28 июн 2023 · 00:51    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "2023_Вызов_012.jpg", "filesize": 100711, "height": 565, "pic_id": 624638, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/06/28/2023_%D0%92%D1%8B%D0%B7%D0%BE%D0%B2_012_viukJQF.jpeg", "width": 866}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "О полётах в космос бредили уже на заре кинематографа. Кинофокусник и чудотворец иллюзий Жорж Мельес отправил земную экспедицию на Луну, выстрелив с экрана пушкой. Тогда же стало ясно, что человечество норовит принести в космос свои, хорошо знакомые порядки. Мельес принёс театр и варьете. Фриц Ланг – земные склоки, ревность и любовь. Яков Протазанов – пролетарскую революцию. С той поры великое множество ракет стартовало с поверхности киноплёнки в наше воображение – причём значительно раньше реальной космической эры, начавшейся с запуска советского спутника. Фантазии кинохудожников прокладывали трассы для будущих звездолётов, проектировали невесомость, прогнозировали встречи с неведомым инопланетным разумом. Человечество тренировалось в киностудиях и кинозалах, дабы не ударить в грязь лицом в межзвёздном пространстве."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С момента, как наш спутник сказал первое «бип-бип», кинорежиссёры, да и рядовые земляне быстро осознали – начавшийся космический век, помимо заоблачных перспектив, дарит ещё и огромную тяжесть ответственности. Ответственность за каждую заклёпку в броне корабля, за каждый грамм полезного груза, за каждый вздох космонавта, за каждое слово, доставленное с Земли. И первые катастрофы ракет, и первые жертвы космонавтов доказали эту истину миллионам землян с простотой теоремы Пифагора. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Создатели фильма «Вызов» учли оба вышеназванных мотива и положили их в основу драматургии. По сюжету, на орбитальную станцию летит женщина-хирург, чтобы сделать срочную операцию опасно травмированному космонавту. Героиня никогда не мечтала о космических полётах и даже за неделю до старта не подозревала о крутом вираже своей судьбы. На Земле у неё ворох накопившихся проблем – с дочкой-старшеклассницей, с матерью-сердечницей, с одиночеством своим неразлучным… Исходные данные нисколько не фантастические. Наоборот, кажутся довольно банальными, даже тривиальными. В замысле рисовалось: слишком, слишком человеческое на фоне бездонного в своей черноте космоса. Земная русская женщина по фамилии Беляева должна была взлететь на орбиту и совершить подвиг – провести в условиях невесомости, без врачей-ассистентов, в стеснённых обстоятельствах служебного модуля сложную хирургическую работу. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "2023_Вызов_002-02.jpg", "filesize": 353822, "height": 770, "pic_id": 624639, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/06/28/2023_%D0%92%D1%8B%D0%B7%D0%BE%D0%B2_002-02.jpeg", "width": 899}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фабула картины не была секретом ни для кого, особенно для тех, кто собирался в кинотеатр на просмотр «Вызова». И создатели фильма, несомненно, знали об этом – ещё в начале работы не могли не принимать в расчёт вал рекламы, которую обрушит на потенциального зрителя федеральный канал. Да и как было утаить сюжетную завязку, если частью рекламной кампании стал самый настоящий космический полёт популярной российской актрисы? Съёмки игровых сцен проходили на борту МКС – впервые в истории кино, впервые в истории космонавтики, впервые в истории человечества. Актриса стала космонавтом, а космонавты – актёрами. И друзья и враги по всему белу свету, кто с трепетом, кто с ревностью, следили за проектом. Телеканал «Евроньюз», скрипя зубами, напоминал, что первым актёром в космосе планировал быть Том Круз. И всё это на фоне западных санкций и попыток отменить русскую культуру. Ожидания прыгнули куда-то за стратосферу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сработал ли рецепт, оправдались ли ожидания? В немалой степени – да, но далеко не во всём. Собственно, пребывание на станции – от и до – смотрится на одном дыхании. Хотя никакой фантастики в том нет – зато тут всё настоящее. В отличие, например, от блокбастера «Салют-7», предыдущего космического фильма того же режиссёра Клима Шипенко, где всё выглядело в сто раз эффектней, и в котором сценаристы насочиняли фокусов и аттракционов: заиндевевшие панели отсека, борьба за живучесть станции, странные видения космонавтов, живой таракан, закуренная на борту сигарета, пожар, удары кувалдой по обшивке…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "2023_Вызов_010.jpg", "filesize": 106144, "height": 569, "pic_id": 624641, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/06/28/2023_%D0%92%D1%8B%D0%B7%D0%BE%D0%B2_010.jpeg", "width": 853}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В фильме «Вызов» обошлось без нарочитых чудес – это и необычно для фильма про космос. На орбитальной станции работаёт всё, сломался только космонавт. Его и надо починить. В остальном жизнь на МКС такая как всегда – знакомая по многочисленным телерепортажам и интернет-трансляциям. Всё в орбитальном доме разложено по полочкам, протянуты сквозь люки воздуховоды и провода, коробки и тюки пристёгнуты куда надо, видеосвязь – включается во мгновения ока. Теснота отсеков и запутанность хозяйства скорее напоминают русскую дачу, где временное нагромождение обитает в постоянной форме, но хозяева привычно лавируют внутри. Повседневный быт космоса как он есть. Вместо фильма-катастрофы нам предложили производственную драму – возрождённый за последние годы жанр. