«Вокзал для двоих» - зачем Платону Рябинину такой урок судьбы?
06 окт 2023 · 10:30
Мелодрама «Вокзал для двоих» (1982), как и большинство рязановских вещей, многосложна и открыта для зрительских интерпретаций. Прочитав интересные комментарии к статье на Дзене об отрицательной харизме Олега Басилашвили, я поняла, что Платон Рябинин и Юрий Самохвалов – очень близки по мироощущениям, хотя, представить, что Самохвалов стал бы выгораживать свою жену, довольно сложно. Он бы разбился в лепёшку, чтобы её «отмазать», но подставляться не стал бы точно.
Кадр из фильма «Вокзал для двоих» (1982). Скриншот.
Тем не менее, посыл у них общий. Мы-то видим Рябинина уже в той стадии, где он что-то начал осознавать. Каким он был в Москве, при жене, которую «зовут на телевидение», мы только догадываемся. Напомню, что в те годы попасть на ТВ было очень трудно. Это сейчас там вакханалия всякой шелупони, а советский телеэкран был изумительно-чист и даже стерилен - и в плане персонажей тоже.
Рябинины – не самая-самая элита, но то, что принято называть upper middle class, если применить сию западную терминологию. Пианист он очень хороший, но не высококлассный, о чём правдиво говорит Вере. Не гений. Зато! «Собственная машина… Подруга жены в Алжир улетает… Жену по телевизору показывают… ой, для меня это всё, как жизнь на Луне», - произносит официантка во время медленного танца.
В её словах нет и тени зависти, как нет особого восхищения. Просто – констатация. Иные миры. Ей же он признаётся, что «жил как-то не так» и перечисляет: киностудии, радио, репетиции, концерты. При этом – друзей дома не бывает. Лишь – нужные люди. А среди нужных в те годы могли попадаться и завмаги, и директора овощебаз, и какие-нибудь ювелиры-дантисты, и дельцы из автосервиса (раз есть своя машина).
Тут же мы узнаём, что у Рябинина есть дочь, которая живёт своей жизнью. И – уничтожающая фраза: «Прозевали мы её» . При этом вовсе необязательно, что девушка тусуется с маргиналами или бросила вуз. Она, скорее всего, нечто, вроде мажорнойКати из фильма «Курьер» (1986), прохладно-равнодушная, современная красавица, точно знающая, что ей надо, и все эти «надо» - сплошь материальные.
О ней пианист больше не вспоминает. Но вернёмся к моему сравнению Рябинина с Самохваловым. Если с последнего содрать весь его лоск и развернуть лицом к самому себе, то мы увидим, что Юрий Григорьевич не так уж плох. Его радость от встречи с тем же Новосельцевым – неподдельная, и был он когда-то романтиком, а не циником (все эти «поцелуи в Кунцево» с Оленькой – это эффектно).
Так вот, если бы успешного Юрика «тряхнуло» по жизни, он быстро вспомнил бы свои реальные увлечения (я не про Олю!), идеалы, потребности. К сожалению, некоторым людям, чтобы стать …нормальными, требуется мощный урок. Обычно происходит так. Человеку не нравится его бытие, а изменить он ничего не может. Вернее, может, но …Рябинин никогда бы сам не ушёл от такой сытой бытности.
Кроме того, Платон наконец-то понял, что жена его не любит. Просто живёт рядом и пользуется благами. И гоняет зарабатывать сверх разумного. Жалуясь Вере, пианист проговаривает и это: всё время были нужны деньги. Не думаю, что ему. Ей. Дочери. Чтобы пускать пыль в глаза ненужным-нужным людям. Всё шло, текло, тащилось не так, как надо.
А тут – бац! - жёсткий экстрим. Конечно, Вера не пара пианисту, но не потому, что он – крутой москвич, а она - провинциальная разносчица невкусных блюд, а потому что им не о чем разговаривать, кроме как по сто раз переживать свой «железнодорожный» роман. Однако и к своему былому состоянию он уже не вернётся – там ему тухло на сто процентов. Впрочем, скоро Перестройка, а прошедший зону музыкант - это пикантно. Прорвётся.
