Система Pontiac Tri-Power, устанавливающаяся на некоторые модели бренда с 1957 по 1966 год, добавила новый термин в словарь «хот-роддеров». У Tri-Power интересная история. Давайте взглянем на нее.
image.png184.31 KB
Рассказ стоит начать с компании Rochester Products, основанной в Рочестере, в 1908 году и приобретенной General Motors в 1929 году. Изначально она была поставщиком различных электрических компонентов, от прикуривателей до стартеров. В 1950 году подразделение расширило свою линейку, начав выпуск карбюраторов. Серия 2G (2GC, 2GV, 2GE и т. д.), впервые выпущенная в 1955 году, стала одной из самых популярных моделей, устанавливавшихся на десятки миллионов автомобилей GM до 1978 года. Имея практически не убиваемую конструкцию, двухкамерный Rochester оказался идеальным карбюратором для большинства двигателей.
image.png249.27 KB
В 1957 году новый генеральный директор Pontiac, Саймон Э. «Банки» Кнудсен, решил поменять имидж своего подразделения и привлечь к своей продукции интерес молодежи.
«Вы можете продать машину молодого человека старику, но вы не можете продать машину старика молодому человеку», — сказал Банки.
Чтобы добиться этого, Кнудсен начал погоню за мощностью и начиная с 1957 года, Pontiac предлагал механический впрыск топлива Rochester, очень похожий систему, что использовалась в Chevrolet. Установка впрыска была передовой и эффективной мерой, но не без проблем, основными из которых были надежность, сложность обслуживания и стоимость — колоссальные 500 долларов за опцию.
image.png402.57 KB
В качестве недорогой альтернативы, Pontiac решил взять пример с гонщиков и хот-роддеров того времени, которые давно использовали один рабочий трюк - использовали обычные, распространенные карбюраторы, просто устанавливали несколько штук сразу, чтобы обеспечить достаточное количество топливной смеси. В американских хот-родах двух- и трехкарбюраторные топливные системы были нормой, поэтому инженеры Pontiac пошли на очевидный шаг. Двухкамерные карбюраторы Rochester стоили очень дешево, примерно от 5 до 10 долларов за штуку. Это позволило Pontiac создать трехкарбюраторную систему Tri-Power всего за 90–100 долларов. Это была лишь малая часть от стоимости системы впрыска топлива или дорогих четырехкамерных карбюраторов Carter или Holley, и при этом позволяла компании заработать.
Хотя трехкарбюраторная установка выглядела впечатляюще сложной, на самом деле она была довольно проста. На холостом ходу и на малых оборотах работал только центральный карбюратор, обеспечивая малый расход топлива. Но при большем открытии дроссельной заслонки крайние карбюраторы постепенно включались в работу, благодаря вакуумной системе управления.
С помощью установки Tri-Power, Pontiac смог предложить динамические характеристики, аналогичные тем, которые предлагала система впрыска топлива, но по гораздо более разумной цене.
Журнал Motor Trend в одной из своих статей сообщал, что автомобили с Tri-Power были немного, но быстрее авто со впрыском. И, конечно же, три ряда карбюраторов под капотом выглядели очень круто.
image.png252.5 KB
Другие подразделения GM незамедлительно стали предлагать системы 3X2 Rochester, а Oldsmobile, Chevrolet и Cadillac выпустили другие вариации на эту тему. В январе 1957 года Oldsmobile представила «J-2» для 371 CID V8 и предлагала эту опцию два года. А в 1966 году выпустила аналогичную систему 3X2 для модели 442.
Хотя название Tri-Power было запатентовано Pontiac, этот термин быстро приобрел так называемый эффект «Ксерокс», став общепринятым. Все трехкарбюраторные установки стали называть «Tri-Power», независимо от происхождения.
image.png227.32 KB
Cadillac предлагал систему Rochester 3X2 с 1958 по 1960 год, заменив дорогую систему 2X4 Carter, использовавшуюся на тот момент. Компания Chevrolet (выше) успешно использовала систему с тремя карбюраторами на форсированных версиях своего 348 CID V8 с 1958 по 1961 год.
image.png220.4 KB
Pontiac предлагал Tri-Power на различных двигателях (347, 370, 389 и 421 CID) с 1957 по 1966 год. В 1967 году его наконец заменили более современным четырехкамерным Rochester Quadrajet.
P. S. Также на фото выше: В 1965 году Pontiac начал предлагать систему забора холодного воздуха, которая продавалась за 30 долларов и включала нижнюю часть воздухозаборника, устанавливающуюся на карбюраторы, параллоновый уплотнитель и инструкции по изготовлению внешнего воздухозаборника для капота (на самом деле он был слишком маленьким, чтобы обеспечить сколь-нибудь ощутимое увеличение мощности). Pontiac назвал эту опцию «Ram Air».
