07 янв 2022 · 09:00    
{"document":[{"text":[{"type":"string","attributes":{"bold":true},"string":"Арктика давно является для России важным стратегическим регионом. Русские землепроходцы начали активно осваивать ее еще в XV-XVI вв., но передвижение по северным морям было затруднено из-за того, что они были покрыты льдами. Здесь требовались суда, которые могли бы не только сами пройти сквозь лед, но провести за собой другие, менее мощные. Эта идея была реализована только в конце XIX столетия. Хотя, попытки оборудовать суда приспособлениями для борьбы с ледяными глыбами предпринимались и раньше. Но особого успеха это не приносило."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" "},{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"195314_s.jpg","filesize":3742,"height":159,"pic_id":4175,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/01/06/195314_s.jpeg","width":250}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Первым мысль о постройке мощного арктического ледокола высказал вице-адмирал Степан Осипович Макаров. По мнению вице-адмирала это могло дать существенный толчок для освоения Северного морского пути. В 1897 году российское правительство выделяет деньги на строительство ледокола, а Макаров был назначен руководителем комиссии. В работе этой комиссии активное участие принимал и известный русский химик Дмитрий Иванович Менделеев, вместе с Макаровым он занимался разработкой чертежей будущего ледокола."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" Само строительство было доверено английской компании \"Армстронг\". В России решили, что судно будет носить имя \"Ермак\" - в честь известного атамана XVI века, покорителя Сибири. \"Ермак\" должен был стать первым в мире ледоколом, предназначенным исключительно для работ в суровых условиях Арктики. Для российской казны работы обошлись в очень внушительную сумму - 1,5 миллиона рублей."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" Строительство ледокола завершилось в начале 1899 года. 19 февраля состоялось торжественное поднятие коммерческого флага. Было решено причислить \"Ермак\" к министерству финансов. 21 февраля ледокол отправился к берегам России, а 4 марта прибыл в Кронштадт. В пути ему довелось сражаться с ледяными заторами, в этой борьбе, пусть и не без труда, \"Ермак\" оказался победителем."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" Уже через несколько дней \"Ермак\" вышел на первое задание, ему удалось освободить из ледяного плена 11 судов в районе Ревеля. После этой успешной операции даже скептики перестали сомневаться в целесообразности строительства такого дорогостоящего, но крайне необходимого русскому флоту судна."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" В мае 1899 года \"Ермак\" отправился в длительный путь. Первоначально в английский порт Ньюкасл, а оттуда в Северный Ледовитый океан. На борту находилась научная экспедиция, которая провела целый ряд исследований. Ледоколу удалось достичь Шпицбергена, преодолев мощные льды Заполярья. Но и сам \"Ермак\" получил серьезные повреждения, вернувшись в Англию для капитального ремонта."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" Специальная комиссия заявила, что подобные путешествия опасны для \"Ермака\", было принято решение о том, что его нужно использовать лишь в водах Финского залива. Хотя, первоначально вице-адмирал С. О. Макаров предполагал, что на \"Ермаке\" можно будет достигнуть Северного полюса."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Разрешение на очередную арктическую экспедицию Макарову удалось получить только летом 1900 года, а в путь ледокол отправился только в мае следующего года. Заранее было оговорено, что маршрут экспедиции будет продолжаться не далее устья Енисея."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Ледоколу не удалось достичь Новой Земли, как было запланировано, помешали непроходимые льды. \"Ермак\" был затерт ими и более месяца был вынужден находиться в дрейфе. Курс пришлось изменить и отправиться к Земле Франца-Иосифа. После окончания экспедиции, в котором \"Ермак\" вновь получил значительные повреждения, комиссия министерства финансов вынесла решение ограничить использование \"Ермака\" акваторией Балтийского моря. А Макарова отстранили от занимаемой должности."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" Вскоре началась русско-японская война, в которой Степан Осипович Макаров погиб на броненосце \"Петропавловск\", который подорвался на мине. \"Ермак\" в это время помогал российским судам преодолевать льды Балтийского моря, чтобы иметь возможность отправится на Дальний Восток в район боевых действий. А в самом начале Первой мировой войны ледокол был включен в состав Балтийского флота."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" На долю \"Ермака\" выпало три войны: русско-японская, Первая и Вторая мировые. В октябре 1941 года на нем были установлены орудия. Несмотря на почтенный возраст, ледокол исправно нес службу: проводил советские суда сквозь Финский залив, сопровождал подводные лодки. В 1949 году \"Ермак\" был награжден орденом Ленина за заслуги в Великой Отечественной войне и в связи с 50-летнм юбилеем судна."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":" В начале шестидесятых годов \"Ермак\" уже не мог соперничать с современным атомным ледоколом \"Ленин\". Дальнейшая его эксплуатация была признана нецелесообразной. В 1963 году \"Ермак\" был списан. Предполагалось, что заслуженный ветеран русского флота может стать музеем. Но, эта идея так и не была осуществлена. Судно было отправлено на утилизацию. Лишь отдельные фрагменты кают-компании и некоторые предметы с \"Ермака\" попали в Музей морского флота."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[540,540]}
Комментарии 0