«Весна на Заречной улице» - в какой момент Таня влюбилась в Сашу?
23 ноя 2023 · 19:18
Индустриальная мелодрама «Весна на Заречной улице» (1956) не банальная лав-стори; это – многослойное повествование. На первый взгляд, здесь всё типично: простоватый парень влюбился в образованную девушку. Барышня и хулиган. Хочешь взаимности?
Учись, иначе будет не о чем разговаривать – семейная жизнь это не только быт и воспитание детей, любовь и привязанность, но и разговор на одном языке, а если Сашка Савченко не знает, как выглядит Блок, ему в пару только полуграмотная Зиночка.
Кадр из фильма «Весна на Заречной улице» (1956). Скриншот.
Но что же это? Лишь «одностороннее движение»? Парень хочет развиваться, а учительница? Так вот, в кинокартине есть момент, когда Татьяна Сергеевна полюбила шалопая Савченко.
Для начала она послушала неумелые стихи одного из учеников, посвящённые её неудачливому «кавалеру». Потом пошла на комбинат Запорожсталь и – увидела, как хорош этот Савченко. Он ей поначалу был откровенно противен...
Для девушки, воспитанной на дворянской литературе, которую она и преподаёт, все эти грубые ухаживания – как удары по её самолюбию. Да как он смеет?! Она-то – из «тургеневских», а не из фабричных.
Перешла в иную касту, хотя, наверняка, её предки были такими же крепостными, как и пращуры Савченко. Но вот – встреча на комбинате. Красота горячего металла. И – повелитель стихии – её «ухажёр». Но и это не всё.
В ту секунду, когда учительница с восхищением смотрит на его работу, Саша отворачивается. Он устроил ей лёгкий вариант эмоциональных качелей. Сыграл тотальное равнодушие. Это действует, и Танечка смутилась.
Зачем авторам был нужен этот фрагмент, удлиняющий и тормозящий динамичное повествование? Там пять с половиной минут «производственного пейзажа» и тема Савченко «в интерьере» цеха.
В советском искусстве присутствовала официальная апологетика рабочего человека. В одной из статей эпохи Оттепели мне довелось прочитать интереснейшую фразу: автор-женщина говорила, что нет ничего красивее рук пролетария.
Это – крупные руки с длинными пальцами - их интересно рисовать. В одной из песен звучало буквально следующее: «Но в мире нет прекрасней красоты / Чем красота горячего металла!»
В кинокартине это – центральный момент. Нам показывают и Сашу, и металл, как высшую эстетическую категорию, а Таня, как носитель гуманитарного образования, вдруг увидела прекрасное действо и привлекательного человека.
Кому, как не ей вспоминать поэтические описания? Таким образом, не только он до неё дорастает, но и она до него. Это - созвучие. Взаимность. Полная. Она - поняла и он - заметил.
Zina Korzina (c)
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Индустриальная мелодрама "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Весна на Заречной улице» (1956) "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "не банальная лав-стори; это – многослойное повествование. На первый взгляд, здесь всё типично: простоватый парень влюбился в образованную девушку. Барышня и хулиган. Хочешь взаимности? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Учись, иначе будет не о чем разговаривать – семейная жизнь это не только быт и воспитание детей, любовь и привязанность, но и разговор на одном языке, а если Сашка Савченко не знает, как выглядит Блок, ему в пару только полуграмотная Зиночка. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Кадр из фильма «Весна на Заречной улице» (1956). Скриншот.", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200 (1).jpeg", "filesize": 83166, "height": 582, "pic_id": 761051, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/11/23/scale_1200_1_Ue0bwQV.jpeg", "width": 750}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но что же это? Лишь «одностороннее движение»? Парень хочет развиваться, а учительница? Так вот, в кинокартине есть момент, когда Татьяна Сергеевна полюбила шалопая Савченко. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для начала она послушала неумелые стихи одного из учеников, посвящённые её неудачливому «кавалеру». Потом пошла на комбинат Запорожсталь и – увидела, как хорош этот Савченко. Он ей поначалу был откровенно противен..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для девушки, воспитанной на дворянской литературе, которую она и преподаёт, все эти грубые ухаживания – как удары по её самолюбию. Да как он смеет?! Она-то – из «тургеневских», а не из фабричных. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Перешла в иную касту, хотя, наверняка, её предки были такими же крепостными, как и пращуры Савченко. Но вот – встреча на комбинате. Красота горячего металла. И – повелитель стихии – её «ухажёр». Но и это не всё."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В ту секунду, когда учительница с восхищением смотрит на его работу, Саша отворачивается. Он устроил ей лёгкий вариант эмоциональных качелей. Сыграл тотальное равнодушие. Это действует, и Танечка смутилась. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Зачем авторам был нужен этот фрагмент, удлиняющий и тормозящий динамичное повествование? Там пять с половиной минут «производственного пейзажа» и тема Савченко «в интерьере» цеха."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В советском искусстве присутствовала официальная апологетика рабочего человека. В одной из статей эпохи Оттепели мне довелось прочитать интереснейшую фразу: автор-женщина говорила, что нет ничего красивее рук пролетария. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это – крупные руки с длинными пальцами - их интересно рисовать. В одной из песен звучало буквально следующее: "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Но в мире нет прекрасней красоты / Чем красота горячего металла!» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В кинокартине это – центральный момент. Нам показывают и Сашу, и металл, как высшую эстетическую категорию, а Таня, как носитель гуманитарного образования, вдруг увидела прекрасное действо и привлекательного человека. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кому, как не ей вспоминать поэтические описания? Таким образом, не только он до неё дорастает, но и она до него. Это - созвучие. Взаимность. Полная. Она - поняла и он - заметил."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Zina Korzina (c) "}], "attributes": []}], "selectedRange": [1, 81]}
Комментарии 1