3
Кое-что о гардемарине Алёше Корсаке | Паблико
44 подписчики

Кое-что о гардемарине Алёше Корсаке


08 дек 2023 · 11:54    

Там есть сцена, где маман Анастасии Ягужинской, светская львица Анна Бестужева (Нелли Пшённая) прибывает в навигацкую школу и требует к себе Корсака. Затем недвусмысленно так намекает, что приедет нынче вечером в самодеятельный театр – поможет в костюм облачаться.



Кадр из фильма «Гардемарины, вперёд!» (1987). Скриншот.


Характер их диалога говорит о том, что Анна Гавриловна только присматривается к очаровательному юноше, хотя, намерения мадам яснее ясного. «Пора …пора тебе переходить на мужские роли» , — это намёк на некую мужскую роль и в жизни.

То есть ничего пока не было. Но такое положение дел было в целом свойственно для XVI-XVIII столетий – некая состоятельная и знатная дама в летах брала под покровительство молодого и привлекательного дворянина, небогатого, но с перспективами.

Мальчика одевали и одаривали, попутно обучая его искусству любви, а затем – выгодно женили. Это с одной стороны презиралось обществом, но с другой –... поощрялось. На этом, кстати, выстроен сюжет знаменитого «Стакана воды» Эжена Скриба – там за Артура Мэшема сражаются аж две высокородные леди.

Королева и герцогиня! Да, в реале такого быть не могло – королева Анна была в те годы растолстевшей, депрессивной женщиной, потерявшей всех своих детей и потому – безучастной ко всему, кроме еды, а герцогиня Мальборо …она просто всю жизнь любила своего мужа, Джона Черчилля. Такое тоже бывает.

Да, если уж мы заговорили о семействе Мальборо и Джоне Черчилле – его самого, когда он ещё не был герцогом и знаменитым полководцем, приглядела для себя придворная красавица – графиня Барбара Каслмейн (к слову, и сама фаворитка короля Карла II... Эх, нравы...). Эта мадам и вывела Джона в люди.

Нет, он, конечно, и сам был умён, храбр и ловок, но без обворожительной Барбары он шёл бы к успеху несколько дольше. Да, разница в возрасте меж ними - десять лет, а в те века между тридцатилетней матроной и двадцатилетним парнем была целая пропасть.

В «Женитьбе Фигаро» мы наблюдаем заигрывание графини Альмавивы с пажом Керубино, коего, кстати, тоже (шутя и развлекаясь) переодевают в женское платье и выпускают вместе с толпой селянок. Кстати, Керубино нешуточно влюблён в госпожу, мечтая о ней денно и нощно.

Джакомо Казанова, этот знаток амурных дел, в своих мемуарах писал, что в Париже и Версале встречал целую когорту великолепных дам, оказывавших особое внимание молодым-красивым дворянчикам из провинции, ищущим место при дворе.

В частности, упоминает он пожилую маркизу д'Юрфе, что использовала свежих кавалеров в качестве...омолаживающего компонента. Неслучайно это время называется эпохой фаворитизма - всё получали не только фаворитки, но и фавориты.

Что так далеко ходить? Иван Шувалов – этот покровитель искусств и наук, друг Михаила Ломоносова – смог реализовать свои таланты лишь после того, как стал фаворитом Елизаветы Петровны. Она была старше него на целую вечность - когда он только родился, она уже слыла первой красавицей Европы.

Об увлечениях Екатерины Великой – о Васильчикове, Ланском, Зубове, Дмитриеве-Мамонове тоже наверняка знаете. От императриц не отставали и многие столичные аристократки. Конечно, не всем это нравилось даже тогда! Были те, кто осуждали фаворитизм и строчили памфлеты (не в России).

Писательница Нина Соротокина, автор саги про гардемаринов, отлично всё это знала. Другое дело, что Алёша Корсак не успел стать фаворитом – по самому краешку прошёл, не зацепившись. И да, в книге повествуется о том, как Алексей тяготился той ситуацией, но боялся всесильную Анну Головкину.

P. S. Быть может, я кого-то фраппировала, поведав о малоприятной составляющей того изящного времени. Как показывает практика, люди во все века - одинаковы, разве что в XVIII веке иметь юного фаворита было пикантно, а уже в XIX - непристойно.