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В истории отечественного кинематографа был похожий космический фильм – «Возвращение с орбиты» режиссёра Александра Сурина, снятый в 1983 году, с Виталием Соломиным в главной роли. По всей видимости, съёмочная группа Клима Шипенко отталкивалась от опыта советской картины, заимствовав части фабулы – ранение космонавта и экстренный полёт на станцию. Правда, в фильме сорокалетней давности аварийных ситуаций в космосе было по более. Возможно, поэтому создатели «Вызова» решили компенсировать недостачу драматизма авариями в земной жизни героини. В этом, на мой взгляд, и проявилась слабина фильма. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Постановщики воспользовались приёмом «мыльной оперы», устроив в прошлом героини автокатастрофу, о которой она вспоминает в тяжёлые минуты испытаний. Этим эпизодом авторы хотели надавить на клапан боли и сочувствия у зрителя, но из всего запоминается – кровавая сопля под носом героини. Стал бы «Вызов» хуже без этого инцидента? Ни капли. Наоборот, авторы могли сосредоточить внимание зрителя не на внешнем, а на внутреннем в судьбе хирурга Беляевой. Почему красивые, умные, смелые женщины остаются в одиночестве? Старый, как мир, вопрос. Уверен, талантливая актриса Юлия Пересильд сыграла бы эту драму и без дополнительных сюжетных костылей. И тогда подвиг её героини на орбите заставил бы пристальнее вглядываться в личность, в характер земной русской женщины, не подыскивая оправданий в биографической справке."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Несмотря на дарованную актрисе главную роль, Юлии Пересильд в кадре преступно мало. Режиссёр предоставил ей возможность управлять вниманием зрителя только, когда она взялась за скальпель на борту МКС, все другие ступени её восхождения в космос потонули в чехарде лиц, быстротечности эпизодов и коротких реплик, претендовавших, по замыслу сценаристов, на крылатость. Сцены с обследованием и тренировками пронеслись как не очень значимые, хотя именно на этом этапе кандидат должен преодолеть психологический рубеж, то есть, по законам драматургии существенно измениться."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "2023_Вызов_006.jpg", "filesize": 97082, "height": 566, "pic_id": 624640, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/06/28/2023_%D0%92%D1%8B%D0%B7%D0%BE%D0%B2_006.jpeg", "width": 859}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И разве не для того был приглашён очень хороший актёр Владимир Машков на роль руководителя миссии, чтобы с его помощью выявить скрытый потенциал хирурга Беляевой? Раскрыть её характер с неожиданной для зрителя стороны. Доверительный задушевный разговор между ними, возможно, даже за чашкой коньяку, мог стать якорной сценой перед отправкой на орбиту. Ведь чем значим хороший начальник, тем более в такой экстраординарной области как космонавтика? Помимо отменного знания техники, он обязан быть психологом, должен понимать доверенных ему людей. В этой беседе могло проявиться многое – включая современный исторический контекст, те периоды «перестройки», когда урезалось финансирование, когда был заброшен «Буран», когда была затоплена станция «Мир» … Всё это могло быть уложено в несколько фраз, но каких! Откровенный разговор запоминается надолго, а такой – на всю жизнь. И уже иными глазами мы смотрели бы на героя Владимира Машкова в следующих эпизодах, видя в нём тот самый тип руководителя, которому доверяешь абсолютно, который на своём хребту тащит выживаемость космонавтики сквозь годы. Которого можно поставить в один ряд с Башкирцевым в исполнении Кирилла Лаврова из фильма «Укрощение огня». Тем более что Машкову периодически приходилось соседствовать в кадре с настоящими, не игровыми, многоопытными космонавтами. Увы, по линии Пересильд – Машков сценаристы ограничились короткими служебными диалогами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Не скажу, что эти упущения для «Вызова» фатальны – фильм смотрится с напряжённым интересом. Да и отдельные находки прекрасны. Совершенно очаровательна мама хирурга Беляевой в исполнении актрисы Елены Валюшкиной, сыграна с теплотой и с юмором. И хотя мама, как и положено всем заботливым мамам, названивает главной героине в самые неподходящие моменты и спрашивает самые невинные вопросы, её линия отношений с дочкой могла быть более укоренённой в сюжете. К сожалению, сцены с ней иногда производят впечатление вставного номера. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На мой взгляд, не найден какой-то важный ключ, точный ракурс рассказываемой истории («Салют-7», при всех недостатках, производил более целостное впечатление). В «Вызове» чувствуется некоторая «замыленность» сюжета, производная от слишком тесной дружбы с сериалами. Более чётко определив главное и второстепенное, авторы могли уже на стадии сценария вымыть из сюжета лишнее, мелкое и наносное. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [8413, 8413]}
Комментарии 0