Как будто много трудов надо, чтобы показать как не самым лучшим образом складывались дела в СССР. Но авторы почему-то предпочли подход без должного конкретики и дополнений своих тезисов, не говоря уже о крайне очевидной предвзятости, где одни явно плохие, а другие, как минимум, ничего так ребята."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Интересные фактики"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "20221103_142129.jpg", "filesize": 604046, "height": 1002, "pic_id": 222819, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/05/20221103_142129.jpeg", "width": 2750}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И последнее, что ещё здесь можно отметить — "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "это те исторические моменты, которые меня каким-то образом впечатлили,"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " так как о них я не знал. Всё же, если немного абстрагироваться от личного отношения авторов, то "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "сама книга в целом написана неплохо и её чтение вызывает интерес."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Меня зацепили два исторических момента, которые упомянуты в учебнике."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первый из них — "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "про ДВР, то есть Дальневосточную республику."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Во время гражданской войны (1920 год), чтобы не вступать в войну с Японией, которая была интервентом на Дальнем Востоке, Советы создали буферное государство — Дальневосточную республику. Японии не удалось разгромить армию ДВР, поэтому она заключила с ней перемирие и вывела в итоге свои войска. И после этого Советы упразднили ДВР, присоединив эти территории обратно себе. Так и хочется спросить: "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«а что так можно было?» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Как минимум, я впечатлился этим, так как познания мои в истории не велики, то такие, скажем, махинации меня удивляют."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А второй факт касается "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "заявлений лондонских СМИ."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Во время русско-японской войны 1904-1905 годов Японию поддерживали Англия и США (с первой у них союз был, а вторые финансовую поддержку оказывали). И вот цитата от лондонской газеты «Таймс» от 20. 02. 1904 года: "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«... в этой войне Япония сражается за дело всех цивилизованных народов»."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " И тут так и хочется сказать, что время идёт, люди меняются, страны меняются, а высказывания относительно Российского государства остаются прежними. Как тогда кто-то сражался с Россией «за дело цивилизованных народов», так и сейчас это продолжают делать."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "***"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В общем, в целом учебник не самый плохой. Написан он неплохо, читается с интересом. Да, кое-что в нём может показаться излишним или недостаточным, но это не так уж и критично. Вот только "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "авторы сего учебника совершают огромную ошибку,"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " пытаясь нам как читателям навязать определённую позицию по тому или иному историческому периоду, обвиняя при этом других в идеологической ангажированности, не замечая её саму у себя же, и по факту, вызывая в нас постоянное недоверие или сомнение относительно излагаемых ими тезисов. А, как по мне, это очень ужасная практика. Ведь последнее, что мне хочется делать при чтении учебника, — это с сомнением относиться к словам авторов. Не учение это, а какое-то навязывание своей точки зрения."}], "attributes": []}], "selectedRange": [23168, 23168]}
Комментарии 4