Zina KorZina (c)
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мелодрама "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Вокзал для двоих» (1982)"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", как и большинство рязановских вещей, многосложна и открыта для зрительских интерпретаций. П"}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/a/ZFvXjQ0vFTSvTNny"}, "string": "рочитав интересные комментарии к статье на Дзене об отрицательной харизме Олега Басилашвили"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", я поняла, что Платон Рябинин и Юрий Самохвалов – очень близки по мироощущениям, хотя, представить, что Самохвалов стал бы выгораживать свою жену, довольно сложно. Он бы разбился в лепёшку, чтобы её «отмазать», но подставляться не стал бы точно. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Кадр из фильма «Вокзал для двоих» (1982). Скриншот.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200.jpeg", "filesize": 46248, "height": 522, "pic_id": 719847, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/10/06/scale_1200_gjo1zbT.jpeg", "width": 700}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тем не менее, посыл у них общий. Мы-то видим Рябинина уже в той стадии, где он что-то начал осознавать. Каким он был в Москве, при жене, которую «зовут на телевидение», мы только догадываемся. Напомню, что в те годы попасть на ТВ было очень трудно. Это сейчас там вакханалия всякой шелупони, а советский телеэкран был изумительно-чист и даже стерилен - и в плане персонажей тоже."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Рябинины – не самая-самая элита, но то, что принято называть upper middle class, если применить сию западную терминологию. Пианист он очень хороший, но не высококлассный, о чём правдиво говорит Вере. Не гений. Зато! "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Собственная машина… Подруга жены в Алжир улетает… Жену по телевизору показывают… ой, для меня это всё, как жизнь на Луне»,"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " - произносит официантка во время медленного танца."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В её словах нет и тени зависти, как нет особого восхищения. Просто – констатация. Иные миры. Ей же он признаётся, что «жил как-то не так» и перечисляет: киностудии, радио, репетиции, концерты. При этом – друзей дома не бывает. Лишь – нужные люди. А среди нужных в те годы могли попадаться и завмаги, и директора овощебаз, и какие-нибудь ювелиры-дантисты, и дельцы из автосервиса (раз есть своя машина)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тут же мы узнаём, что у Рябинина есть дочь, которая живёт своей жизнью. И – уничтожающая фраза: "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Прозевали мы её» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". При этом вовсе необязательно, что девушка тусуется с маргиналами или бросила вуз. Она, скорее всего, нечто, вроде "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "мажорной"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/a/W8sw3gwF4gCqtQZG"}, "string": "Кати из фильма «Курьер» (1986)"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", прохладно-равнодушная, современная красавица, точно знающая, что ей надо, и все эти «надо» - сплошь материальные."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "О ней пианист больше не вспоминает. Но вернёмся к моему сравнению Рябинина с Самохваловым. Если с последнего содрать весь его лоск и развернуть лицом к самому себе, то мы увидим, что Юрий Григорьевич не так уж плох. Его радость от встречи с тем же Новосельцевым – неподдельная, и был он когда-то романтиком, а не циником (все эти «поцелуи в Кунцево» с Оленькой – это эффектно)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так вот, если бы успешного Юрика «тряхнуло» по жизни, он быстро вспомнил бы свои реальные увлечения (я не про Олю!), идеалы, потребности. К сожалению, некоторым людям, чтобы стать …нормальными, требуется мощный урок. Обычно происходит так. Человеку не нравится его бытие, а изменить он ничего не может. Вернее, может, но …"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Рябинин никогда бы сам не ушёл от такой сытой бытности."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кроме того, Платон "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "наконец-то понял, что жена его не любит"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Просто живёт рядом и пользуется благами. И гоняет зарабатывать сверх разумного. Жалуясь Вере, пианист проговаривает и это: всё время были нужны деньги. Не думаю, что ему. Ей. Дочери. Чтобы пускать пыль в глаза "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "ненужным-нужным людям"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Всё шло, текло, тащилось не так, как надо."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А тут – бац! - жёсткий экстрим. "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/a/XbkqWQX9mACu5OLc"}, "string": "Конечно, Вера не пара пианисту"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", но не потому, что он – крутой москвич, а она - провинциальная разносчица невкусных блюд, а потому что им не о чем разговаривать, кроме как по сто раз переживать свой «железнодорожный» роман. Однако и к своему былому состоянию он уже не вернётся – там ему тухло на сто процентов. Впрочем, скоро Перестройка, а прошедший зону музыкант - это пикантно. Прорвётся."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Zina KorZina (c) "}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 0]}
Комментарии 0