Zina KorZina (c)

Там есть сцена, где маман Анастасии Ягужинской, светская львица Анна Бестужева (Нелли Пшённая) прибывает в навигацкую школу и требует к себе Корсака. Затем недвусмысленно так намекает, что приедет нынче вечером в самодеятельный театр – поможет в костюм облачаться.



Кадр из фильма «Гардемарины, вперёд!» (1987). Скриншот.


Характер их диалога говорит о том, что Анна Гавриловна только присматривается к очаровательному юноше, хотя, намерения мадам яснее ясного. «Пора …пора тебе переходить на мужские роли» , — это намёк на некую мужскую роль и в жизни.

То есть ничего пока не было. Но такое положение дел было в целом свойственно для XVI-XVIII столетий – некая состоятельная и знатная дама в летах брала под покровительство молодого и привлекательного дворянина, небогатого, но с перспективами.

Мальчика одевали и одаривали, попутно обучая его искусству любви, а затем – выгодно женили. Это с одной стороны презиралось обществом, но с другой –... поощрялось. На этом, кстати, выстроен сюжет знаменитого «Стакана воды» Эжена Скриба – там за Артура Мэшема сражаются аж две высокородные леди.

Королева и герцогиня! Да, в реале такого быть не могло – королева Анна была в те годы растолстевшей, депрессивной женщиной, потерявшей всех своих детей и потому – безучастной ко всему, кроме еды, а герцогиня Мальборо …она просто всю жизнь любила своего мужа, Джона Черчилля. Такое тоже бывает.

Да, если уж мы заговорили о семействе Мальборо и Джоне Черчилле – его самого, когда он ещё не был герцогом и знаменитым полководцем, приглядела для себя придворная красавица – графиня Барбара Каслмейн (к слову, и сама фаворитка короля Карла II... Эх, нравы...). Эта мадам и вывела Джона в люди.

Нет, он, конечно, и сам был умён, храбр и ловок, но без обворожительной Барбары он шёл бы к успеху несколько дольше. Да, разница в возрасте меж ними - десять лет, а в те века между тридцатилетней матроной и двадцатилетним парнем была целая пропасть.

В «Женитьбе Фигаро» мы наблюдаем заигрывание графини Альмавивы с пажом Керубино, коего, кстати, тоже (шутя и развлекаясь) переодевают в женское платье и выпускают вместе с толпой селянок. Кстати, Керубино нешуточно влюблён в госпожу, мечтая о ней денно и нощно.

Джакомо Казанова, этот знаток амурных дел, в своих мемуарах писал, что в Париже и Версале встречал целую когорту великолепных дам, оказывавших особое внимание молодым-красивым дворянчикам из провинции, ищущим место при дворе.

В частности, упоминает он пожилую маркизу д'Юрфе, что использовала свежих кавалеров в качестве...омолаживающего компонента. Неслучайно это время называется эпохой фаворитизма - всё получали не только фаворитки, но и фавориты.

Что так далеко ходить? Иван Шувалов – этот покровитель искусств и наук, друг Михаила Ломоносова – смог реализовать свои таланты лишь после того, как стал фаворитом Елизаветы Петровны. Она была старше него на целую вечность - когда он только родился, она уже слыла первой красавицей Европы.

Об увлечениях Екатерины Великой – о Васильчикове, Ланском, Зубове, Дмитриеве-Мамонове тоже наверняка знаете. От императриц не отставали и многие столичные аристократки. Конечно, не всем это нравилось даже тогда! Были те, кто осуждали фаворитизм и строчили памфлеты (не в России).

Писательница Нина Соротокина, автор саги про гардемаринов, отлично всё это знала. Другое дело, что Алёша Корсак не успел стать фаворитом – по самому краешку прошёл, не зацепившись. И да, в книге повествуется о том, как Алексей тяготился той ситуацией, но боялся всесильную Анну Головкину.

P. S. Быть может, я кого-то фраппировала, поведав о малоприятной составляющей того изящного времени. Как показывает практика, люди во все века - одинаковы, разве что в XVIII веке иметь юного фаворита было пикантно, а уже в XIX - непристойно.

Zina KorZina (c)

Читайте также

Комментарии 0

Войдите для комментирования
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