«Жестокий романс» - сцена, которую изменил Рязанов
05 апр 2023 · 20:15
Когда вышел фильм «Жестокий романс» (1984), его режиссёра — Эльдара Рязанова страшно ругали в прессе. Мол, исказил содержание, добавил отсебятины, заставил петь романсы на стихи Марины Цветаевой и Беллы Ахмадуллиной, которые во времена «Бесприданницы» ещё не родились, добавил фрагменты, вроде свадьбы старшей сестры и так далее. Но больше всего досталось от критиков той сцене, и правда, сильно отличающейся от реальности, описанной Александром Островским. Это — финальное и — трагическое объяснение Паратова с Ларисой.
Кадр «Жестокий романс» (1984). Скриншот.
Всем взрослым людям, равно как и подросткам, становилось ясно, что девушка осталась ночевать со своим возлюбленным, а беспорядок в их одежде лишь свидетельствовал о свершившемся факте. Иначе говоря, ленивое равнодушие Сергея Сергеича красноречиво говорило о том, что этот блестящий барин всё-таки добился своего, и Лариса ему более неинтересна. Всё очень логично. И ведет себя герой Никиты Михалкова очень естественно в подобных случаях - делает вид, что Лариса... сама виновата. Её же не волоком тащили.
И вопрос, который задаёт ему невеста Карандышева тоже объясним: «Нет, нет, Сергей Сергеич, вы мне фраз не говорите! Вы мне скажите только: что я – жена ваша или нет?» На деле, то есть в пьесе, написанной в XIX столетии — о провинциально-купеческом городе — никакой «ночи любви» не было вовсе. Что же случилось? Говорит Паратов: «Прокатиться с нами по Волге днём — это еще можно допустить; но кутить всю ночь в трактире, в центре города, с людьми, известными дурным поведением! Какую пищу вы дадите для разговоров».
Иначе говоря, Лариса — просватанная Карандышеву - и все об этом знают — едет за Волгу в компании мужчин и гуляет с ними в трактире. Всё. Первоисточник нам говорит лишь о «тусовке» в некоем заведении с богатыми господами, цыганами и так далее. Это само по себе уже бросало на Ларису тень и делало её неприличной женщиной. Такое поведение могли позволить себе лишь куртизанки, да и то, если у них не было устойчивого покровителя, который держал бы такую «птицу» дома, лично вывозя в театры или на массовые мероприятия (но не в трактир).
Собственно, Кнуров и готовил для Ларисы эту участь — быть шикарной содержанкой, ездить в Париж на выставку, принадлежать ему, а не всему городу. Так вот, девушка-невеста была скомпрометированной уже на том основании, что 1) не ночевала дома 2) присутствовала при гульбе мужиков. В те годы женщина и тем более девица не могли посещать рестораны, театры, иные общественные места без сопровождающих мужчин из её семейства или — без жениха. Исключение делалось для вдов с дочерями - при отсутствии какого-нибудь дядюшки или кузена.
К началу XX столетия, до которого с момента написания пьесы должно было пройти 22 года, правила этикета смягчились, но только в столицах, а в сонном волжском городке эти нормы бытовали вплоть до Революции. Поэтому Лариса — для своего времени - совершила чудовищный поступок. А фильм снимался в первой половине 1980-х, когда девицы не только везде ходили без кавалеров, но и предпочитали мужскую одежду ковбоев — джинсы. Изумить зрителя-1984 темой «гуляла всю ночь» было бы нелепо, поэтому Рязанов и намекнул, что Паратов обладал физически.
Zina Korzina (c)
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Когда вышел фильм "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Жестокий романс» (1984)"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", его режиссёра — Эльдара Рязанова страшно ругали в прессе. Мол, исказил содержание, добавил отсебятины, заставил петь романсы на стихи Марины Цветаевой и Беллы Ахмадуллиной, которые во времена «Бесприданницы» ещё не родились, добавил фрагменты, вроде свадьбы старшей сестры и так далее. Но больше всего досталось от критиков той сцене, и правда, сильно отличающейся от реальности, описанной Александром Островским. Это — финальное и — трагическое объяснение Паратова с Ларисой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Кадр «Жестокий романс» (1984). Скриншот.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "imgpreview.jpg", "filesize": 35534, "height": 447, "pic_id": 509987, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/04/05/imgpreview_9ggRjeq.jpeg", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всем взрослым людям, равно как и подросткам, становилось ясно, что девушка осталась ночевать со своим возлюбленным, а беспорядок в их одежде лишь свидетельствовал о свершившемся факте. Иначе говоря, ленивое равнодушие Сергея Сергеича красноречиво говорило о том, что этот блестящий барин всё-таки добился своего, и Лариса ему более неинтересна. Всё очень логично. И ведет себя герой Никиты Михалкова очень естественно в подобных случаях - делает вид, что Лариса... сама виновата. Её же не волоком тащили."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И вопрос, который задаёт ему невеста Карандышева тоже объясним: "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Нет, нет, Сергей Сергеич, вы мне фраз не говорите! Вы мне скажите только: что я – жена ваша или нет?» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " На деле, то есть в пьесе, написанной в XIX столетии — о провинциально-купеческом городе — никакой «ночи любви» не было вовсе. Что же случилось? Говорит Паратов: "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Прокатиться с нами по Волге днём — это еще можно допустить; но кутить всю ночь в трактире, в центре города, с людьми, известными дурным поведением! Какую пищу вы дадите для разговоров»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Иначе говоря, Лариса — просватанная Карандышеву - и все об этом знают — едет за Волгу в компании мужчин и гуляет с ними в трактире. Всё. Первоисточник нам говорит лишь о «тусовке» в некоем заведении с богатыми господами, цыганами и так далее. Это само по себе уже бросало на Ларису тень и делало её неприличной женщиной. Такое поведение могли позволить себе лишь куртизанки, да и то, если у них не было устойчивого покровителя, который держал бы такую «птицу» дома, лично вывозя в театры или на массовые мероприятия (но не в трактир)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Собственно, Кнуров и готовил для Ларисы эту участь — быть шикарной содержанкой, ездить в Париж на выставку, принадлежать ему, а не всему городу. Так вот, девушка-невеста была скомпрометированной уже на том основании, что 1) не ночевала дома 2) присутствовала при гульбе мужиков. В те годы женщина и тем более девица не могли посещать рестораны, театры, иные общественные места без сопровождающих мужчин из её семейства или — без жениха. Исключение делалось для вдов с дочерями - при отсутствии какого-нибудь дядюшки или кузена."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К началу XX столетия, до которого с момента написания пьесы должно было пройти 22 года, правила этикета смягчились, но только в столицах, а в сонном волжском городке эти нормы бытовали вплоть до Революции. Поэтому Лариса — для своего времени - совершила чудовищный поступок. А фильм снимался в первой половине 1980-х, когда девицы не только везде ходили без кавалеров, но и предпочитали мужскую одежду ковбоев — джинсы. Изумить зрителя-1984 темой «гуляла всю ночь» было бы нелепо, поэтому Рязанов и намекнул, что Паратов обладал физически."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Z"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "ina Korzina (c)"}], "attributes": []}], "selectedRange": [521, 522]}
Комментарии 1