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Система Pontiac Tri-Power, устанавливающаяся на некоторые модели бренда с 1957 по 1966 год, добавила новый термин в словарь «хот-роддеров». У Tri-Power интересная история. Давайте взглянем на нее. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 188734, "height": 402, "pic_id": 794773, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/01/08/image_y4L28wk.jpeg", "width": 625}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Рассказ стоит начать с компании Rochester Products, основанной в Рочестере, в 1908 году и приобретенной General Motors в 1929 году. Изначально она была поставщиком различных электрических компонентов, от прикуривателей до стартеров. В 1950 году подразделение расширило свою линейку, начав выпуск карбюраторов. Серия 2G (2GC, 2GV, 2GE и т. д.), впервые выпущенная в 1955 году, стала одной из самых популярных моделей, устанавливавшихся на десятки миллионов автомобилей GM до 1978 года. Имея практически не убиваемую конструкцию, двухкамерный Rochester оказался идеальным карбюратором для большинства двигателей. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 255254, "height": 469, "pic_id": 794774, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/01/08/image_GFIUK6y.jpeg", "width": 575}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1957 году новый генеральный директор Pontiac, Саймон Э. «Банки» Кнудсен, решил поменять имидж своего подразделения и привлечь к своей продукции интерес молодежи. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Вы можете продать машину молодого человека старику, но вы не можете продать машину старика молодому человеку», — сказал Банки."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Чтобы добиться этого, Кнудсен начал погоню за мощностью и начиная с 1957 года, Pontiac предлагал механический впрыск топлива Rochester, очень похожий систему, что использовалась в Chevrolet. Установка впрыска была передовой и эффективной мерой, но не без проблем, основными из которых были надежность, сложность обслуживания и стоимость — колоссальные 500 долларов за опцию. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 412230, "height": 479, "pic_id": 794776, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/01/08/image_hZDfL9f.jpeg", "width": 652}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В качестве недорогой альтернативы, Pontiac решил взять пример с гонщиков и хот-роддеров того времени, которые давно использовали один рабочий трюк - использовали обычные, распространенные карбюраторы, просто устанавливали несколько штук сразу, чтобы обеспечить достаточное количество топливной смеси. В американских хот-родах двух- и трехкарбюраторные топливные системы были нормой, поэтому инженеры Pontiac пошли на очевидный шаг. Двухкамерные карбюраторы Rochester стоили очень дешево, примерно от 5 до 10 долларов за штуку. Это позволило Pontiac создать трехкарбюраторную систему Tri-Power всего за 90–100 долларов. Это была лишь малая часть от стоимости системы впрыска топлива или дорогих четырехкамерных карбюраторов Carter или Holley, и при этом позволяла компании заработать."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Хотя трехкарбюраторная установка выглядела впечатляюще сложной, на самом деле она была довольно проста. На холостом ходу и на малых оборотах работал только центральный карбюратор, обеспечивая малый расход топлива. Но при большем открытии дроссельной заслонки крайние карбюраторы постепенно включались в работу, благодаря вакуумной системе управления. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С помощью установки Tri-Power, Pontiac смог предложить динамические характеристики, аналогичные тем, которые предлагала система впрыска топлива, но по гораздо более разумной цене. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Журнал "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Motor Trend"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " в одной из своих статей сообщал, что автомобили с Tri-Power были немного, но быстрее авто со впрыском. И, конечно же, три ряда карбюраторов под капотом выглядели очень круто."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 258555, "height": 427, "pic_id": 794778, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/01/08/image_7FKIXod.jpeg", "width": 569}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Другие подразделения GM незамедлительно стали предлагать системы 3X2 Rochester, а Oldsmobile, Chevrolet и Cadillac выпустили другие вариации на эту тему. В январе 1957 года Oldsmobile представила «J-2» для 371 CID V8 и предлагала эту опцию два года. А в 1966 году выпустила аналогичную систему 3X2 для модели 442."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Хотя название Tri-Power было запатентовано Pontiac, этот термин быстро приобрел так называемый эффект «Ксерокс», став общепринятым. Все трехкарбюраторные установки стали называть «Tri-Power», независимо от происхождения. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 232780, "height": 369, "pic_id": 794779, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/01/08/image_vyNhILJ.jpeg", "width": 583}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Cadillac предлагал систему Rochester 3X2 с 1958 по 1960 год, заменив дорогую систему 2X4 Carter, использовавшуюся на тот момент. Компания Chevrolet (выше) успешно использовала систему с тремя карбюраторами на форсированных версиях своего 348 CID V8 с 1958 по 1961 год. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 225688, "height": 350, "pic_id": 794780, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2024/01/08/image_8M23kfp.jpeg", "width": 581}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Pontiac предлагал Tri-Power на различных двигателях (347, 370, 389 и 421 CID) с 1957 по 1966 год. В 1967 году его наконец заменили более современным четырехкамерным Rochester Quadrajet."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "P. S. Также на фото выше: В 1965 году Pontiac начал предлагать систему забора холодного воздуха, которая продавалась за 30 долларов и включала нижнюю часть воздухозаборника, устанавливающуюся на карбюраторы, параллоновый уплотнитель и инструкции по изготовлению внешнего воздухозаборника для капота (на самом деле он был слишком маленьким, чтобы обеспечить сколь-нибудь ощутимое увеличение мощности). Pontiac назвал эту опцию «Ram Air». "}], "attributes": []}], "selectedRange": [4436, 4436]}
Комментарии 1